Энциклопедия решений. Форма и содержание контракта, заключаемого по Закону N 44-ФЗ с единственным поставщиком

Форма и содержание контракта, заключаемого по Закону N 44-ФЗ с единственным поставщиком

Законом N 44-ФЗ напрямую не установлено требований к контракту вообще и к контракту, заключаемому с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее - также контрагент) в частности. Данный вопрос следует рассматривать в контексте норм Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), и которые должны применяться к контрактам, являющимся гражданско-правовыми договорами (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ), если иное не установлено Законом N 44-ФЗ (см. также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).


Необходимо учесть, что в силу пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ по общему правилу сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме.

По мнению государственных органов, любые контракты, включая контракты бюджетных учреждений, в том числе контракты с единственным контрагентом, должны заключаться по общему правилу в письменной форме путем подписания одного документа, в частности, ввиду требования п. 9 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ о передаче копии заключенного контракта в реестр контрактов, заключенных заказчиками*(1). Кроме того, такое требование вытекает из ряда подзаконных правовых актов (подробнее смотрите об этом в отдельном материале).

Однако заключение договора именно путем подписания одного документа является не единственным способом заключения договора в письменной форме (п.п. 2, 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ). Соответственно, требование о заключении контракта путем подписания одного документа следует считать дополнительным требованием к форме сделки, установленным законом согласно абзацу третьему п. 1 ст. 160 ГК РФ.


Следует также иметь в виду, что по общему правилу контракт должен включать обязательные условия, предусмотренные ст. 34 Закона N 44-ФЗ, в том числе условия о штрафных санкциях (подробнее содержание контракта рассмотрено в отдельных материалах).

В качестве дополнительного условия, которое следует из ч.ч. 3, 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, контракты, заключенные на основании п.п. 3, 6, 9 - 14, 17, 18, 22, 23, 27, 30 - 32, 34, 35, 37 - 41, 43 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, должны содержать расчет и обоснование цены контракта.

Также согласно ч.ч. 1, 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ контракты, заключенные на основании п.п. 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93, могут, а в иных случаях - должны содержать условие о предоставлении обеспечения исполнения таких контрактов.


Исключение из вышеописанных общих правил предусмотрено ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Согласно ей при заключении контракта в случаях, предусмотренных п.п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, заказчиком могут не применяться положения ч.ч. 4 - 9, 11 - 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, перечисляющие ряд обязательных требований к условиям контракта. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок.

Отсюда следует, что контракты на основании указанных пунктов могут заключаться в устной форме, когда такая возможность допускается Гражданским кодексом РФ (п. 2 ст. 159, п. 2 ст. 161 ГК РФ). В частности, так могут заключаться контракты, относящиеся не к договорам поставки, а к договорам розничной купли-продажи (покупка товара в магазине), получение чека об оплате по которым только подтверждает факт заключения договора (ст. 493 ГК РФ), и подобные им контракты. Такие контракты определенно могут заключаться на основании п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (см. также, например, письмо Минэкономразвития России и Минфина России от 05.08.2014 NN 18505-ЕЕ/Д28и/02-02-04/39043), а по нашему мнению - и на основании п.п. 15, 26, 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Кроме того, по нашему мнению, поскольку ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ отменяет действие специальных требований к форме указанных в ней контрактов, такие контракты могут заключаться в письменной форме путем обмена документами (например, письмами), в том числе с использованием электронной связи, или путем совершения конклюдентных действий (оплата по счету и т.п.) в соответствии с п. 2 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ. В частности, в письме Минэкономразвития России от 11.01.2017 N Д28и-145 указано, что заказчик вправе осуществлять оплату коммунальных услуг в соответствии с п.п. 1 и 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на основании выставленного счета.

Однако возможность практической реализации перечисленных возможностей остается неясной с учетом вышеупомянутого мнения государственных органов о необходимости составления одного документа во всех случаях, когда копия контракта должна быть передана в реестр контрактов, заключенных заказчиками. Исключение из этой обязанности для контрактов, перечисленных в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, установлено только для закупки у единственного контрагента на основании п.п. 4, 5, 23, 44, 45, п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).

Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.


______________________________

*(1) Это можно понять из п.п. 7 и 10 Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой