Письмо МНС РФ от 6 июня 2000 г. N ВП-1-05/1230 О постановлении Правительства РФ от 8 февраля 1999 г. N 140

Письмо МНС РФ от 6 июня 2000 г. N ВП-1-05/1230

ГАРАНТ:

См. также письмо МНС РФ от 7 августа 2000 г. N ВП-1-05/1783


Министерство Российской Федерации по налогам и сборам во исполнение поручения правительства Российской Федерации от 06.05.2000 г. N МК-П13-13432 рассмотрело Ваше письмо от 11.04.2000 г. N А-01/5-240 о невыполнении отдельными ведомствами постановления правительства Российской Федерации от 08.02.99 г. N 140 и с учетом мнения Пенсионного фонда Российской Федерации сообщает следующее.

Пунктом 1 Порядка неприменения штрафных санкций к кредитным организациям за задержку проведения платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 08.02.99 г. N 140 "О порядке неприменения штрафных санкций к кредитным организациям за задержку проведения платежей в бюджет и во внебюджетные фонды", регулируются вопросы неприменения штрафных санкций к кредитным организациям за задержку проведения платежей в бюджет и во внебюджетные фонды в случаях, когда указанная задержка вызвана взысканием Банком России с этих кредитных организаций централизованных кредитов, выданных ими в 1992-1994 гг. предприятиям и организациям отдельных отраслей экономики без уплаты средств организациями-заемщиками.

Согласно п.5 постановления Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.96 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пп.2 и 3 части первой ст.11 Закона Российской Федерации от 24.06.93 г. "О федеральных органах налоговой полиции" по смыслу ст.57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога, и использование указанных сумм налогов банками в качестве несанкционированного кредита государства. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика - юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона.

Аналогичный подход к определению правовой природы пеней нашел свое отражение в Налоговом кодексе Российской Федерации. Так, ст.72 Налогового кодекса Российской Федерации пеня определяется как способ обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов.

Таким образом, пеня не является штрафной санкцией, а рассматривается как компенсация государству за самостоятельное заимствование организацией (в рассматриваемом случае кредитной организацией) бюджетных средств.

Учитывая изложенное, действия налоговых органов и органов Пенсионного фонда Российской Федерации в части принятия решений о взыскании с коммерческих банков пеней за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по исполнению поручений налогоплательщиков на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) являются правомерными и не подпадают под действие постановления правительства Российской Федерации от 08.02.99 г. N 140.


Заместитель министра

В.А.Павлов



Пеня не является штрафной санкцией, а рассматривается как компенсация государству за самостоятельное заимствование организацией, например, кредитной, бюджетных средств.

Действия налоговых органов и органов ПФР в части принятия решений о взыскании с коммерческих банков пеней за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по исполнению поручений налогоплательщиков на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) являются правомерными.



Письмо МНС РФ от 6 июня 2000 г. N ВП-1-05/1230


Текст письма опубликован в газете "Бизнес и банки", N 31, август 2000 г.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение