Энциклопедия решений. Отзыв и изменение заявки на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ

Отзыв и изменение заявки на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ

В соответствии со ст. 43 Закона N 44-ФЗ участник конкурса (далее - участник) вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в конкурсе (далее - заявка) до истечения срока подачи заявок с учетом положений этого Закона. В этом случае участник не утрачивает право на внесенные в качестве обеспечения заявки денежные средства. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок. Заметим, что из этой нормы следует, что закон разграничивает изменение заявки и отзыв заявки. Изменение заявки не предполагает отзыв участником открытого конкурса ранее поданной заявки. По смыслу ст. 43 Закона N 44-ФЗ изменение поданной заявки означает, например, уточнение, замену отдельных сведений, содержащихся в документах, представленных в составе заявки (например, изменение предложения о цене единицы товара, который является объектом закупки - ч.ч. 2, 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ), а не подачу новой заявки.

Закон не устанавливает каких-либо требований к наличию оснований для изменения или отзыва заявки, поэтому участник вправе изменить или отозвать заявку до окончания срока подачи заявок просто при наличии такого желания.


Отметим, что в настоящее время актуальным остается вопрос о дополнении заявки сведениями и документами, изначально в ней не содержавшимися.

В судебной практике распространен подход, в соответствии с которым участник не вправе дополнить заявку сведениями и документами, которые отсутствовали в первоначальной заявке, если с учетом отсутствия таких сведений и документов первоначальная заявка должна быть признана не отвечающей требованиям, предъявляемым Законом N 44-ФЗ и конкурсной документацией. Такое дополнение не является изменением заявки в контексте правил ст. 43 Закона N 44-ФЗ. В этом случае участник закупки вправе подать новую заявку, однако для соблюдения требования ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ он должен отозвать первоначальную заявку (см., например, постановление АС Поволжского округа от 20.05.2016 N Ф06-8352/16, оставленное без изменения определением ВС РФ от 13.09.2016 N 306-КГ16-10763, постановление АС Уральского округа от 16.02.2015 N Ф09-9930/14, постановление Девятого ААС от 02.03.2015 N 09АП-2016/15). Реже суды высказывают и противоположную точку зрения. Так, в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 27.12.2016 N Ф04-6027/16 указано, что Закон N 44-ФЗ не запрещает участникам вносить изменения в свою заявку путем замены документа и/или дополнения документами до истечения срока подачи заявок.

Позиция Минэкономразвития России по данному вопросу отражена в письме от 30.12.2015 N Д28и-3858. Представители ведомства полагают, что изменения в заявку в соответствии со ст. 43 Закона N 44-ФЗ являются документами, дополняющими уже поданную заявку. Документы, поданные в составе изменений в заявку, являются частью заявки. При этом необходимость подавать повторно полный комплект документов при внесении изменений в заявку в соответствии с требованиями документации о закупке отсутствует.

ФАС России по данному вопросу разъяснений не давал. В приведенной выше судебной практике можно увидеть различные мнения представителей региональных УФАСов. В постановлениях АС Поволжского округа от 20.05.2016 N Ф06-8352/16, АС Западно-Сибирского округа от 27.12.2016 N Ф04-6027/16 представители антимонопольного органа по вопросу дополнения заявки документами, которые не содержались в первоначальной заявке, придерживаются такой же позиции, как и специалисты Минэкономразвития России. В постановлении АС Уральского округа от 16.02.2015 N Ф09-9930/14 специалисты антимонопольного органа занимают противоположную позицию.


По мнению Минэкономразвития России, высказанному в письмах от 30.12.2015 N  Д28и-3858 и от 28.12.2016 N Д28и-3532, в целях оценки заявок, в которые вносились изменения и которые могут содержать одинаковые условия, датой подачи заявки считается дата подачи последних изменений в заявку. Полагаем, данную точку зрения справедливой, поскольку иной подход создавал бы необоснованные преимущества недобросовестным участникам, которые могли бы подать "недоработанные" заявки, а затем изменять условия, улучшая свое предложение.


Закон N 44-ФЗ не устанавливает требований к порядку оформления изменения и отзыва заявки. При проведении открытого конкурса конкурсная документация должна содержать порядок и срок отзыва заявок, порядок возврата заявок (в том числе поступивших после окончания срока подачи заявок), порядок внесения изменений в заявки (п. 7 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ). Полагаем, что это относится и к конкурсной документации, составляемой при проведении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса и соответствующих закрытых конкурсов (ч. 3 ст. 56, ч. 3 ст. 57, ч.ч. 2, 11, 15 ст. 85 Закона N 44-ФЗ).

В любом случае, по нашему мнению, по смыслу положений ст. 51 Закона N 44-ФЗ к порядку подачи изменений заявок на участие в открытом конкурсе должны предъявляться требования, аналогичные тем, которые установлены для подачи самих заявок (ч.ч. 4, 6, 10-12 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, как и сама заявка, изменения в ранее поданную заявку должны быть подписаны участником открытого конкурса, представлены также в запечатанном конверте, зарегистрированы заказчиком при их поступлении и т.д.

При этом содержание изменений в заявке должно позволять установить, что участником открытого конкурса представлено именно изменение к первоначально поданной заявке, а не новая заявка. Это вытекает из правила, установленного ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, согласно которой участник открытого конкурса вправе подать только одну заявку в отношении каждого предмета открытого конкурса (лота). В ином случае все заявки этого участника, поданные в отношении одного и того же лота, конкурсной комиссией не рассматриваются и возвращаются этому участнику (ч. 4 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).

Если вопрос об оформлении изменений заявки не решен в конкурсной документации, участник закупки может, например, указать на конверте, что он представляет изменения в ранее поданную заявку.

Если порядок отзыва заявок недостаточно урегулирован конкурсной документацией, полагаем, следует руководствоваться примерно теми же правилами. То есть участник должен направить в том же порядке, что и заявку, уведомление в свободной форме об отзыве ранее поданной заявки, необходимым и достаточным образом указав идентифицирующие такую заявку признаки.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой