Энциклопедия решений. Особенности проведения закупки по Закону N 44-ФЗ исключительно среди СМП и СОНО

Особенности проведения закупки по Закону N 44-ФЗ исключительно среди СМП и СОНО

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, с предоставлением преимуществ описанным в этой части социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СОНО) и субъектам малого предпринимательства (далее - СМП).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ такие закупки осуществляются, в том числе, при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) не превышает 20 миллионов рублей, путем проведения закупки исключительно среди СМП, СОНО одним из следующих способов:

- открытый конкурс,

- конкурс с ограниченным участием,

- двухэтапный конкурс,

- электронный аукцион,

- запрос котировок,

- запрос предложений.

Заметим, что, по нашему мнению, вышеприведенное ограничение НМЦК должно применяться как к каждому контракту, так и к каждой отдельной процедуре определения контрагента или лоту торгов. Соответственно, проведение среди СМП, СОНО совместных торгов в соответствии со ст. 25 Закона N 44-ФЗ единым лотом на сумму свыше 20 миллионов рублей неправомерно, даже если НМЦК по каждому контракту менее данной суммы. Подробнее аргументация изложена в отдельном материале. Аналогично, на наш взгляд, неправомерна централизованная закупка в соответствии со ст. 26 Закона N 44-ФЗ в интересах нескольких заказчиков среди СМП, СОНО на сумму свыше 20 миллионов рублей, даже если стоимость товаров, работ, услуг, приобретаемых в интересах каждого заказчика менее указанного предела.


При проведении закупок среди СМП, СОНО в извещениях об осуществлении закупок указанными способами в силу ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНО (см. также п. 7 ч. 3 ст. 49, п. 5 ч. 5 ст. 63, п. 6 ч. 1 ст. 73, п. 8 ч. 4 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Данное требование также должно отражаться в документации о закупке, в тех случаях, когда она составляется (ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Установление таких требований считается надлежащим исполнением обязанности по организации закупки у СМП, СОНО (см. п. 2 письма ФАС России от 28.12.2015 N АЦ/75921/15). Установление при этом дополнительных ограничений неправомерно (см. письмо Минэкономразвития России от 30.07.2015 N Д28и-2265).


В свою очередь участники закупок в таких случаях обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНО (ч. 3 ст. 30, пп. "и" п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 7 ч. 5 ст. 66, п. 5 ч. 3 ст. 73 Закона N 44-ФЗ). По смыслу положений Закона N 44-ФЗ декларирование принадлежности участника закупки к СМП, СОНО осуществляется в произвольной форме и представляет собой включение в заявку участника заявления, прямо указывающего на то, что этот участник относится к СМП, СОНО (см. также ответ на вопрос 2 в письме Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2911). Требовать от участника закупки каких-либо дополнительных документов, подтверждающих его принадлежность к СМП, СОНО, заказчик не вправе (см. ч. 5 ст. 51, ч. 6 ст. 66, ч. 4 ст. 73 Закона N 44-ФЗ, см. также, например, решение ФАС России от 03.10.2014 N К-1443/14, постановления Тринадцатого ААС от 05.03.2015 N 13АП-26440/14, АС Уральского округа от 26.05.2015 N Ф09-2058/15, Девятого ААС от 12.09.2014 N 09АП-34410/14).

Таким образом, принадлежность к СОНО и к СМП подтверждается только декларированием, то есть заявлением, указанием на этот факт в заявке. Аналогичные разъяснения даны в письме Минэкономразвития России и ФАС России от 04.04.2014 NN 7158-ЕЕ/Д28И, АЦ/13590/14.


В случае, если заявка указанной декларации не содержит, она подлежит отклонению, как не соответствующая установленным требованиям (ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 53, п. 1 ч. 6 ст. 69, ч. 7 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, см. также разъяснения по вопросам 43, 44 в письме Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 N Д28и-375, решения ФАС России от 26.03.2015 N К-226/15, от 11.11.2015 N К-1509/15). Равным образом заявка может быть отклонена либо участник отстранен от участия в закупке в том случае, если декларация содержит недостоверные сведения (ч. 3.1 ст. 53, п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ) - проверять их достоверность заказчик не обязан, но, разумеется, вправе.


В соответствии с ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ при проведении закупок среди СМП, СОНО в контракт включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Данное условие должно быть включено в проект контракта, прилагаемого к документации о закупке, извещению о проведении запроса котировок (ч. 2 ст. 50, ч. 4 ст. 64, ч. 2 ст. 73, ч. 7 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).


Во всем остальном порядок проведения процедур определения контрагента среди СМП, СОНО не отличается от порядка проведения соответствующих процедур среди неограниченного круга лиц и регулируется нормами о соответствующих способах закупки.

Соответственно, аналогичны общеустановленным и основания для признания процедуры определения контрагента среди СМП, СОНО несостоявшейся. Однако в данном случае могут иметь место и специальные последствия, которые рассмотрены в отдельном материале.


В 2015-2016 годах на основании ч. 2.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ Правительством РФ заказчику также было предоставлено право не устанавливать при проведении конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений среди СМП, СОНО требование обеспечения исполнения контракта (постановления Правительства РФ от 06.03.2015 N 199, от 11.03.2016 N 182). Обращаем внимание, что проведение запросов котировок к данному исключению не относилось.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой