Энциклопедия решений. Определение некоторых обязательных условий договора по Закону N 223-ФЗ: сроки и порядок расчетов

Определение некоторых обязательных условий договора по Закону N 223-ФЗ: сроки и порядок расчетов

Закон N 223-ФЗ указывает, что в документацию о закупке обязательно включаются указания о сроках (периодах) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Иными словами, установление данного условия в договоре, заключаемом в соответствии с Законом N 223-ФЗ, обязательно. Вместе с тем Закон N 223-ФЗ никак не регламентирует срок, на который заключаются заказчиками договоры. Обязанность заказчиков размещать в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год, установленная ч. 2 ст. 4 Закон N 223-ФЗ, не касается срока действия или срока исполнения договоров, заключаемых в соответствии с этим Законом (см. также письмо Минэкономразвития России от 02.09.2011 N Д28-317).

Также п. 6 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ устанавливая обязательность включения в документацию о закупке указаний о форме, сроках и порядке оплаты товара, работы, услуги, никак не регламентирует эти условия. В связи с этим заметим, что ограничения размера авансовых платежей, как правило, предусматриваются для получателей бюджетных средств, а также организаций, осуществляющих в установленном порядке полномочия получателей бюджетных средств (на федеральном уровне такие ограничения установлены постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"). Бюджетные учреждения, получающие субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ, равно как и автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств (ст. 6 БК РФ) и, следовательно, не являются участниками бюджетного процесса (п. 1 ст. 152 БК РФ). Соответственно, на них эти ограничения не распространяются (см. также письмо Минфина России от 29.07.2014 N 02-01-07/37190, п. 1 письма Минфина России от 29.08.2014 N 02-03-11/43458). Тем более, никак не ограничены в порядке установления порядка платежей, в том числе - в части установления размера авансовых платежей иные заказчики, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ.

Соответственно, заказчик может руководствоваться принципом свободы договора, закрепленного в п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ, согласно которому стороны договора свободны в определении любых условий договора, кроме противоречащих закону и кроме тех случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (см. также ст. 422 ГК РФ), с учетом существа способа закупки.

Таким образом, срок действия договора, срок исполнения обязательств по нему - сроки поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, а также порядок (сроки) расчетов по по договору, заключаемому в соответствии с Законом N 223-ФЗ, определяется исключительно заказчиком в документации о закупке или соглашением сторон.


Исключение в отношении сроков расчетов предусмотрено п.п. 14.3, 28, 32.1 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного на основании ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352. Указанные нормы содержат единообразные указания, что срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 30 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора).


Обращаем внимание, что срок исполнения обязательств по контракту не тождественен сроку действия контракта. Согласно п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, что, как правило, предшествует началу исполнения обязательств. А в силу п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Как видим, закон устанавливает, что по общему правилу срок исполнения обязательств может оканчиваться и позже, чем установленный договором (в том числе - договором, заключаемым в соответствии с Законом N 223-ФЗ) срок его действия. Исключение - прекращение обязательств в момент прекращения действия договора - может быть предусмотрено только условиями самого договора.


В отношении порядка расчетов также заметим, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ). Заметим, что, хотя в Законе N 223-ФЗ этого не указано, при заключении договора с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем и не занимающимся частной практикой, заказчик обязан в соответствии со ст. 226 НК РФ, выступая в качестве налогового агента такого лица, исчислять и уплачивать за счет причитающихся ему по договору сумм сумму НДФЛ. Эта обязанность, как и прочие обязанности по уплате налогов устанавливается налоговым законодательством (пп. 1, 2 ст. 1 НК РФ) и не зависит от условий гражданско-правового договора (см. также п. 3 ст. 2 ГК РФ).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на июнь 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой