• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Планирование закупок по Закону N 44-ФЗ

Планирование закупок по Закону N 44-ФЗ

См. алгоритм планирования закупок

Закон N 44-ФЗ устанавливает комплекс требований к планированию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупки).

 

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона N 44-ФЗ планирование закупок должно осуществляться исходя из определенных с учетом положений ст. 13 Закона N 44-ФЗ целей осуществления закупок. В соответствии же со ст. 13 Закона N 44-ФЗ осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:

1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами), государственными программами субъектов РФ (в том числе региональными целевыми программами), муниципальными программами;

2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением государственных программ, упомянутых выше;

3) выполнения иных, помимо упомянутых выше, функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

 

В соответствии с той же ч. 1 ст. 16 Закона N 44-ФЗ планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения:

1) планов закупок;

2) планов-графиков.

 

План закупок и план-график подлежат размещению в единой информационной системе (далее - ЕИС) (п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 4, ч.ч. 5, 9 ст. 17, ч.ч. 6, 15 ст. 21 Закона N 44-ФЗ). Напомним, что информация, содержащаяся в ЕИС, является общедоступной и предоставляется безвозмездно (сведения, составляющие государственную тайну, в ЕИС не размещаются) (ч. 4 ст. 4 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, размещение плана закупок и плана-графика в ЕИС является реализацией одной из целей регулирования закупок, определенных в ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ: обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок. Вместе с тем, по нашему мнению, обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок, в свою очередь, не является самоцелью, а призвано служить достижению других целей: повышения эффективности, результативности осуществления закупок и предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. Это определяет и требования к содержанию процесса планирования закупок.

 

Так, требованием, служащим предотвращению злоупотреблений и повышению эффективности закупок, безусловно, является нормирование закупок - установление требований к объектам закупки, в том числе предельной цены товаров, работ, услуг, и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

 

Самым существенным, на наш взгляд, является требование о включении в планы закупок и планы-графики обоснования закупок - описания соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, предусмотренным ст. 13 Закона N 44-ФЗ (ст. 18 Закона N 44-ФЗ). Обоснованы должны быть как сами объекты закупок, с учетом требований к их нормированию (в плане закупок, ч. 2 ст. 18 Закона N 44-ФЗ), так и способ конкретной закупки и начальная (максимальная) цена контракта (в плане-графике, ч. 3 ст. 18 Закона N 44-ФЗ). Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта отдельно урегулировано ст. 22 Закона N 44-ФЗ.

Требование об обосновании закупок является необходимым условием для осуществления предварительного, до осуществления закупки, контроля за реальным ее соответствием целям осуществления закупок, которое может осуществляться как контролирующими органами, так и общественностью. В рамках общественного контроля вводится специальный механизм обязательного общественного обсуждения закупок, включенных в план закупок. Следует, впрочем, заметить, что, с одной стороны, обязательное общественное обсуждение проводится только в случаях, специально установленных исполнительными органами власти, и его результаты не являются строго обязательными (ст. 20 Закона N 44-ФЗ). Однако, с другой стороны, этот механизм не исключает иных форм общественного контроля, включая и обжалование участниками закупки действий и бездействия заказчика. В любом случае анализ, обсуждение, меры реагирования контролирующих органов и общественности позволяют корректировать условия закупки, как в целях пресечения злоупотребления, так и в целях повышения ее эффективности.

Одновременно размещение в ЕИС планов закупок и планов-графиков несет в себе функцию оповещения участников закупки о предстоящих закупках. Такое информирование позволяет участникам закупки заранее подготовиться к участию в предстоящих процедурах определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Такая подготовка может заключаться в развертывании или расширении производства товаров, подготовке к выполнению работ или оказанию услуг, приобретение которых планируется заказчиком, либо оптимизации процессов производства таких товаров, выполнения таких работ или оказания таких услуг в целях снижения себестоимости и, соответственно, цены и так далее. Это само по себе также может служить повышению эффективности закупок, а путем расширения круга заинтересованных лиц - и в пресечении злоупотреблений.

 

Для облегчения информирования участников закупки вводится и такое требование к форме планирования, как стандартизация обозначения закупки и ее объектов. Это выражается в требованиях об определении закупки идентификационным кодом, формируемым по определенным правилам, обозначении объекта закупки, то есть приобретаемых товара, работы, услуги наименованием, определенным каталогом (ст. 23 Закона N 44-ФЗ).

 

Подробнее отдельные вопросы о требованиях к форме и содержанию процесса планирования закупок по Закону N 44-ФЗ рассмотрены в отдельных материалах.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой