Обобщение практики применения нормативных актов ЦБР по вопросам валютного регулирования. Прочие вопросы по применению валютного законодательства

Обобщение практики применения нормативных актов ЦБР по вопросам валютного регулирования. Прочие вопросы по применению валютного законодательства

ГАРАНТ:

См. также Обобщение практики применения нормативных актов ЦБР по конкретным вопросам валютного регулирования


1. Какие документы служат основанием для уплаты экспортерами неустойки (штрафа, пени) в случаях, перечисленных в пункте 2.2 совместной Инструкции Банка России и ГТК России от 13.10.99 N 86-И и N 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров"?

Возможна ли покупка экспортером иностранной валюты на эти цели?

ГАРАНТ:

Указанием ЦБР и ГТК РФ от 29 июня 2004 г. NN 1461-У, 01-10/11 Инструкция ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 признана утратившей силу


Уплата Экспортером на основании Контракта в пользу нерезидента неустойки (штрафа, пени) в случаях, перечисленных в пункте 2.2 Инструкции N 86-И, должна быть обоснована наличием факта ненадлежащего исполнения Контракта, а также в случае, если договором предусмотрено предъявление претензии, наличием факта обращения (претензии) нерезидента к Экспортеру с требованием об уплате штрафных санкций.

Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения условий Контракта должен быть подтвержден Экспортером соответствующими документами.

При неисполнении условий Контракта вследствие действия непреодолимой силы таким документом, по нашему мнению, является сертификат, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, которая согласно пункту 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" свидетельствует обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации.

В качестве документов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Контракта о качестве, количестве и сроках поставки экспортируемых товаров, а также в случаях, если эти товары в момент, когда риски несла российская сторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии, недостачи, произошедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из ведения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства, уполномоченному банку рекомендуется принимать от Экспортера любой из нижеперечисленных документов:

а) акт приемки (рекламационный акт), составленный получателем товаров с участием представителя Экспортера и/или компетентного представителя незаинтересованной организации в соответствии с законодательством, распространяющимся на контракт (договор). В этом случае к рекламационному акту должны прилагаться другие документы, подтверждающие нарушение предусмотренных Контрактом условий, например, коммерческие акты, акты о вскрытии контейнеров, заключения нейтральной лаборатории о результатах осмотра и испытания товаров, копии транспортных документов (при просрочке отгрузки экспортируемого товара), а также копия документа, удостоверяющего право компетентного представителя незаинтересованной организации на участие в приемке товаров;

б) письменное подтверждение российских торгово-промышленных палат, которые на основании статьи 12 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" имеют право проводить по поручению российских и иностранных предприятий и предпринимателей экспертизы, контроль качества, количества и комплектности товаров. Юридические документы, выданные торгово-промышленными палатами в пределах их компетенции, признаются на всей территории Российской Федерации;

в) письменное подтверждение иностранных торгово-промышленных палат и иных иностранных организаций, уполномоченных осуществлять экспертизу и контроль качества, количества и комплектности товаров;

г) приговор, решение или определение судебных и других правомочных органов.

Уполномоченный банк, как агент валютного контроля, самостоятельно определяет, являются ли представленные Экспортером вышеперечисленные документы достаточным основанием для уплаты в пользу нерезидента неустойки (штрафа, пени) в случаях, перечисленных в пункте 2.2 Инструкции N 86-И. Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, несет резидент (Экспортер).

В соответствии с пунктом 2.2 Инструкции N 86-И Экспортер вправе уплачивать на основании Контракта в пользу нерезидента неустойку (штраф, пени) без дополнительного разрешения Банка России.

Согласно пункту 24 Инструкции Банка России от 29.06.92 N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" юридические лица - резиденты имеют право покупать иностранную валюту за рубли через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке для осуществления валютных операций, которые в соответствии с нормативными актами Банка России осуществляются резидентами Российской Федерации без лицензий (разрешений) Банка России.

Таким образом, Экспортер вправе покупать иностранную валюту за рубли через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке для уплаты на основании Контракта в пользу нерезидента неустойки (штрафа, пени) при условии представления в уполномоченный банк соответствующих документов.


2. Требуется ли разрешение Банка России для проведения расчетов в иностранной валюте между юридическими лицами - резидентами и нерезидентами при поставке резидентами гуманитарных товаров с территории Российской Федерации и с территории государств - участников СНГ в рамках программы ООН "Нефть в обмен на гуманитарные товары"?

В порядке, установленном Указанием Банка России от 21.07.99 N 612-У "Об осуществлении юридическими лицами-резидентами валютных операций при участии в реализации программы ООН "Нефть в обмен на гуманитарные товары" расчеты в иностранной валюте за гуманитарные товары, поставляемые в Ирак юридическими лицами - резидентами по договорам купли-продажи, поставки, комиссии, агентским соглашениям, производятся без разрешения Банка России при условии, что указанные поставки осуществляются в рамках Программы ООН в отношении Ирака, осуществляемой в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН N 986 и N 661.

ГАРАНТ:

О порядке осуществления валютных операций резидентами см. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ


Таким образом, в случае если поставки гуманитарных товаров осуществляются юридическими лицами - резидентами в рамках вышеназванной Программы, то расчеты в иностранной валюте с нерезидентами могут производиться без разрешения Банка России при указанных поставках как с территории Российской Федерации, так и с территорий иностранных государств, включая государства - участники СНГ (без пересечения этими товарами таможенной территории Российской Федерации) с транзитных или Отдельных счетов резидентов.


3. Требуется ли разрешение Банка России уполномоченным банкам на установление корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в оффшорных зонах?

В соответствии с пунктом 2 Указания Банка России от 26.08.99 N 634-У "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах)" (далее - Указание Банка России N 634-У), уполномоченные банки вправе без специальных разрешений Банка России устанавливать корреспондентские отношения с банками-нерезидентами, отвечающими требованиям, указанным в Приложении к данному Указанию, а также с иными банками-нерезидентами, имеющими размеры собственных средств и уставного капитала не менее суммы, эквивалентной 100 миллионам евро.

Перечень перечисленных в Указании Банка России N 634-У требований, при которых уполномоченные банки вправе устанавливать корреспондентские отношения с банками-нерезидентами, является исчерпывающим.

Указание Банка России N 634-У не предусматривает возможности выдачи Банком России разрешения на установление корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, не отвечающими требованиям, установленным пунктом 2 данного Указания.

ГАРАНТ:

О порядке установления корреспондентских отношений уполномоченными банками с банками - нерезидентами, зарегистрированными в оффшорных зонах, см. Указание ЦБР от 7 августа 2003 г. N 1317-У


4. Договором между арендатором-нерезидентом и арендодателем-резидентом предусмотрено условие о выплате арендной платы в иностранной валюте за арендованное имущество, а также командировочных расходов персоналу арендодателя. При этом в сумму арендной платы не входят средства в иностранной валюте, подлежащие выплате в качестве командировочных расходов.

Распространяются ли в указанном случае требования валютного законодательства Российской Федерации на операции по выплате командировочных расходов в наличной иностранной валюте физическим лицам - резидентам, осуществляемые арендатором-нерезидентом вне территории Российской Федерации?

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 334 под экспортной валютной выручкой понимаются все средства в иностранной валюте, причитающиеся резиденту по заключенным им или от его имени сделкам, предусматривающим экспорт товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности).

Поскольку выплата командировочных расходов в наличной иностранной валюте физическим лицам-резидентам, обслуживающим арендованные самолеты, производится нерезидентом за пределами Российской Федерации и эти средства не являются выручкой от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), то на указанные операции не распространяется порядок, установленный Законом и письмом Банка России от 2.09.94 N 107 "Об уточнении порядка обращения наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации", предусматривающий запрет на начисление и выплату в Российской Федерации физическим лицам - резидентам заработной платы (иных вознаграждений) в иностранной валюте.

ГАРАНТ:

Указанием ЦБР от 15 июня 2004 г. N 1451-У письмо ЦБР от 2 сентября 1994 г. N 107 отменено с 18 июня 2004 г.


Таким образом, требования валютного законодательства Российской Федерации не распространяются на операции по выплате командировочных расходов в наличной иностранной валюте физическим лицам - резидентам, осуществляемые арендатором-нерезидентом вне территории Российской Федерации.


5. Требуется ли заемщику-резиденту, получившему кредит в иностранной валюте от банка-нерезидента, разрешение Банка России на проведение валютной операции по погашению указанного кредита уполномоченному банку, являющемуся новым кредитором на основании договора уступки требования?

По своей природе сделка уступки требования, выраженного в иностранной валюте, не является валютной операцией. Валютной операцией будут являться расчеты в иностранной валюте по этой сделке.

Если иное не установлено нормативными актами Банка России, получение разрешения Банка России на осуществление такой валютной операции необходимо для исполнения денежного обязательства в пользу лица, которому уступается требование, при условии осуществления таких выплат в иностранной валюте.

В соответствии с пунктом 1.18 Положения Банка России N 39 возврат юридическими и физическими лицами (резидентами и нерезидентами) кредитов в иностранной валюте, полученных на срок свыше 180 дней, уполномоченным банкам, имеющим полномочия по предоставлению кредитов в иностранной валюте, осуществляется без разрешения Банка России.

Учитывая изложенное, заемщику-резиденту, получившему кредит в иностранной валюте от банка-нерезидента, не требуется разрешения Банка России на проведение валютной операции по погашению указанного кредита уполномоченному банку, являющемуся новым кредитором на основании договора уступки требования.


6. Возможны ли расчеты в иностранной валюте между морскими агентами (резиденты Российской Федерации) и Администрацией морского порта (резидент Российской Федерации) в уплату портовых сборов, а также между морскими агентами и резидентом в уплату лоцманских сборов?

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений.

Между юридическими лицами - резидентами использование в расчетах иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте допускается в случаях, перечисленных в пункте 1 раздела III письма Госбанка СССР N 352, а также в иных случаях, прямо установленных нормативными актами Банка России.

В соответствии с пунктом 8 Инструкции Банка России N 7 посреднические организации (в том числе агенты) могут оплачивать со своих транзитных валютных счетов расходы в иностранной валюте (за исключением расходов и потерь, относимых на счет прибылей и убытков) в пользу юридических лиц - резидентов (на их транзитные валютные счета в уполномоченных банках) в оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов по территории иностранных государств и в международном транзитном сообщении.

Из дисбурсментских расходов юридическое лицо - резидент, занимающееся агентским обслуживанием судов, может оплачивать со своего транзитного валютного счета расходы в иностранной валюте (за исключением расходов и потерь, относимых на счет прибылей и убытков) в пользу юридических лиц - резидентов (на их транзитные валютные счета в уполномоченных банках) по оплате портовых сборов, стивидорных работ, лоцманских и тальманских услуг, а обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации производится этими предприятиями-резидентами самостоятельно.

При этом обязательным условием для вышеуказанных расчетов является то, что пункт отправления и пункт назначения груза находятся за пределами Российской Федерации.


7. Может ли быть выплачена находящимся за пределами Российской Федерации членам экипажей судов заграничного плавания наличная иностранная валюта взамен суточных за счет средств, оприходованных в находящуюся за пределами Российской Федерации кассу российской судоходной компании?

В соответствии с пунктом 6 письма Банка России от 29.09.95 N 198 "О порядке выплаты средств в иностранной валюте членам экипажей российских судоходных компаний" при оплате расходов в иностранной валюте, связанных с командированием членов экипажей судов российских судоходных компаний за пределы Российской Федерации, а также по незавершенным расчетам в иностранной валюте с членами экипажей судов российских судоходных компаний выплаты взамен суточных членам экипажей судов этих компаний, установленные в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1.06.94 N 819-р, могут осуществляться путем:

ГАРАНТ:

Указанием ЦБР от 15 июня 2004 г. N 1451-У письмо ЦБР от 29 сентября 1995 г. N 198 отменено с 18 июня 2004 г.


- перевода средств в иностранной валюте с текущего валютного счета российской судоходной компании на валютные счета указанных работников, открытые в уполномоченных банках;

- выдачи указанным работникам эквивалентных сумм в рублях (в том числе наличными), рассчитанных по курсу иностранной валюты к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации на день выдачи, либо перевода этих сумм на рублевые счета работников, открытые в кредитных организациях.

Указанным письмом Банка России не предусмотрена выплата находящимся за пределами Российской Федерации членам экипажей судов заграничного плавания наличной иностранной валюты взамен суточных за счет средств, оприходованных в находящуюся за пределами Российской Федерации кассу российской судоходной компании.


8. Допускается ли использование иностранной валюты между юридическими лицами - резидентами (экспортерами и транспортными организациями) при доставке товаров на условиях FOB (ИНКОТЕРМС)?

В соответствии с подпунктами "а" пункта 1 раздела III Основных положений между юридическими лицами-резидентами использование иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте по договорам транспортной экспедиции допускается при расчетах между экспортерами и экспедиторскими организациями в случаях, когда услуги этих организаций по транспортировке и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями.

В соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС) условия поставки товаров FOB предусматривают, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки.

Поскольку использование иностранной валюты между юридическими лицами - резидентами (экспортерами и транспортными организациями) допускается только в случаях, когда услуги по доставке товаров входят в его цену, а условия поставки товаров FOB этот вопрос не регулируют, в том случае если в соответствии с условиями экспортного контракта нерезидент - получатель экспортируемого из Российской Федерации товара оплачивает доставку этого товара по территории Российской Федерации до порта отгрузки и стоимость этих услуг входит в цену товара, то оплата услуг транспортной или экспедиторской организации - резиденту может быть произведена в иностранной валюте.

В том случае если экспортным контрактом не предусмотрено, что в цену экспортируемого товара входит оплата в иностранной валюте транспортной или экспедиторской организации - резиденту за доставку по территории Российской Федерации, то расчеты в иностранной валюте между экспортером и указанными организациями в данном случае осуществлены быть не могут. Указанные расчеты в соответствии со статьей 2 Закона могут осуществляться в валюте Российской Федерации без ограничений.


9 Требуется ли физическому лицу - резиденту разрешение Банка России на осуществление перевода иностранной валюты в пользу нерезидента за оказанные ему услуги по организации клубного отдыха на зарубежном курорте?

Для осуществления указанного перевода физическое лицо - резидент представило в уполномоченный банк копию договора, заключенного между компанией, оказывающей услуги, и нерезидентом - получателем указанных средств в иностранной валюте?

Контракт предусматривает оказание физическому лицу-резиденту услуг по организации клубного отдыха на зарубежном курорте. В соответствии с пунктом 1.20 Положения Банка России N 39 переводы из Российской Федерации иностранной валюты физическими лицами в пользу нерезидентов, основная деятельность которых связана с реализацией физическим лицам за пределами Российской Федерации товаров в розничной торговле (производство работ, оказание потребительских услуг), в счет оплаты приобретаемых у указанных нерезидентов за пределами Российской Федерации товаров (работ, услуг) осуществляются без специального разрешения Банка России.

Таким образом, физическое лицо - резидент вправе без специального разрешения Банка России осуществлять переводы иностранной валюты в пользу нерезидента за оказанные ему услуги при представлении в уполномоченный банк копии договора, заключенного между компанией и нерезидентом - получателем указанных средств в иностранной валюте, и/или иные документы, подтверждающие оказание услуг (счета, квитанции, сертификаты и т.д.).


10. Распространяется ли Положение от 22 апреля 1997 года N 436 "О порядке выдачи разрешений на открытие и ведение валютных счетов, открываемых юридическими лицами-резидентами для оплаты расходов на содержание их заграничных представительств" (далее - Положение Банка России N 436) на операции юридических лиц-резидентов по оплате расходов на содержание их представительств в Республике Беларусь?

Каким образом могут быть осуществлены расчеты между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь?

В соответствии с пунктом 2.1 Положения Банка России N 436 в целях оплаты расходов на содержание представительства юридическое лицо-резидент, имеющее валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации, может открыть валютный счет в банке-нерезиденте или в филиале российского уполномоченного банка за границей на основании разрешения Банка России. При этом Положение Банка России N 436 не содержит каких-либо ограничений по выдаче разрешений Банка России на открытие и ведение валютных счетов юридических лиц - резидентов, предназначенных для оплаты расходов на содержание их заграничных представительств, в зависимости от того, в какой стране открываются эти счета.

Следовательно, Положение Банка России N 436 полностью распространяется на операции юридических лиц - резидентов по оплате расходов на содержание их представительств в Республике Беларусь.

В соответствии с Соглашением между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Беларусь "О порядке объединения денежной системы Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации и механизме функционирования общей денежной системы" от 5 января 1994 года межбанковские расчеты в рублях банков на территории Республики Беларусь с банками на территории Российской Федерации осуществляются через корреспондентские счета, открытые коммерческими банками в РКЦ (ГРКЦ) Банка России или в Центре межгосударственных и межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь (ЦММР) (статья 11).

Согласно Соглашению между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Беларусь об организации расчетов между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь от 20 февраля 1997 года расчеты и платежи между Российской Федерацией и Республикой Беларусь осуществляются через корреспондентские счета уполномоченных банков Российской Федерации и Республики Беларусь, открываемые ими друг у друга в соответствии с законодательством двух государств (статья 2).

Таким образом, расчеты между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь могут осуществляться через уполномоченный банк Российской Федерации, имеющий право устанавливать корреспондентские отношения (открывать корреспондентские счета и осуществлять расчеты по ним) с уполномоченными банками Республики Беларусь.

Право устанавливать корреспондентские отношения с иностранными банками (в том числе с банками Республики Беларусь) имеет кредитная организация Российской Федерации, получившая лицензию на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте в порядке, установленном Инструкцией Банка России от 23 июля 1998 года N 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности".

ГАРАНТ:

Указанием ЦБР от 14 января 2004 г. N 1371-У Инструкция ЦБР от 23 июля 1998 г. N 75-И признана утратившей силу со дня вступления в силу Инструкции ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И



11. Требуется ли уполномоченному банку получение специального разрешения Банка России на открытие счетов в иностранных банках?

Уполномоченному банку не требуется получения специального разрешения Банка России на открытие счетов в иностранном банке. При этом возможность установления корреспондентских отношений с иностранными банками, а также количество и перечень возможных иностранных банков-корреспондентов определяются лицензией на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте, письмом Банка России от 17.10.96 N 345 "Об установлении российскими кредитными организациями прямых корреспондентских отношений с иностранными банками", Указанием Центрального банка Российской Федерации от 26.08.99 N 634-У "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах)" и другими нормативными актами Банка России.



Обобщение практики применения нормативных актов ЦБР по вопросам валютного регулирования. Прочие вопросы по применению валютного законодательства


Текст документа опубликован в "Вестнике Банка России" от 26 мая 2000 г., N 28


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.