Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Грозит ли ИП обязательный аудит? (Ю. Пименова, "Практическая бухгалтерия", N 12, декабрь 2009 г.)

Грозит ли ИП обязательный аудит?


Подпадает ли индивидуальный предприниматель под обязательный аудит? И какую ответственность несет налогоплательщик в случае непредставления аудиторского заключения? Эти вопросы мы не можем оставить без ответа, тем более в преддверии сдачи годовой отчетности.


Не секрет, что аудиторские услуги стоят недешево. Однако проведение аудита для некоторых субъектов бизнеса носит обязательный характер. И бытует мнение, что индивидуальные предприниматели не в их числе. Так ли это на самом деле?

Многие предприниматели всерьез озадачены этим вопросом, ведь аудиторская проверка обязательна в случае, если объем выручки за год превышает 50 млн. рублей, а с 1 января 2010 года предельный размер доходов, позволяющий применять УСН, составит 60 млн. рублей.


Аудиту подлежат...


Аудит - это независимая проверка и подтверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, результаты которых отражаются в аудиторском заключении (п. 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", далее - Закон N 307-ФЗ). Если проведение аудита обязательно, то оно входит в состав годовой бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон "О бухучете").

Обязательный аудит проводится в следующих случаях:

организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной/фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

объем выручки от продажи (за исключением сельхозкооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествующий отчетному год превышает 50 млн. рублей;

сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн. рублей, для муниципальных унитарных предприятий региональным законом финансовые показатели могут быть снижены.

Помимо этого при определенных условиях обязательному аудиту подлежат:

кредитный кооператив (ч. 1 ст. 31, ч. 10 ст. 33 Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации");

саморегулируемая организация (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях");

получатель доходов от целевого капитала некоммерческой организации (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций");

автономное учреждение (п. 9 ч. 13 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях");

жилищный накопительный кооператив (ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах");

застройщик (п. 6 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации");

организация, участвующая в накопительно-ипотечной системе (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих");

организатор и оператор лотереи (ст. 23 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях");

государственное и муниципальное унитарное предприятие (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях");

специализированный депозитарий и управляющая компания в сфере инвестирования пенсионных накоплений (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации");

объединение страховщиков (ОСАГО) (п. 6 ст. 28 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств");

акционерный инвестиционный фонд, управляющая компания паевого инвестиционного фонда (п. 3 ст. 50 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах");

предприятие как имущественный комплекс при ипотеке (п. 3 ст. 70 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)");

негосударственный пенсионный фонд (ст. 22 Федерального закона от 7 июля 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах");

акционерное общество (п. 3 ст. 88 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах");

кредитная организация и объединение банков (ст. 42 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности");

и другие.


А есть ли баланс?


Как видно, Закон N 307-ФЗ, в отличие от ранее действующего Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", индивидуальных предпринимателей вовсе не упоминает: термин "организации и индивидуальные предприниматели" заменен на "аудируемые лица". Значит ли это, что ИП уже не вменяется обязанность по проведению аудита?

Поэтому, прежде чем говорить о возможной аудиторской проверке, необходимо выяснить, обязан ли индивидуальный предприниматель вести бухучет.

Для этого обратимся к Закону "О бухучете", действие которого распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (п. 1 ст. 4 Закона "О бухучете"). А значит, индивидуальные предприниматели вообще не обязаны его вести. Более того, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должны учитывать доходы и расходы и хозяйственные операции в особом порядке, утвержденном приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 г. (п. 2 ст. 4 Закона "О бухучете"). К предпринимателям и организациям, применяющим УСН, иные требования - они обязаны вести учет доходов и расходов для исчисления упрощенного налога. Форма книги учета доходов и расходов утверждена приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. N 154н.

Таким образом, индивидуальный предприниматель освобожден от обязанности вести бухгалтерский учет, но если он все же решил его вести, то он имеет право не представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). С этим выводом согласились финансисты (письмо Минфина России от 15 октября 2009 г. N 03-11-09/349). Остается только добавить, что в настоящее время Минфином при подготовке проекта Федерального закона "О бухгалтерском учете" рассматривается целесообразность освобождения от ведения бухгалтерского учета организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. И возможно, что от ведения бухучета при УСН будут освобождены только индивидуальные предприниматели.


Цена вопроса


Какова же ответственность за непредставление в налоговый орган аудиторского заключения?

Цена вопроса невелика. За непредставление в установленный срок в составе годовой бухгалтерской отчетности аудиторского заключения ИП рискует быть оштрафованным на 50 рублей!

Этот вывод основан на том, что аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности, если лицо подлежит обязательному аудиту (п. 2 ст. 13 Закона "О бухучете"). Представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган требует статья 23 Налогового кодекса. А отсутствие документов или иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ, письмо Минфина России от 29 октября 2008 г. N 03-02-07/1-436).

Арбитражные суды с этим мнением тоже согласны (постановление ФАС Уральского округа от 26 декабря 2006 г. N Ф09-11483/06-С7 по делу N А76-16843/06, определение ВАС РФ от 9 апреля 2007 г. N 3353/07).

А совсем недавно судьи посчитали привлечение к ответственности по статье 126 Налогового кодекса за непредставление аудиторского заключения неправомерным (постановление ФАС Московского округа от 2 сентября 2009 г. N КА-А41/8622-09 по делу N А41-21379/08).

Арбитры указали на то, что аудиторское заключение не является частью налоговой отчетности налогоплательщика, подлежащей обязательному представлению в налоговый орган. Применение норм пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса возможно в случае непредставления в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, а не нормами бухгалтерского учета.

Обращаем внимание и на то, что налоговики в этом случае не вправе и приостановить операций по счетам. Основания для такой меры воздействия установлены в статье 76 Налогового кодекса. Среди них - непредставление налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока для ее представления (п. 3 ст. 76 НК РФ). Аудиторское заключение налоговой декларацией не является, оно входит в состав бухгалтерской отчетности (постановление ФАС Московского округа от 26, 28 сентября 2006 г. N КА-А40/9158-06).

Получается, что и ответственности за непредставление аудиторского заключения действующим законодательством не предусмотрено? Не совсем так. Наказанию могут подвергнуться должностные лица: непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, караются штрафом в размере от 300 до 500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Подведем итоги: индивидуальный предприниматель не обязан представлять аудиторское заключение, требования об его представлении незаконны, а цена ответственности за непредставление аудиторского заключения в налоговый орган несоизмеримо мала по сравнению со стоимостью аудиторских услуг.


Ю. Пименова,

редактор-эксперт


Это важно


Аудит - это квалифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности. А если бухгалтерская отчетность не представляется в соответствии с законодательством, то и подтверждать нечего.


"Практическая бухгалтерия", N 12, декабрь 2009 г.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал "Практическая бухгалтерия"


ООО "Агентство бухгалтерской информации"


Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.

В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.

Журнал выходит 1 раз в месяц.