Энциклопедия решений. Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС по Закону N 44-ФЗ

Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС по Закону N 44-ФЗ

Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (далее - "чрезвычайный" запрос котировок) проводится только среди участников закупки, включенных в перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей, который составляется по результатам заранее проведенного предварительного отбора (далее - перечень поставщиков) в соответствии с видами товаров, работ, услуг, соответственно поставки, выполнение, оказание которых могут осуществить указанные участники закупки (ч. 1 ст. 80, ч. 6 ст. 81, ч. 1 ст. 82 Закона N 44-ФЗ). Порядок проведения предварительного отбора и условия применения "чрезвычайного" запроса котировок описаны в отдельных материалах.

"Чрезвычайный" запрос котировок Законом N 44-ФЗ описан как запрос котировок с определенными отличиями. Тем не менее, эти отличия таковы, что "чрезвычайный" запрос котировок можно определить и как отдельный способ закупки. Помимо самого его проведения только среди лиц, прошедших предварительный отбор, это и целый ряд отличий в порядке его проведения.

Внимание

"Чрезвычайный" запрос котировок проводится без ограничения начальной (максимальной) суммы контракта, установленного ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 82 Закона N 44-ФЗ). Относительно применения к нему ограничения годового объема закупок путем запроса котировок, установленного той же ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ, прямых указаний закон не дает, но, по нашему мнению, по контексту норм следует, что это ограничение в данном случае не применяется.

"Чрезвычайный" запрос котировок начинается с направления заказчиком запроса о предоставлении котировок (далее - запрос). Причем в данном случае запрос направляется всем участникам закупки, которые могут исполнить контракт - осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с перечнем поставщиков (ч. 2 ст. 82 Закона N 44-ФЗ, ср. ч. 3 ст. 74 Закона N 44-ФЗ). Размещение извещения о проведении "чрезвычайного" запроса котировок в единой информационной системе (далее - ЕИС) законом не предусмотрено, однако и специальная норма, освобождающая заказчика от этой обязанности, наличия которой требует ст. 42 Закона N 44-ФЗ, отсутствует.


После этого следует стадия подачи заявок на участие в "чрезвычайном" запросе котировок (далее - заявка). В ответ на запрос каждый участник закупки (далее - участник) вправе подать в срок, указанный в запросе, только 1 заявку, которая не может быть изменена в принципе (ч. 6 ст. 82 Закона N 44-ФЗ, ср. ч. 1 ст. 77 Закона N 44-ФЗ).


При этом в силу ч.ч. 4, 5 ст. 82 Закона N 44-ФЗ запрос о предоставлении котировок в данном случае не должен содержать указания начальной (максимальной) цены контракта, а в заявке по смыслу ч.ч. 5, 7, 8 ст. 82 Закона N 44-ФЗ может быть указано количество товара, объем работ или услуг, меньшие, чем указано заказчиком в запросе о предоставлении котировок (ср. п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 73 Закона N 44-ФЗ).


Далее следует стадия рассмотрения и оценки заявок. При этом они оцениваются не только по предлагаемой цене контракта. Точнее, заявки оцениваются в двух разных "весовых" категориях, в зависимости от количества товара, объема работ или услуг, предлагаемых в них (ч. 8 ст. 82 Закона N 44-ФЗ). Причем если по итогам "обычного" запроса котировок только определяется победитель, то по итогам "чрезвычайного" запроса котировок фактически составляется рейтинг заявок с присвоением им порядковых номеров по мере увеличения предложенной в них цены контракта в соответствии с установленной системой оценки (ср. ч.ч. 6, 8 ст. 78 и ч. 8 ст. 82 Закона N 44-ФЗ).


Наконец, следует стадия заключения контракта. При этом если по итогам "обычного" запроса котировок заключается только 1 контракт с победителем этой процедуры на приобретение всего количества товаров, объема работ или услуг, на закупку которых проводился такой запрос котировок, то по итогам "чрезвычайного" запроса котировок может быть заключено 2 контракта. Первый заключается с победителем "чрезвычайного" запроса котировок, заявке которого присвоен первый номер, а второй может быть заключен с участником, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (второй), если победитель не может исполнить заказ в полном объеме (ч.ч. 10, 11 ст. 82 Закона N 44-ФЗ).


Следует заметить, что целый ряд вопросов, связанных с проведением "чрезвычайного" запроса котировок, Законом N 44-ФЗ недостаточно урегулирован или не урегулирован вовсе.

В частности, порядок заключения контракта с победителем "чрезвычайного" запроса котировок, равно как и последствия уклонения этого победителя от заключения контракта, законом не описаны. Полагаем, что вопросы, возникающие в данном случае, должны решаться исходя из указаний норм о порядке проведения "обычного" запроса котировок, поскольку законом "чрезвычайный" запрос котировок признается его подвидом, безусловно, с учетом особенностей, вытекающих из существа "чрезвычайного" запроса котировок.

Это же относится и к другим подобным вопросам. Например, вопрос о признании "чрезвычайного" запроса котировок несостоявшимся и последствиям такого признания, который, на наш взгляд, урегулирован законом недостаточно.


Затронутые выше вопросы подробнее рассмотрены в отдельных материалах.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой