Энциклопедия решений. Применение Закона N 223-ФЗ при реализации инвестиционных проектов, подпадающих под критерии, установленные этим Законом

Применение Закона N 223-ФЗ при реализации инвестиционных проектов, подпадающих под критерии, установленные этим Законом

Особенности осуществления закупок за счет средств, предусмотренных на реализацию инвестиционных проектов, включенных в реестр инвестиционных проектов (далее - особенности), установлены ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ.


Как следует из ч. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ, особенности распространяются как на заказчиков - юридических лиц, обязанных руководствоваться Законом N 223-ФЗ при осуществлении и других своих закупок, так и на иных юридических лиц, которые во всех остальных случаях данным Законом руководствоваться не обязаны (далее - иные юридические лица). Иные юридические лица заказчиками не являются и законом так не именуются даже в случае обязательности применения ими особенностей. К ним относятся, в том числе организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, на которые действие Закона N 223-ФЗ во всех иных случаях не распространяется при выполнении условий, установленных ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.


Вместе с тем из ч. 5 ст. 1, ч.ч. 6 - 9 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ следует, что особенности применяются только к заключению договоров в отношении товаров, относящихся к категории "продукция машиностроения" в соответствии с критериями, утвержденными Правительством РФ на основании п. 2 ч. 6 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ, и необходимых для реализации соответствующих инвестиционных проектов. Все прочие закупки заказчики осуществляют в общем порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ, а иные юридические лица - без учета норм Закона N 223-ФЗ.

Внимание

Положения ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ распространяются на реализуемые инвестиционные проекты, за исключением тех, в рамках которых на день вступления в силу указанных положений требования к продукции машиностроения, при закупке которой применяются особенности, установлены утвержденной заказчиком или иным юридическим лицом проектной документацией и (или) в отношении которой заключены договоры (ч. 11 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

Кроме того, особенности не применяются к закупкам:

- осуществляемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ);

- при условии реализации инвестиционных проектов за пределами территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, или в соответствии с межгосударственными договорами и межправительственными договорами Российской Федерации (п. 2 ч. 2 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ).


Обязательным условием применения особенностей при реализации инвестиционных проектов является осуществление инвестиционного проекта, соответствующего следующим признакам:

- его стоимость (объем финансирования) превышает величину (не менее 10 млрд. руб.), установленную Правительством РФ;

- он внесен в реестр в реестр инвестиционных проектов.

Для заказчиков, перечисленных в п. 1 ч. 1 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ, достаточно этих условий. К таким заказчикам относятся:

- государственные корпорации;

- государственные компании;

- хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50% (далее - общества с госучастием).

Для прочих заказчиков и иных юридических лиц применение особенностей обязательно при соответствии инвестиционного контракта еще одному признаку:

- ему оказывается государственная поддержка, предусмотренная ч. 3 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ.


Отметим, что в реестр инвестиционных проектов (далее - реестр) согласно ч. 4 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ включаются инвестиционные проекты, отобранные в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время действуют Правила отбора инвестиционных проектов для включения в реестр инвестиционных проектов и ведения реестра таких инвестиционных проектов (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 N 1516. Как следует из п.п. 1, 4 Правил, в реестр включаются именно инвестиционные проекты, при реализации которых необходимо применять особенности закупки, установленные ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ, и только отвечающие другим вышеприведенным признакам. Иными словами, наличие в реестре инвестиционного проекта подразумевает обязательность применения осуществляющим его лицом особенностей.

Ведение реестра осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти - Минфином России (ч. 4 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ, п. 2 постановления Правительства РФ от 30.12.2015 N 1516).


Определения инвестиционного проекта Закон N 223-ФЗ не содержит. Такое определение содержится в п. 2 Правил, согласно которому это комплекс мероприятий, содержащий обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиционных затрат и их последующего возмещения, за исключением капитальных вложений, направленных на реконструкцию и поддержание существующих производственных объектов в целях обеспечения безопасности их эксплуатации.*(1) Виды капитальных вложений, относимых для целей Правил к инвестиционным затратам, перечислены в п. 3 Правил.

Кроме того, пп. "а" п. 4 Правил отдельно определяют инвестиционные проекты, реализуемые в топливно-энергетическом комплексе (далее - ТЭК) - инвестиционные проекты, реализуемые в электроэнергетике, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также в сфере нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.


Размер стоимости (объема финансирования) инвестиционного проекта, делающий обязательным применение особенностей при закупке, установлен пп. "а" п. 4 Правил в разных размерах для разных категорий юридических лиц и для разных ситуаций, а именно:

- для инвестиционных проектов государственных компаний, государственных корпораций установлен единый порог - не менее 100 млрд. руб.;

- для инвестиционных проектов обществ с госучастием установлены два порога (Законом N 223-ФЗ этого не предусмотрено, но и не запрещено):

для инвестиционных проектов в ТЭК, реализуемых без государственной поддержки, - не менее 100 млрд. руб.;

для инвестиционных проектов в ТЭК, которым предоставлена государственная поддержка, а также инвестиционных проектов в иных секторах экономики - не менее 10 млрд. руб.;

- для инвестиционных проектов юридических лиц, не являющихся заказчиками по Закону N 223-ФЗ, - не менее 10 млрд. руб.

Следует заметить, что п. 4 Правил не установлено порога стоимости для инвестиционных проектов заказчиков, не указанных в п. 1 ч. 1 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ.


Определение инвестиционного проекта, которому оказывается государственная поддержка, дано в ч. 3 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ. Согласно ей таковым для целей Закона N 223-ФЗ признается инвестиционный проект, в рамках реализации которого обязательства заказчика или иного юридического лица:

- обеспечены государственной гарантией Российской Федерации (в том числе по кредитам, привлекаемым таким заказчиком, таким юридическим лицом, отобранными в порядке, установленном Правительством РФ, в целях проектного финансирования) и (или)

- финансовое обеспечение которого осуществляется полностью или частично (в объеме не менее чем 10% от стоимости инвестиционного проекта) за счет средств:

федерального бюджета, предоставляемых в виде бюджетных инвестиций или субсидий (п. 1 ч. 3 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ);

Фонда национального благосостояния, размещаемых в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ (п. 2 ч. 3 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ);

государственной корпорации "Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (п. 3 ч. 3 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ).


Сами по себе особенности по существу сводятся к обязанности представления в координационный орган Правительства РФ перечней машиностроительной продукции, необходимых для реализации инвестиционных проектов, включенных в реестр, и соответствующих установленным законом критериям, и необходимости согласования с указанным органом эксплуатационных характеристик отдельных видов машиностроительной продукции или возможности их приобретения за пределами Российской Федерации (ч.ч. 6 - 12 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ). Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.


______________________________

*(1) Отметим, что такое определение явно выработано с учетом определения, данного в абзаце пятом ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" - единственном законе, в котором дается определение понятия "инвестиционный проект".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой