Письмо УФНС России по г. Москве от 22 ноября 2011 г. N 16-15/112952@
Вопрос: Каким образом следует квалифицировать расходы компании для целей налогообложения прибыли на организацию и проведение пресс-конференции со средствами массовой информации в целях создания через СМИ ее положительного имиджа и увеличения абонентской, агентской и провайдерской базы (расходы на аренду зала и оборудования, питание, изготовление приглашений и бейджиков участников, доставка приглашенных, а также сотрудников организации к месту проведения конференции)?
Ответ: Расходы на конференцию к расходам на рекламные мероприятия посредством СМИ не относятся, поэтому они не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в полном объеме, а лишь в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ. Расходы на питание можно признать экономически оправданными, так как они обусловлены обычаями делового оборота, а проезд - только при условии проведения конференции в месте, не доступном общественному транспорту.
Подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, отнесены расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 названной статьи.
Так, согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся расходы:
- на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах 2-4 пункта 4 статьи 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, проведение конференций с участием представителей средств массовой информации в целях создания через СМИ положительного имиджа организации и увеличения абонентской, агентской и провайдерской базы признается мероприятием рекламного характера, поскольку распространяемая информация адресована неопределенному кругу лиц. Однако из положений статей 14-16 Закона о рекламе, устанавливающих требования к рекламе, размещаемой в средствах массовой информации, следует, что проведение таких мероприятий не признается рекламой в СМИ.
Следовательно, указанные расходы к расходам на рекламные мероприятия посредством СМИ не относятся, поэтому они не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в полном объеме. Указанные расходы учитываются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ, на основании абзаца 5 пункта 4 статьи 264 НК РФ при условии признания их соответствующими требованиям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ.
При этом расходы компании, связанные с питанием представителей СМИ, организованным в рамках рекламного мероприятия, могут быть рассмотрены в качестве экономически оправданных нормируемых затрат, поскольку они обусловлены обычаями делового оборота.
Между тем расходы на доставку представителей СМИ и сотрудников организации к месту проведения пресс-конференции могут быть признаны в качестве экономически обоснованных расходов только при условии, что проведение мероприятия организовано в месте, до которого добраться общественным транспортом не представляется возможным.
Заместитель руководителя |
Н.В. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо УФНС России по г. Москве от 22 ноября 2011 г. N 16-15/112952@
Текст письма опубликован в региональном выпуске газеты "Учет. Налоги. Право в Москве" от 28 февраля - 5 марта 2012 г. N 9
На основании данного письма подготовлены материалы, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 1-2, январь 2012 г.