Письмо Ассоциации российских банков от 14 августа 2002 г. N А-02/13-363 "О совершенствовании взаимодействия Банка России с кредитными организациями по вопросам банковского регулирования и надзора"

Письмо Ассоциации российских банков от 14 августа 2002 г. N А-02/13-363
"О совершенствовании взаимодействия Банка России с кредитными организациями по вопросам банковского регулирования и надзора"


Ассоциации российских банков представляет подготовленные по Вашей просьбе предложения по совершенствованию банковского регулирования и надзора.


О сокращении числа обязательных нормативов


Сегодня действует около 20 нормативов, многие из которых носят формальный или неадекватный характер, определяют только количественные параметры деятельности банков. Методика расчетов отдельных нормативов нуждается в уточнении.

Следует при расчетах ликвидности относить суммы обязательных резервов к высоколиквидным активам, а векселя банков и прочие долговые обязательства - к ликвидным активам.

Неоправданным было увеличение максимально допустимых значений нормативов мгновенной ликвидности с 10 до 20% и текущей ликвидности с 50 до 70%.

Отсутствуют объективные основания для применения норматива риска собственных вексельных обязательств (Н13) с максимально допустимым значением - 100%, по существу, административно ограничивающего использования векселей банками.

Ассоциация считает своевременным рассмотреть вопрос о возможности перевода нормативов ликвидности из обязательных в оценочные и расчетные, так как эти нормативы все равно не могут гарантировать объективную картину. Тем более что в мировой практике требуется жесткое соблюдение прежде всего норматива достаточности капитала.

Кроме того, нужно иметь в виду, что поступающая от банков в электронном виде бухгалтерская и другая информация позволяет Банку России оперативно формировать базу для анализа финансового состояния банков.

Необходимо учитывать, что ведение учета по МСФО влечет за собой использование более жесткого самоконтроля в деятельности менеджеров, совершенствование методов оценки рисков и анализа банковских операций.

ГАРАНТ:

О переходе на МСФО см. письмо ЦБР от 28 апреля 2004 г. N А-02/2-359, а также Информационные сообщения ЦБР от 31 марта 2004 г., 3 ноября 2004 г., 9 сентября 2005 г.


Основной гарантией стабильности банков должно быть стремление и умение самих кредитных организаций избежать проблем или, по крайней мере, быстро их устранить. Банковский надзор и контроль лишь способствует решению этой задачи.

Поэтому важно поощрять использование банками собственных систем анализа и контроля. Необходимо предложить формы взаимодействия и укрепления сотрудничества надзорных органов, внутренних аудиторов и внешних аудиторов банков.


О дифференцированном подходе к банкам


Банк России придерживается позиции, единой для всех банков, вне зависимости от особенностей их деятельности, системы банковского надзора. АРБ считает, что ЦБ РФ должен пользоваться право устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчет по видам банков, как это предусмотрено ст.73 Закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". При этом АРБ исходит из следующего: чем более всеобъемлющи правила, тем сложнее отдельным банкам эффективно выполнять надзорные требования. Только дифференциация надзора обеспечить равное отношение к участникам рынка.

Безусловно, вопрос этот требует глубокой проработки. Но уже сегодня можно назвать некоторые сферы такой дифференциации. В частности, оптимизация надзорных процедур актуальна для развития кредитных отношений стабильно работающих банков с малым бизнесом и населением, а также инвестиционных операций банков. Определенные права в решении этого вопроса должны быть предоставлены территориальным учреждениям Банка России, которые классифицируют сегодня в рамках надзора кредитные организации по группам в зависимости от качества их работы.


О размере капитала и структуре банков


Банковское сообщество выражает принципиальное несогласие с положением Стратегии Правительства и ЦБ РФ о том, что с 1 января 2007 г. банки должны иметь собственный капитал не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро, представляющим, по существу, административный метод укрупнения банков и ликвидации малых банков. Жизнь показывает целесообразность сохранения средних и малых банков, которые нужны экономике, особенно для обслуживания малого и среднего бизнеса, населения. Поэтому планку в 5 млн. евро по размеру капитала нужно отменить.

Совершенствование методологии расчета капитала отстает от последовательного ужесточения надзорных требований к его размеру и достаточности. Требуют уточнения положения, регламентирующие различные вычитания из суммы собственных средств.

Необходимо совершенствовать процедуры ликвидации кредитных организаций. Существующие длительные и непрозрачные процедуры расчетов с кредиторами ликвидируемых банков подрывают доверие к банковской системе и к институтам государственной власти. Необходимо продолжить реформу системы ликвидации банков в направлении создания быстрой и технологичной процедуры расчетов с кредиторами. Ее элементами могли бы стать усиление специализации судов для рассмотрения дел о ликвидации банков (за счет введения порядка подачи исков о ликвидации банков по месту нахождения учреждения Банка России), отказ от множественности процедур закрытия банков после отзыва лицензии (в порядке банкротства) или в порядке принудительной ликвидации в зависимости от наличия информации о достаточности имущества для расчетов с кредиторами).

Целесообразен переход на единую административную процедуру ликвидации банков, построенную на гласных и открытых принципах конкурсного производства, упрощение судебных процедур, применяемых при ликвидации банков, для ускорения расчетов с кредиторами, а также введение института специализированных корпоративных ликвидаторов. После создания в России системы гарантирования вкладов одним из таких ликвидаторов могла бы стать организация, управляющая системой гарантирования вкладов (для ликвидации банков - участников системы).


О контроле за рисками


В системе надзора сложилась жесткая формализация кредитных рисков. Она усиливается в первую очередь за счет расширения признаков ссуд высокого риска, от которых зависят классификация ссуд и увеличение расходов на формирование резервов на возможные потери по ссудам (РВПС). Такой метод снижает рентабельность и капитал банков.

Гораздо большее значение нужно придавать собственным оценкам банков, что будет означать повышение их ответственности.

Необходимо включение в понятие обеспечения поручений и гарантий банков. Ограничение понятия обеспечения только залогом препятствует расширению кредитования.

Банк России задерживает, ссылаясь на необходимость получить рекомендации международных экспертов, принятие решения об установлении 5 вместо 4 классификационных групп и соответственно изменении размеров отчислений в РВПС. Установление по первой группе нулевого риска и введение промежуточной группы риска между сегодняшними 1-й и 2-й группами с размером отчислений 5% отвечает интересам и кредитора, и заемщика и не противоречит стандартам Базельского соглашения.


О резервных требованиях


Существующие нормативы отчислений в ФОР были установлены с 1 января 2000 г. За истекшие 2,5 года в экономике и банковской системе произошли существенные изменения. С учетом этого полагаем, что нормы резервирования должны быть снижены и дифференцированы в зависимости от сроков привлечения средств. Предлагается также оставлять средства ФОР на корреспондентских счетах банков, создав необходимый контрольный механизм за соблюдением их размеров.

Большинство центральных банков Европы склоняются если не к полной отмене, то, по крайней мере, к минимизации роли механизмов обязательных резервов и считают, что он является в значительной мере административным, налоговым инструментом, существенно увеличивающим издержки кредитных институтов. Считается, что большую эффективность и гибкость в процессе реализации денежно-кредитной политики способны обеспечить центральному банку операции на открытом рынке, возможность проведения которых ничем не ограничена.

Для реализации денежно-кредитной политики ЦБ РФ должен сместить акценты в сторону кредитных и депозитных механизмов, в настоящее время не имеющих большого распространения, и практически свернутых операций на открытом рынке.

В 2001 г. кредиты были предоставлены лишь 41 банку - "овернайт" и 40 банкам - внутридневные. Кредиты выдавались на поддержание ликвидности и для бесперебойности платежей.

Само по себе неплохо, что Банк России помогает банкам решать свои текущие проблемы. Но этого недостаточно, поскольку нет кредитов на рефинансирование операций банков по кредитованию ими реального сектора экономики.

По нашим данным, эксперимент, начатый в Санкт-Петербурге и распространенный на несколько других регионов, идет вяло. Это объясняется непомерной сложностью условий получения кредитов.

Банку России следовало бы пересмотреть эти условия в сторону их смягчения, чтобы сделать кредиты доступными для достаточно широкого круга банков.


О контроле за кассовыми операциями


Банки расходуют средства и время на выполнение операций, которые прежде производились в учреждениях Госбанка для плановой работы.

От банков требуется составление прогноза поступлений и выдач наличных денег по основным статьям денежного потока - торговая выручка, доходы организаций, оказывающих услуги населению, выручка зрелищных заведений и других поступлений наличных денег. В расходной части требуется составлять прогнозы выдачи наличных денег на зарплату, хозяйственные расходы и др.

Исходных материалов для составления подобных расчетов нет и собрать их у соответствующих организаций невозможно. Поэтому работники банков "сочиняют" прогнозы исходя из собственных предположений. Качество таких расчетов самое низкое, что делает эту работу неэффективной.

По мнению АРБ, от банков учреждения ЦБ РФ должны получать только заявки на подкрепление касс и на прием излишней наличности без искусственной расшифровки по статьям.

Банк России возложил на банки выполнение функции контроля за соблюдением порядка ведения кассовых операций. Проведение этих проверок не адекватно статусу кредитных организаций как коммерческих организаций, не имеющих права определять и контролировать направления использования средств клиентов. Указанные проверки вызывают ненужные трения банков и обслуживаемой ими клиентуры.

Банки не имеют права воздействовать на организации, не соблюдающие правил ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, что превращает такие проверки в пустую формальность. Необходимо также иметь в виду, что банковскому контролю не поддаются расчеты теневого оборота наличных денег в торговых точках. Налоговые органы в соответствии с предоставленными им правами имеют возможность самостоятельно проверять соблюдение торговыми организациями правил работы с денежной наличностью и применять за их нарушение меры воздействия.


О сокращении отчетности


Неоправданно велик объем отчетности, которую представляют кредитные организации. Необходимо сократить объем банковской отчетности и уменьшить ее детализацию. АРБ представит в ближайшее время развернутые предложения по этому вопросу.


О санкциях к банкам


АРБ считает, что система штрафов нуждается в пересмотре, сокращении размеров и причин, по которым учреждения Банка России штрафуют банки.

Установленная Банком России система штрафных санкций является исключительно жесткой, поскольку предусматривает меры воздействия к банкам даже в случаях незначительных нарушений. В нормативных документах Банка России превалирует подход применения санкций по верхнему пределу.

С точки зрения воздействия на устранение и предупреждение нарушений более эффективны имеющиеся в арсенале ЦБ РФ меры административного, принудительного и превентивного характера (предписания, ограничения на совершение банковских операций, требования о замене руководителей банка, деловые встречи и т.д.).

АРБ считает целесообразным внести ограничения в систему штрафных санкций с одновременным расширением применения других мер воздействия.

Целесообразно не налагать штрафы на беспроблемные банки, превышающие отдельные экономические нормативы.


Некоторые общие вопросы


АРБ регулярно обращается в Банк России с предложениями по совершенствованию нормативных документов по надзору, а также участвует в подготовке в Государственной Думе соответствующих законодательных актов.

Ассоциация считает, что нужна более тесная совместная и согласованная деятельность ЦБ РФ и банков по более качественной и быстрой подготовке и апробированию нормативных документов и методических положений по вопросам надзора и регулирования.

Согласно ст.73 и 77 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ЦБ РФ взаимодействует с кредитными организациями и их ассоциациями, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, устанавливает методику определения собственных средств, активов, пассивов банков и размеры риска с учетом консультаций с банками и банковскими ассоциациями.

АРБ предлагает определить порядок этих консультаций.

Банковская система располагает хорошим потенциалом высококомпетентных специалистов, опыт которых целесообразно использовать при подготовке нормативных документов. Консультации с банковскими специалистами являются одной из форм обратной связи, которая считается важным элементом информации для органов, издающих нормативные документы.

В целях улучшения координации деятельности ЦБ РФ и коммерческих банков целесообразно проводить периодически деловые встречи руководителей Банка России и банков, чтобы согласовывать позиции по крупным вопросам, в том числе по вопросам надзора, рассматривать эти вопросы на Национальном банковском совете.


Президент АРБ

Г.А.Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 14 августа 2002 г. N А-02/13-363 "О совершенствовании взаимодействия Банка России с кредитными организациями по вопросам банковского регулирования и надзора"


Текст письма опубликован в газете "Бизнес и банки", сентябрь 2002 г., N 38-39


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение