Энциклопедия решений. Управление закупками по Закону N 44-ФЗ: контрактная служба и контрактный управляющий

Управление закупками по Закону N 44-ФЗ: контрактная служба и контрактный управляющий

Из ч.ч. 1, 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ следует, что для управления закупками заказчиком в любом случае обязательно либо назначается одно конкретное должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактный управляющий), или создается контрактная служба. Создание контрактной службы обязательно, если совокупный годовой объем закупок (далее - СГОЗ) заказчика превышает 100 миллионов рублей, в ином случае создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего осуществляется по выбору заказчика. В отсутствие указаний закона об ином, СГОЗ определяется по правилам, установленным п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ.

 

В ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ специально указывается, что контрактная служба не обязательно создается в форме специального структурного подразделения заказчика. Однако в силу ч. 3 ст. 38 Закона N 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок*(1). Такое Типовое положение (регламент) о контрактной службе утверждено приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 (далее - Типовое положение). Согласно п.п. 6, 9 Типового положения (регламента) контрактная служба создается одним из следующих способов:

- путем создания отдельного структурного подразделения, которую возглавляет руководитель структурного подразделения, назначаемый на должность приказом руководителя заказчика либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности (причем заказчик может возложить функции контрактной службы на уже существующее структурное подразделение (письмо Минэкономразвития России от 04.06.2015 N Д28и-1514)), или

- путем утверждения заказчиком постоянного состава работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения. В этом случае контрактную службу возглавляет руководитель заказчика или один из заместителей руководителя заказчика.

Отсюда следует, что работниками контрактной службы, контрактным управляющим могут быть лица только из числа сотрудников заказчика (см. также письмо Минэкономразвития России от 31.01.2014 N ОГ-Д28-834).

Структура и численность контрактной службы определяется и утверждается заказчиком, но не может составлять менее 2 человек (п. 7 Типового положения). Отметим, что по мнению Минэкономразвития России, высказанному в ответе на вопрос 2 в приложении к письму от 30.09.2014 N Д28И-1889, в случае необходимости заказчик также имеет право (при соблюдении вышеуказанных требований к СГОЗ) назначить нескольких контрактных управляющих с возложением на каждого из них определенных функций и полномочий. Однако, заметим, это можно квалифицировать и как фактическое создание контрактной службы, в связи с чем может возникнуть вопрос о ее соответствии требованиям, установленным Типовым положением, в частности, о ее руководителе.

 

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий (далее также - контрактные управляющие) должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.*(2)

Подробнее требования к контрактным управляющим и особенности их статуса в трудовых правоотношениях рассмотрены в отдельных материалах.

 

Функции и полномочия контрактных управляющих описаны в ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ. Однако данный в ней перечень не является исчерпывающим, причину чего можно увидеть в п. 7 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, согласно которому контрактные управляющие "осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом N 44-ФЗ". Безусловно, речь не идет о том, что контрактные управляющие должны непосредственно выполнять все функции и полномочия, возложенные на заказчика Законом N 44-ФЗ. Это можно увидеть и из уточнения указанных функций и полномочий в разделе II Типового положения. В частности, в эти функции включено "организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий по осуществлению закупок". Сходные уточнения даны и в отношении других функций и полномочий контрактных управляющих, что позволяет сделать вывод, что в целом речь следует вести об ответственности контрактных управляющих за организацию выполнения функций заказчика в рамках закупки. Вместе с тем, контрактные управляющие могут и непосредственно совершать в рамках закупки юридически значимые действия от имени заказчика, например, подписание контракта, если наделены заказчиком такими полномочиями (путем включения этих функций в должностные обязанности, выдачи доверенности).

 

Заметим, что из норм Закона N 44-ФЗ и Типового положения, в частности п.п. 6, 8 Типового положения, следует, что контрактная служба и комиссия по осуществлению закупок являются разными органами. Хотя закон не запрещает совмещение работниками заказчика участия в обоих этих органах (см. письмо Минэкономразвития России от 23.08.2013 N Д28и-974), и фактически они могут состоять из одних и тех же лиц.

 

Согласно ч. 5 ст. 38 Закона N 44-ФЗ при централизации закупок в соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона N 44-ФЗ контрактные управляющие осуществляют полномочия, предусмотренные Законом N 44-ФЗ и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактные управляющие несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий (см. также ответ на вопросы 5, 6 в приложении к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889). Следует отметить, что Минэкономразвития России в письме от 11.04.2014 N Д28и-477 высказало мнение, что при передаче уполномоченному заказчику полномочий на планирование и осуществление закупок, включая определение контрагентов, заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение заказчик не обязан создавать контрактную службу. Однако эта точка зрения представляется небесспорной, поскольку закон не предусматривает такого основания для освобождения заказчика от обязанности создания контрактной службы или назначения контрактного управляющего. Указание ч. 5 ст. 38 Закона N 44-ФЗ прямо говорит только о разграничении ответственности при централизации закупок в конкретном случае - при передаче уполномоченному заказчику полномочий на определение контрагента. Соответственно, совершенно определенно можно сказать только, что правил разграничения ответственности для случая передачи уполномоченному заказчику большего объема полномочий не установлено. Заметим также, что, поскольку объем полномочий, передаваемых уполномоченному заказчику, определяется решением о его создании или о наделении его соответствующими полномочиями, вопрос о необходимости выполнения контрактной службой, контрактным управляющим любого отдельно взятого заказчика тех или иных полномочий может быть разрешен только для конкретной ситуации. К сожалению, официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, которые бы прямо разрешали данный вопрос, нам найти не удалось.

 

______________________________

*(1) В настоящее время федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок является Минфин России (п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, пп. 5.2.29.6 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329). До 25.04.2017 таким органом являлось Минэкономразвития России (см. постановление Правительства РФ от 14.04.2017 N 446).

*(2) Исключение на переходный период (с 1 января 2014 года по 31 декабря 2016 года) было предусмотрено ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой