Государственное учреждение в связи с приобретением автомобиля заключает договор ОСАГО. Как отразить указанные расходы в учете учреждения?
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ) владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Под владельцем транспортного средства подразумевается его собственник, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.).
Застраховать гражданскую ответственность владелец транспортного средства обязан до его регистрации, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им (получения в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.д.).
Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории РФ.
По договору страхования транспортного средства страхуется риск утраты или повреждения автомобиля, а также риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (риск гражданской ответственности). Договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Ее несоблюдение влечет недействительность договора страхования. Договор страхования (если в нем не предусмотрено иное) вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса (ст. 940, 957 ГК РФ).
Правила обязательного страхования утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263 "Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Правила ОСАГО). Владелец автотранспортного средства, заключивший договор ОСАГО, уплачивает страховщику страховую премию. Ее размер определяется исходя из страховых тарифов, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" (далее - Постановление N 739).
Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, служит страховой полис ОСАГО, составляемый страховщиком. В соответствии с п. 24 Правил ОСАГО бланк страхового полиса имеет единую форму на всей территории РФ, приведенную в приложении 2 к Приказу Минфина РФ от 01.07.2009 N 67н "Об установлении формы заявления о заключении договора ОСАГО, формы страхового полиса ОСАГО, формы документа, содержащего сведения о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору обязательного страхования". Срок действия страхового полиса, как правило, составляет один год (ст. 10 Федерального закона N 40-ФЗ).
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения расходы на ОСАГО отражаются как расходы будущих периодов на счете 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов" и подлежат списанию в течение срока действия договора.
К сведению. Согласно п. 302 Инструкции N 157н*(1) под расходами будущих периодов подразумеваются затраты, произведенные бюджетным учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам. В частности, к ним могут быть отнесены затраты, связанные с:
- подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером;
- освоением новых производств, установок и агрегатов;
- рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий;
- добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников учреждения;
- приобретением неисключительного права пользования в течение нескольких отчетных периодов нематериальными активами;
- неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств;
- иными аналогичными расходами.
В соответствии с п. 159 Инструкции N 174н*(2) для отражения расходов бюджетного учреждения, относящихся к будущим периодам, и в целях обеспечения формирования финансового результата деятельности бюджетного учреждения в очередных финансовых периодах применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции по расходам учреждения:
0 401 50 211 "Расходы будущих периодов по заработной плате";
0 401 50 212 "Расходы будущих периодов по прочим выплатам";
0 401 50 220 "Расходы будущих периодов на оплату работ, услуг";
0 401 50 225 "Расходы будущих периодов на работы, услуги по содержанию имущества";
0 401 50 226 "Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги";
0 401 50 262 "Расходы будущих периодов на пособия по социальной помощи населению".
Примечание. Договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса (п. 1 ст. 957 ГК РФ). Таким образом, в бухгалтерском учете признание расходов будущих периодов на страхование будет совпадать с перечислением денежных средств страховщику.
Затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету счета как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета) в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся. Таким образом, в учетной политике бюджетного учреждения должен быть закреплен порядок отнесения произведенных расходов на финансовый результат.
Учет расходов будущих периодов осуществляется в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (Планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения, по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), соглашениям.
В рамках формирования учетной политики учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету расходов будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения, а также требований налогового законодательства РФ о раздельном учете расходов (выплат) учреждения.
В соответствии с требованиями разд. V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина РФ от 21.12.2011 N 180н, расходы учреждения на ОСАГО относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Следовательно, расходы будущих периодов будут отражаться на счете 0 401 50 226 "Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги".
В бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующим образом (в соответствии с требованиями Инструкции N 174н):
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Перечислена страховая премия по договору ОСАГО страховой компании | 0 302 26 830 | 0 201 11 610 18 |
Отражена сумма страховой премии по договору ОСАГО в составе расходов будущих периодов | 0 401 50 226 | 0 302 26 830 |
Отражено списание расходов в соответствии с порядком, закрепленным в учетной политике учреждения (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.) | 0 401 20 226 | 0 401 50 226 |
В соответствии с п. 6 ст. 272 НК РФ затраты по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на уплату страховых (пенсионных) взносов. Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально числу календарных дней действия договора в отчетном периоде.
Таким образом, страховую премию по договору ОСАГО необходимо учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли организаций равномерно в течение срока действия договора начиная с момента ее выплаты.
С.С. Бычков,
начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита
Департамента бюджетной политики и методологии Минфина РФ
1 марта 2012 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 2, март-апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
*(2) Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"