Письмо Ассоциации Российских Банков от 24 сентября 2001 г. N А-01/1-499 О порядке налогообложения банковских операций с драгоценными металлами и камнями

Письмо Ассоциации Российских Банков
от 24 сентября 2001 г. N А-01/1-499


В соответствии с действующим налоговым законодательством (п.4 ст.32 НК РФ) Ассоциация российских банков, по поручению своих членов, просит дать разъяснение о порядке налогообложения банковских операций с драгоценными металлами и камнями.

Своевольное толкование основополагающих нормативных документов, регламентирующих порядок налогообложения коммерческих банков, специалистами некоторых налоговых инспекций привело к причинению существенных убытков ряду российских коммерческих банков (Альфа-банк, Росбанк, МДМ-банк, АКБ "Авангард", Ланта-банк, НИКойл и ряд других) вследствие неправомерного предъявления им претензий о неуплате НДС. Кроме того, банки вынуждены нести значительные затраты на ведение арбитражных процессов в целях защиты интересов своих акционеров и вкладчиков и недопущения разорения и банкротства банков (ряд исков коммерческих банков рассмотрен, и по ним судами вынесены положительные решения).

Так, летом 2000 г. налоговые органы провели целевые тематические проверки ряда банков, осуществляющих операции с драгоценными металлами, в том числе и реализацию их Национальному банку Республики Беларусь. По итогам указанных проверок по банкам-экспортерам драгоценных металлов в НБ РБ руководители налоговых органов вынесли решения о дополнительном начислении и взыскании НДС со всего оборота металла.

При этом, как показывают расчеты, суммы дополнительно начисленного НДС с учетом пени по всем проверкам в несколько десятков раз превышают суммы полученной коммерческими банками торговой маржи (в среднем она составляет от 1,5 до 2% оборота), полученной от экспортной поставки драгметалла.

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, выступает в форме надбавки к цене товара (работе и услуг). При этом НДС всегда выступает в форме надбавки к товару и не должен непосредственно затрагивать доходность хозяйствующего субъекта. Однако, несмотря на это, налоговые органы требуют от банков выполнения необоснованно вынесенных решений за счет собственных капиталов или клиентских оборотных средств. Такой подход может привести к дестабилизации финансово-кредитной системы, которая сегодня только начинает оправляться после финансового кризиса 1998 г.

Особенно хочется обратить внимание на тот факт, что в ходе налоговых проверок все коммерческие банки представили в полном объеме первичные бухгалтерские документы об объемах экспортных поставок драгметаллов, в том числе и в Республику Беларусь. На основе полученных документов проверяющими были обсчитаны объемы экспортных поставок драгметаллов в количественном и денежном выражении. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что коммерческие банки в соответствии с действующим налоговым законодательством не преследовали цель скрыть указанные коммерческие операции, т.е. в их действиях отсутствует умысел совершить налоговое правонарушение и те более налоговое преступление. Однако, как свидетельствуют факты, в ряде случаев, по некоторым материалам налоговых проверок специалистами налоговых органов были сделаны выводы о якобы имевшем место в действиях коммерческих банков умышленном сокрытии и неуплате налогов. Несмотря на то что налоговые органы не имеют право давать уголовно-процессуальную оценку деятельности хозяйствующих субъектов, а только выявлять налоговые правонарушения, подтвержденные ссылкой на конкретные законодательные акты, подобные выводы имеют место, и они явились основанием для возбуждения уголовных дел органами налоговой полиции. Расследование данной категории дел показало, что заведение их осуществлено исключительно в целях оказания силового давления на коммерческие банки, принуждения их исполнить необоснованно вынесенные решения по уплате НДС. Кроме того, это сделано для того, чтобы воспрепятствовать коммерческим банкам воспользоваться свои правом обжалования действий налоговых органов в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Экспертная оценка специалистов актов налоговых проверок, нормативной базы, использованной проверяющими для обоснования своих выводов и принятых на их основе решений, свидетельствует о том, что ими не приняты во внимание основополагающие нормативные документы, определяющие налогообложение операций с драгоценными металлами.

Прежде всего следует отметить, что проверяющими нарушены основные принципы законодательства о налогах и сборах, которым предусмотрено, что налоги и сборы должны иметь экономическую основу и не могут быть произвольными (ст.3 НК РФ).

В частности, ими не принято во внимание, что оборот драгоценных металлов на территории Российской Федерации от золотодобытчика до Центрального банка РФ, коммерческого банка и Гохран полностью освобожден от НДС. Иными словами, в данном случае отсутствует экономическая основа начисления данного вида налога на следующем этапе продвижения товара.

Данный факт свидетельствует о недостаточной проработке законодательства, определяющего порядок исчисления и уплаты НДС.

Налог на добавленную стоимость исчисляется в виде разницы между налогом, полученным при продаже, и налогом, включенным в цену покупки. Для уточнения всех обстоятельств и вынесение правильных решений необходимо было воспользоваться "Рекомендациями по проведению документальной проверки правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", утвержденными приказом ГНС России от 25 августа 1992 г. N ВЗ-6-05/274, и при необходимости провести встречную проверку поставщиков драгоценных металлов. ПРи этом следует отметить, что в соответствии с действующим налоговым законодательством, Таможенным кодексом (глава 14, ст.97 ТК) весь драгоценный металл покинул таможенную территорию Российской Федерации без обязательств об обратном возврате. Факт экспорта полностью подтвержден соответствующими таможенными документами.

Одновременно следует отметить, что законодатель в ранее действовавшем Федеральном законе от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" и в последующем в Налоговом кодексе (глава 21) четко определил, что к освобожденным от НДС относятся банковские операции, предусмотренные ст.5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности". При этом в соответствии со ст.11 Налогового кодекса под термином "банки" следует понимать коммерческие и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ.

Указанные положения также нашли свое подтверждение и закрепление в "Методических рекомендациях по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации", которые утверждены Вами Приказом по МНС от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447.

Ссылка проверяющих на Межправительственное соглашение о порядке и принципах взимания НДС между Республикой Беларусь и Российской Федерацией также не состоятельна. МИД России и белорусская сторона сообщили, что до сегодняшнего времени соглашения по данному вопросу, принятого сторонами в соответствии с нормами международного права и ратифицированного Парламентами двух стран, не существует. В соответствии с рекомендациями ГНС данный факт необходимо было проверить посредством официальных запросов в заинтересованные органы.

Решение Верховного суда в 1997 г. выносилось по протоколу о намерениях, представленному ГНС России, в котором Правительствам двух стран предлагалось разработать порядок и принципы взимания НДС и на основе их заключить Межправительственное соглашение с последующей ратификацией их в установленном порядке. Более того, установлено, что нарушен порядок вступления в силу нормативных документов высших органов законодательной и исполнительной власти. Решение Верховного суда РФ, принятое по протоколу о намерениях от 13 ноября 1992 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь до настоящего момента не опубликовано в средствах массовой информации.

Анализ нормативной базы, регулирующей порядок исчисления и уплаты налогов, показывает также, что одной из причин вынесения не обоснованных решений по взысканию НДС с коммерческих банков являются противоречия, возникшие между Федеральным законом "О налоге на добавленную стоимость" и ведомственными инструкциями, которые по ряду вопросов взаимоисключают друг друга.

Таким образом, в отношении экспорта драгоценных металлов в Республику Беларусь должен действовать обычный льготный порядок налогообложения, установленный для банков Федеральным законом "О налоге на добавленную стоимость".

Информируя о сложившейся ситуации в банковской сфере, просим Вас назначить проведение экспертиз всей нормативной базы, регламентирующей порядок исчисления и уплаты налогов при реализации драгоценных металлов на российском рынке, в том числе и их экспорта в страны дальнего и ближнего зарубежья. В случае необходимости совершенствования действующего законодательства предлагаем разработать специальный порядок ведения аналитического учета и отчетности по данному виду операций. Осуществление в короткий срок данной работы позволит устранить все противоречия в действующем налоговом законодательстве, обеспечить стабилизацию и укрепление российской банковской системы, своевременное и полное поступление налогов в консолидированные бюджеты всех уровней.

Со своей стороны мы готовы привлечь необходимых специалистов и будем признательны Вам, если Вы найдете возможность организовать с участием руководителей банков обсуждение проблем налогообложения финансово-кредитных учреждений. Это позволит в интересах государства укрепить банковскую систему России, создать условия для социально-экономической стабильности общества в целом.


Президент АРБ

С.Е.Егоров



Письмо Ассоциации российских банков от 24 сентября 2001 г. N А-01/1-499


Текст письма опубликован "Вестнике Ассоциации российских банков" 2001 г., N 20, в газете "Бизнес и банки", октябрь 2001 г., N 44


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.