Энциклопедия решений. Возможность исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ не в полном объеме

Возможность исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ не в полном объеме

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, и только в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке (далее - документация). При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ.


Частью 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, предусматривающей случаи изменения контракта после его подписания, установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, перечисленных в названной норме.

В частности, согласно пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - контрактом, по предложению заказчика могут быть увеличены или уменьшены предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10%.

В большинстве прочих случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, для изменения количества товара, объема работ или услуг по контракту требуется издание нормативных правовых актов*(1).


Отсюда следует, что количество товара, объем работ или услуг по подписанному контракту по общему правилу не может изменяться. Изменение количества товара, объема работ или услуг по подписанному контракту по соглашению сторон (по предложению заказчика) допускается только в пределах 10% и только если это было предусмотрено в документации и контракте.


Вместе с тем, по нашему мнению, это не означает, что контракт должен быть исполнен в полном объеме в любом случае, независимо ни от каких объективных обстоятельств. Закон N 44-ФЗ такого требования не содержит и, более того, представляется, что такое требование противоречило бы принципам закупки, среди которых и принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст.ст. 6, 12 Закона N 44-ФЗ). Ведь в случае отпадения потребности, например, в выполнении каких-либо объемов работ или их уточнении в ходе исполнения контракта в меньшую сторону средства будут истрачены на фактически не имеющуюся потребность. Кроме того, как сказано выше, раз цена по контракту определяется за весь объем товаров (работ, услуг), следовательно, уплата полной цены за выполненные не в полном объеме работы, услуги, не поставленные полностью товары должна быть оценена как неосновательное обогащение поставщика или исполнителя (ст. 1102 ГК РФ).


Запрет на изменение контракта не оставляет много вариантов разрешения подобных ситуаций. Один из наиболее очевидных - расторжение контракта по соглашению сторон после поставки необходимого количества товаров, выполнения и приемки фактически необходимых объемов работ, услуг.

Часть 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ прямо устанавливает, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон. Каких-либо специальных оснований для этого не требуется, достаточно самого наличия обоюдного согласия сторон на расторжение контракта.

Таким образом, заказчик может заключить с контрагентом соглашение о расторжении контракта, оплатив лишь фактически выполненный объем работ, услуг, поставленное количество товаров.

Аналогичные разъяснения даны в разъяснениях по вопросу 2 письма Минэкономразвития России от 28.03.2016 N Д28и-898, письме Минэкономразвития России от 13.01.2017 N Д28и-166, письме Минфина России от 24.10.2017 N 24-03-08/69599.


Кроме того, на наш взгляд, допустим вариант, когда по исполнении контракта в объеме фактически сложившейся потребности его стороны составят акт об исполнении контракта, в котором и зафиксируют исполнение в объеме имевшейся потребности и отпадение остающейся ее части.

Вместе с тем хотим заметить, что хотя административной ответственности за неполное исполнение контракта без наличия к тому объективных причин не установлено, однако нельзя исключить наступление негативных последствий для заказчика, в том числе вследствие неэффективного использования бюджетных средств.


В заключение обратим внимание, что от ситуации, когда у заказчика по объективным причинам отпала потребность в части товаров, работ, услуг, приобретаемых по условиям контракта, следует отличать ситуацию, когда на момент прекращения срока действия контракта часть товаров, работ, услуг осталась непринятой, а заказчик сохраняет потребность в полном исполнении контракта.

В этом случае актуальны разъяснения, данные в письме Минэкономразвития России от 10.02.2015 N Д28и-175, согласно которым заказчик вправе осуществить приемку товара и его оплату. При этом, поскольку изменения срока действия контракта не происходит, заказчик не подлежит административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ. Мы согласны с данным мнением.


______________________________

*(1) Часть 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусматривала большую свободу изменения контракта, но только в отношении контрактов, срок исполнения которых завершался в 2015 и 2016 годах.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой