Указание ЦБР от 22 февраля 2002 г. N 1116-У "О порядке ввода реквизитов документов на бумажных носителях в автоматизированные системы Банка России" (с изменениями и дополнениями)

Указание ЦБР от 22 февраля 2002 г. N 1116-У
"О порядке ввода реквизитов документов на бумажных носителях в автоматизированные системы Банка России"

С изменениями и дополнениями от:

31 июля 2003 г.


Информация об изменениях:

Указанием ЦБР от 31 июля 2003 г. N 1314-У в абзац первый настоящего Указания внесены изменения

См. текст абзаца в предыдущей редакции


Настоящее Указание устанавливает порядок ввода в автоматизированные системы Банка России реквизитов документов на бумажных носителях, на основании которых совершенные операции отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета, реквизитов Распоряжений на установление лимита внутридневного кредита и кредита овернайт (далее - документы), и определяет меры, направленные на обеспечение информационной безопасности при реализации данного порядка.

Действие настоящего Указания распространяется:

а) на все учреждения, организации и подразделения, входящие в систему Банка России и включенные в Справочник БИК РФ (далее - УБР);


Информация об изменениях:

Указанием ЦБР от 31 июля 2003 г. N 1314-У в подпункт "б" абзаца второго настоящего Указания внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции


б) на следующие виды документов:

- расчетные документы, поступившие в УБР от кредитных организаций (филиалов);

- расчетные документы, поступившие в УБР от клиентов, не являющихся кредитными организациями;

- расчетные документы, поступившие в УБР от других УБР;

- расчетные документы, сформированные непосредственно в УБР, в том числе по своим операциям;

- документы, являющиеся средством для совершения расчетов между УБР при почтовом и телеграфном способах направления платежей;

- кассовые документы УБР;

- мемориальные ордера УБР;

- Распоряжения на установление лимита внутридневного кредита и кредита овернайт.

Ввод реквизитов документов осуществляется с целью:

- осуществления автоматизированной обработки документов;

- формирования выходных форм, выдаваемых в результате автоматизированной обработки документов;

- отражения совершенных операций на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

1. Ввод реквизитов документов осуществляется по технологии "двойного ввода".

Технология "двойного ввода" включает в себя операцию ввода реквизитов документов (первичный ввод), которая выполняется работником, осуществляющим функции оператора ввода (оператор ввода), и операцию контроля правильности ввода реквизитов документов (контрольный ввод), которая выполняется работником, осуществляющим функции контролера ввода (контролер ввода).

Процесс "двойного ввода" реквизитов документов считается завершенным, если документ, составленный в результате первичного и контрольного ввода реквизитов, подписан кодами аутентификации (далее - КА) оператора ввода и контролера ввода.

2. Первичный ввод и контрольный ввод реквизитов документов осуществляются с одного экземпляра документа, оформленного в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России. Использование в технологии "двойного ввода" более одного экземпляра документа не разрешается.

3. Допускается совмещение на одном рабочем месте функций приема документов от клиентов и первичного ввода реквизитов этих документов.

4. Автоматизированные рабочие места (АРМ) первичного ввода и контрольного ввода реквизитов документов оборудуются сертифицированными средствами защиты от несанкционированного доступа не ниже 4-го класса по требованиям РД Гостехкомиссии России. Указанные АРМ должны размещаться в помещениях, соответствующих положениям раздела 4 "Временных требований по обеспечению безопасности технологий обработки электронных платежных документов в системе Центрального Банка Российской Федерации" от 3 апреля 1997 г. N 60, введенных в действие приказом Банка России от 3 апреля 1997 г. N 02-144.

5. Размещение АРМ контрольного ввода реквизитов документов в операционных залах УБР не разрешается.

6. Оператор ввода и контролер ввода должны иметь уникальные персональные ключи для выработки кодов аутентификации.

7. Ввод реквизитов документов и контроль правильности их ввода должны выполняться разными работниками. Совмещение одним работником функций оператора ввода и контролера ввода при обработке одних и тех же документов не разрешается.

8. На АРМ первичного ввода оператором ввода осуществляются следующие операции:

8.1. ввод цифровых реквизитов документов;

8.2. ввод текстовых реквизитов документов;

8.3. визуальная сверка введенных цифровых и текстовых реквизитов документов с цифровыми и текстовыми реквизитами документов на бумажных носителях;

8.4. подписание документов, составленных в результате первичного ввода реквизитов, кодом аутентификации оператора ввода.

9. На АРМ контроля ввода контролером ввода осуществляются следующие операции:

9.1. проверка правильности кода аутентификации оператора ввода;

9.2. ввод цифровых реквизитов документов;

9.3. автоматизированная сверка цифровых реквизитов документов, введенных оператором ввода, и контролером ввода;

9.4. визуальная сверка введенных оператором ввода текстовых реквизитов документов с текстовыми реквизитами документов на бумажных носителях;

9.5. подписание документов кодом аутентификации контролера ввода при положительном результате сверки;

9.6. передача документов, составленных в результате первичного и контрольного ввода реквизитов, с кодами аутентификации оператора ввода и контролера ввода в автоматизированную систему для совершения дальнейших операций.

10. При отрицательном результате сверки в присутствии администратора информационной безопасности проводится разбор возникшей ситуации и выполняются следующие действия:

10.1. исправление ошибок контролером ввода, если они допущены по его вине;

10.2. возврат документов, составленных в результате первичного ввода реквизитов, и документов на бумажном носителе оператору ввода для исправления сделанных им ошибок.

11. При обнаружении оператором ввода или контролером ввода исправлений, помарок и/или подчисток реквизитов документов на бумажных носителях об этом немедленно докладывается руководству УБР и руководству подразделения безопасности и защиты информации УБР для принятия решения о проведении служебного расследования.

12. Ответственность за правильность ввода реквизитов документов возлагается на оператора ввода, а за результат контроля ввода и своевременность передачи в автоматизированную систему - на контролера ввода. Данная ответственность устанавливается распорядительным документом УБР.

13. Учреждением Банка России разрабатывается регламент взаимодействия своих структурных подразделений, касающийся организации работы по технологии "двойного ввода" реквизитов документов.

Регламент должен, в частности, отражать порядок передачи документов на бумажных носителях:

- от работника, осуществляющего формирование и/или прием документов от клиентов, оператору ввода;

- от оператора ввода контролеру ввода;

- от контролера ввода, работнику, осуществляющему брошюрование бухгалтерских документов, проведенных в течение операционного дня.

Передача документов от одного работника другому должна осуществляться под расписку в журнале. При этом должны фиксироваться количество передаваемых документов, их общая сумма, время и дата передачи. При необходимости, в журнал может включаться дополнительная информация. Форма журнала и место его хранения определяется УБР.

Установленный руководителем УБР порядок взаимодействия не должен нарушать регламентированные нормативными документами Банка России правила совершения операций и их отражения в бухгалтерском учете.

14. Настоящее Указание не подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России" и вступает в силу в части:

- документов, используемых при осуществлении внутрирегиональных и межрегиональных электронных расчетов - с момента его подписания;

- документов, используемых при осуществлении расчетов, проводимых внутри одного УБР, между УБР, обслуживаемыми одним вычислительным центром, расчетных операций с применением авизо (почтовые, телеграфные) - с 1 сентября 2002 года;

- остальных документов, указанных в подпункте б) преамбулы настоящего Указания - с 1 мая 2003 года;

- документов, указанных в подпункте б) преамбулы настоящего Указания, реквизиты которых будут вводиться в новые автоматизированные системы - с момента принятия этих систем в эксплуатацию, но не позднее 1 мая 2003 года.


Председатель Центрального Банка
Российской Федерации

В.В. Геращенко



Указание ЦБР от 22 февраля 2002 г. N 1116-У "О порядке ввода реквизитов документов на бумажных носителях в автоматизированные системы Банка России"


Указание не подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России" и вступает в силу в порядке, предусмотренном пунктом 14


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Указание ЦБР от 31 июля 2003 г. N 1314-У


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.