Обобщение практики применения нормативных актов ЦБР по вопросам валютного регулирования. Вопросы по применению Указания Банка России от 12.02.99 N 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства"

Обобщение практики применения нормативных актов ЦБР по вопросам валютного регулирования. Вопросы по применению Указания Банка России от 12.02.99 N 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства" (далее - Указание Банка России N 500-У)

ГАРАНТ:

См. также Обобщение практики применения нормативных актов ЦБР по конкретным вопросам валютного регулирования


1. Распространяется ли действие пункта 1.1 Указания Банка России N 500-У на расчеты в валюте Российской Федерации между резидентами и нерезидентами?

Необходимо ли в настоящее время направлять информацию о нарушениях валютного законодательства при совершении операций, не подпадающих под действие Инструкции Банка России N 83-И (например, при расчетах в рублях с нерезидентами)?


Учитывая преамбулу Указания Банка России N 500-У, в соответствии с которой уполномоченные банки обязаны усилить контроль за валютными операциями, связанными с переводами резидентами иностранной валюты, а также на основании пункта 1.1.3 Инструкции Банка России от 28.06.99 N 83-И "О порядке осуществления уполномоченными банками учета валютных операций и представления информации в целях выполнения требований Указания Банка России N 500-У, действие Указания Банка России N 500-У не распространяется на договоры, расчеты по которым осуществляются в валюте Российской Федерации.

Однако уполномоченный банк в соответствии с пунктом 1.3 Указания Банка России N 500-У обязан направлять в Банк России информацию о всех выявленных нарушениях валютного законодательства, в том числе при расчетах в валюте Российской Федерации между резидентами и нерезидентами. В соответствии с пунктом 1.6 Инструкции Банка России N 83-И от 28.06.99 данная информация направляется уполномоченным банком в порядке, установленном указанной инструкцией.

В этом случае уполномоченный банк:

а) формирует только сведения о клиенте, то есть заполняет следующие графы в электронной базе данных "Сведения о договорах":

графа 1 - наименование клиента;

графа 2 - местонахождение;

графа 3 - дата государственной регистрации;

графа 4 - код ОКПО;

графа 5 - ИНН;

графа 6 - номер текущего валютного счета;

б) проставляет признак нарушения валютного законодательства, а также в соответствующей таблице:

- дату выявления нарушения;

- наименование, номер и дату нормативного правового акта, требования которого нарушены клиентом, включая нормативные акты Банка России;

- номер статьи (пункта/подпункта) нормативного правового акта, требования которого нарушены клиентом.

Учитывая, что в настоящее время правила осуществления расчетов в валюте Российской Федерации между резидентами и нерезидентами установлены в Инструкции Банка России N 16 от 16.07.93 и в Инструкции Банка России N 86-И от 13.10.99, уполномоченные банки должны представлять в Банк России информацию о нарушениях валютного законодательства при осуществлении расчетов в валюте Российской Федерации между резидентами и нерезидентами при получении резидентом долгосрочного кредита или займа в рублях за счет средств на рублевых счетах типа "И" без разрешения Банка России (пункт 2.5 раздела II Инструкции Банка России N 16 от 16.07.93), а также о нарушении требований Инструкции Банка России N 86-И.

ГАРАНТ:

Указанием ЦБР и ГТК РФ от 29 июня 2004 г. NN 1461-У, 01-10/11 Инструкция ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 признана утратившей силу

О порядке осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами см Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ


2. Должны ли заверяться обосновывающие документы, представляемые в уполномоченный банк в соответствии с Указанием Банка России N 500-У при совершении валютных операций, не подпадающих под действие Инструкции N 83-И, и в каком порядке?


Обосновывающие документы, представляемые в уполномоченный банк в соответствии с Указанием Банка России N 500-У, должны быть заверены в порядке, установленном нормативными актами Банка России, регулирующими проведение тех или иных валютных операций.

В тех случаях, когда порядок заверения документов нормативными актами Банка России не установлен, уполномоченный банк и его клиент самостоятельно определяют необходимость заверения обосновывающих документов и его порядок.


3. Вопросы по признакам, предусмотренным пунктом 1.2 Указания Банка России N 500-У:

- по подпункту "а":

а) какие из случаев подпадают под действие подпункта "а":

в договоре не предусмотрены штрафные санкции и не предусмотрено обеспечение;

в договоре не предусмотрены штрафные санкции, но предусмотрено обеспечение;

в договоре предусмотрены штрафные санкции, но не предусмотрено обеспечение.


Под действие подпункта "а" пункта 1.2 Указания Банка России N 500-У подпадают случаи, когда в договоре не предусмотрены штрафные санкции и не предусмотрено обеспечение.


б) что понимается под обеспечением исполнения обязательств, учитывая, что Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 329 не содержит исчерпывающего перечня способов обеспечения исполнения обязательств, к которым, в частности, могут быть отнесены аккредитивная форма расчетов, предоплата по экспорту или оплата импортируемых товаров после их ввоза на территорию Российской Федерации, страхование?


Действительно, гражданское законодательство не содержит исчерпывающего перечня способов обеспечения исполнения обязательств.

Поэтому к способам обеспечения исполнения обязательств, предусмотренным подпунктом "а" пункта 1.2 Указания Банка России N 500-У, могут быть отнесены как перечисленные в Гражданском кодексе Российской Федерации, так и другие, например, безотзывный аккредитив, предоплата по экспорту или оплата импортируемых товаров после их ввоза на территорию Российской Федерации, страхование, гарантия банка.


в) распространяется ли признак, указанный в подпункте "а" пункта 1.2 Указания Банка России N 500-У, на договоры о выполнении работ, оказании услуг, передаче результатов интеллектуальной деятельности?


В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции Банка России N 83-И и Порядком заполнения графы 11 Сведений о договоре (Приложение 1 к Инструкции Банка России N 83-И) действие подпункта "а" пункта 1.2 Указания Банка России N 500-У распространяется также на договоры о выполнении работ, оказании услуг, передаче результатов интеллектуальной деятельности.

- по подпункту "б":

а) подпадают ли под действие данного подпункта случаи, когда платежи осуществляются в пользу нерезидента, зарегистрированного не в оффшорной зоне, на его счет, открытый в оффшорном банке?

Действие подпункта "б" пункта 1.2 Указания Банка России N 500-У не распространяется на случаи, когда платежи осуществляются в пользу нерезидента, зарегистрированного не в оффшорной зоне, на его счет, открытый в оффшорном банке.

- по подпункту "д":

распространяется ли данный подпункт на частичные возвраты аванса?

Действие подпункта "д" пункта 1.2 Указания Банка России N 500-У распространяется на частичные возвраты аванса.

- по подпункту "е":

нужно ли отмечать наличие признака, предусмотренного данным подпунктом, если в соответствии с договором получателем является заключивший его нерезидент, а из ГТД, представляемой впоследствии в банк, следует, что товар получен третьим лицом?


Если в договоре третье лицо не указано, но из представленной ГТД следует, что товар получен третьим лицом, то необходимо отмечать наличие признака, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1.2 Указания Банка России N 500-У.


4 Должен ли банк направлять информацию о нарушении, если клиент, соблюдая все иные требования валютного законодательства, имея все необходимые для совершения валютной операции документы - контракты, лицензию (разрешение) на валютную операцию, связанную с движением капитала, не представил их в банк до совершения операции в соответствии с Указанием Банка России N 500-У?


Непредставление клиентом необходимых документов является нарушением валютного законодательства, о чем уполномоченный банк обязан сообщить в Банк России.



Обобщение практики применения нормативных актов ЦБР по вопросам валютного регулирования. Вопросы по применению Указания Банка России от 12.02.99 N 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства"


Текст документа опубликован в "Вестнике Банка России" от 26 мая 2000 г., N 28


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение