Энциклопедия решений. Порядок закупки по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика

Порядок закупки по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика

Порядок закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее также - контрагент) урегулирован ч.ч. 2 - 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ и различается в зависимости от того, на основании какого пункта ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заключается контракт. Различия обуславливаются следующим.


Во-первых, ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ устанавливает для ряда случаев закупки у единственного контрагента (п.п. 4, 5, 9, 10, 15, 20 - 48 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) исключения из обязанности заказчика размещать извещение об осуществлении закупки, предусмотренной ст. 42 Закона N 44-ФЗ, а для ряда случаев вводит дополнительную обязанность уведомлять ФАС России о заключении контракта.


Во-вторых, ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ для ряда случаев вводится обязанность заказчика обосновывать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования конкурентных способов определения контрагента.


В-третьих, вне зависимости от основания закупки, содержащегося в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, закупка должна быть предусмотрена в плане-графике (п. 4 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных на основании ч. 4 ст. 21 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 (далее - Правила), п. 6 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных на основании ч. 5 ст. 21 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 (далее - Требования)). Если же закупка в плане-графике отсутствует, то до осуществления закупки в план-график необходимо внести изменения. При этом п.п. 9, 10 Правил, п.п. 11, 12 Требований предусмотрены различные сроки внесения таких изменений.


В-четвертых, в силу ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ Федеральное казначейство как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (см. п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703), ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов). Однако в силу этой же нормы в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Поэтому в отношении таких закупок отсутствует обязанность заказчика в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта направить указанную в ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ информацию в Федеральное казначейство.


Особо выделяются закупки на основании п.п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, которые применяются для заключения контракта с единственным контрагентом в случае признания несостоявшимся определения контрагента конкурентным способом. Порядок заключения контракта с единственным контрагентом предусмотрен самими этими нормами и зависит от того, какая именно конкурентная процедура определения контрагента была признана несостоявшейся. Поэтому такой порядок рассмотрен в материалах, посвященных последствиям признания конкретных конкурентных процедур определения контрагента несостоявшимися.


Общий же порядок непосредственно заключения контракта с единственным контрагентом Законом N 44-ФЗ не урегулирован. Нормами Гражданского кодекса РФ на которых в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), урегулирован только порядок заключения государственного или муниципального контракта на поставку товаров (ст. 528 ГК РФ). Данный порядок применяется также при заключении государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ в силу ст. 765 ГК РФ (подробнее этот порядок рассмотрен в отдельном материале).

Применение того же порядка к иным государственным и муниципальным контрактам, а также контрактам бюджетных учреждений и унитарных предприятий законом напрямую не предусмотрено. Соответственно, все прочие контракты, являясь гражданско-правовыми договорами (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ), по общему правилу заключаются в общем порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ для заключения договоров (глава 28 ГК РФ). Если контракт относится к виду договоров, заключение которых урегулировано отдельным законом, иным нормативным правовым актом, безусловно, должны применяться нормы соответствующего акта. Например, заключение договора на управление многоквартирным жилым домом регулируется положениями Жилищного кодекса РФ, на что и указывает п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

При этом следует учитывать, что, по мнению регулирующих и контролирующих органов, по общему правилу предполагается заключение контракта в письменной форме путем подписания одного документа. Такой вывод можно сделать и из обязательности включения в контракт условий, предусмотренных ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Исключения, как для формы контракта, так и в отношении включения в него обязательных условий, установлены ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Подробнее требования к форме и содержанию контракта с единственным контрагентом рассмотрены в отдельном материале.

Внимание

По общему правилу заключение договора не является для участников гражданских правоотношений обязательным (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 421 ГК РФ), это касается и государственного или муниципального контракта (см. п. 5 ст. 528 ГК РФ). Исключение, обязанность для какого-либо лица заключить договор предусматривается самим Гражданским кодексом РФ, иным законом или добровольно принятым обязательством (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Например, субъект естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", при наличии у него возможности произвести (реализовать) такие товары (п. 1 ст. 8 указанного Закона).

Порядок закупки по разным пунктам ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ также подробнее рассмотрен в отдельных материалах.

Тема

Порядок проведения отдельных процедур определения контрагентов по Закону N 44-ФЗ


См. также

Порядок заключения государственного (муниципального) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком)

Форма и содержание контракта, заключаемого по Закону N 44-ФЗ с единственным поставщиком

Порядок закупки на основании п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

Порядок закупки на основании п.п. 3, 11, 12, 13, 14, 17, 18 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

Порядок закупки на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

Порядок закупки на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

Порядок закупки на основании п. 34 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

Порядок закупки на основании п.п. 1, 2, 7, 8, 16, 19 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

Порядок закупки на основании п.п. 23, 46 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

Порядок закупки на основании п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

Порядок закупки на основании п.п. 10, 22, 27, 30, 31, 32, 35, 37, 38, 39, 30, 41, 43 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

Порядок закупки на основании п.п. 15, 20, 21, 26, 29, 33, 36 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

Заключение контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ вследствие признания закрытого конкурса или закрытого аукциона несостоявшимся

Порядок закупки у единственного поставщика в случае признания несостоявшейся закупки по Закону N 44-ФЗ конкурентным способом, не являющимся закрытым

Закупка у единственного поставщика. Подборка документов


Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой