Письмо ЦБР от 2 октября 2002 г. N 134-Т "О типовых недостатках, допускаемых в организации работы по предупреждению несостоятельности (банкротства) и при ликвидации кредитных организаций"

Письмо ЦБР от 2 октября 2002 г. N 134-Т
"О типовых недостатках, допускаемых в организации работы по предупреждению несостоятельности (банкротства) и при ликвидации кредитных организаций"


Для руководства и использования в работе направляем информацию о типовых недостатках, допускаемых при рассмотрении оснований для принятия мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), организации контроля за ликвидацией кредитных организаций, а также разъяснения и рекомендации по улучшению работы на этом участке.


1. По вопросам организации предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций:

1.1. В нарушение норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Инструкции Банка России от 12.07.99 N 84-И "О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций" и Указания Банка России от 27.08.01 N 1024-У "О порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций" отдельные территориальные учреждения Банка России:

- предъявляют к кредитным организациям требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению и о приведении в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитной организации с нарушением установленных сроков;

- не представляют в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций) планы мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций, имеющих основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные статьей 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", в том числе доработанные с учетом замечаний Банка России (Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций);

- допускают нарушение сроков рассмотрения планов мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций и подготовки по ним заключений, в том числе по причинам неоднократного возврата пакета документов кредитным организациям для их приведения в соответствие с требованиями нормативных актов Банков России;

- предоставляют кредитным организациям для доработки планов мер по финансовому оздоровлению сроки более длительные, чем предусмотрено пунктом 5.5. Инструкции Банка России от 12.07.99 N 84-И (15 календарных дней с момента получения требования о его доработке);

- направляют в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций) заключения о признании планов мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций реальными без необходимых обоснований такого заключения;

- принимают на контроль планы мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций, срок реализации которых превышает 12 месяцев с даты возникновения у кредитных организаций оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства.

1.2. Допускаются случаи составления и представления отчетности по форме N 352 "Отчет об организации работы по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций" с нарушением порядка, установленного Указанием Банка России от 14.11.97 N 27-У "О порядке составления и представления отчетности территориальными учреждениями Банка России в Центральный банк Российской Федерации":

ГАРАНТ:

Указанием ЦБР от 26 марта 2004 г. N 1405-У Указание ЦБР от 14 ноября 1997 г. N 27-У признано утратившим силу

О перечне, формах, правилах и порядке составления и представления отчетности структурными подразделениями ЦБР в ЦБР см. Указание ЦБР от 22 марта 2004 г. N 1398-У


- в отчетность включаются не все кредитные организации, имеющие основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные статьей 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

- отсутствуют обоснования принятых решений о неприменении к кредитным организациям мер воздействия, предусмотренных нормативными актами Банка России;

- в разделе 2 "Кредитные организации, не имеющие на отчетную дату оснований, предусмотренных ст.4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", но по которым территориальными учреждениями Банка России проводилась работа по предупреждению несостоятельности (банкротства)" отчетности по форме N 352 неправомерно отражаются кредитные организации, имеющие основания для осуществления мер по предупреждению банкротства;

- имеются расхождения данных электронного и бумажного носителей.

1.3. В целях совершенствования работы территориальных учреждений Банка России по вопросам контроля за осуществлением кредитными организациями мер по предупреждению банкротства необходимо обеспечить:

- оперативное выявление кредитных организаций, имеющих основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные статьей 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", отражение их в отчетности по форме N 352 и обеспечение ее соответствия данным отчетности по форме N 351 "Отчет о кредитных организациях, не удовлетворяющих требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и не исполняющих обязанности по уплате обязательных платежей в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах", а также обеспечение идентичности данных отчетности, содержащихся на бумажных и электронных носителях;

- своевременное применение адекватных мер воздействия к кредитным организациям, не устранившим причины возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) в установленный срок, или не принявшим самостоятельного решения об осуществлении мер по предупреждению банкротства в сроки и порядке, предусмотренные Инструкцией Банка России от 12.07.99 N 84-И;

- соблюдение сроков рассмотрения планов мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций и подготовки по ним обоснованных заключений;

- при возврате кредитной организации плана мер по финансовому оздоровлению и прилагаемого к нему пакета документов для приведения их в соответствие с требованиями нормативных актов Банка России - четкое изложение конкретного перечня замечаний и рекомендаций территориального учреждения Банка России, а при необходимости - проведение совещаний с кредитной организацией по данному вопросу;

- эффективный контроль за ходом осуществления мер по финансовому оздоровлению и реорганизации кредитных организаций, в случае нарушения плана мер - осуществление оперативного взаимодействия с кредитной организацией в целях исправления сложившейся ситуации, а при необходимости - применение в отношении кредитной организации мер, предусмотренных законодательством.


2. По вопросам формирования и контроля работы временных администраций по управлению кредитными организациями:

2.1. В нарушение норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Положения Банка России от 14.05.99 N 76-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией" отдельные территориальные учреждения Банка России:

ГАРАНТ:

Указанием ЦБР от 26 ноября 2003 г. N 1344-У Положение ЦБР от 14 мая 1999 г. N 76-П признано утратившим силу


- при направлении ходатайств об отзыве лицензии на осуществление банковских операций не представляют кандидатуры для участия в работе временных администраций по управлению кредитными организациями либо не обеспечивают укомплектование состава временной администрации количеством сотрудников, необходимых для выполнения задач, стоящих перед временной администрацией;

- затягивают принятие решения о направлении в Банк России ходатайства об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, в связи с чем отдельные временные администрации сталкиваются с необходимостью принятия неотложных мер к установлению имущества кредитной организации и обеспечению его сохранности.

2.2. В целях выполнения требований действующего законодательства и нормативных актов Банка России, а также учитывая необходимость обеспечения работы временных администраций территориальным учреждениям Банка России следует:

- организовать и проводить профессиональную учебу с сотрудниками, входящими в состав временных администраций, а также с сотрудниками, которые в перспективе могут войти в их состав, в том числе направлять в Банк России (в рамках мероприятий по подготовке персонала) предложения о необходимости обучения указанных сотрудников на семинарах, проводимых Банком России на постоянной основе, на курсах повышения квалификации в банковских школах. Одной из форм повышения квалификации сотрудников территориальных учреждений Банка России может быть направление их на стажировку в кредитные организации, аудиторские фирмы по договоренности с последними;

- своевременно принимать решение о направлении в Банк России ходатайства об отзыве лицензии на осуществление банковских операций;

- осуществлять взаимодействие с учредителями (участниками) кредитных организаций.

Кроме того, для более оперативного и своевременного принятия решений по вопросам, возникающим в процессе работы временных администраций, в том числе по установлению местонахождения имущества и документации кредитной организации, признания недействительности сделок кредитной организации, привлечения к административной и уголовной ответственности недобросовестных руководителей и учредителей (участников) проблемных кредитных организаций, осуществлять более тесное взаимодействие с правоохранительными и налоговыми органами.


3. По вопросам, связанным с отзывом лицензий на осуществление банковских операций и ликвидации кредитных организаций:

3.1. Значительное количество нарушений связано с несоблюдением территориальными учреждениями Банка России срока доведения до кредитных организаций, расположенных на подведомственной территории, приказов Банка России об отзыве у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций, установленного пунктом 3 Положения Банка России от 02.04.96 N 264 "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в Российской Федерации".

3.2. Несмотря на безусловные требования статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" о том, что после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций она должна быть ликвидирована, территориальные учреждения Банка России иногда направляют в Банк России ходатайства о приостановлении действия приказов Банка России об отзыве у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций и возобновлении деятельности этих кредитных организаций с целью их финансового оздоровления.

В этой связи обращаем внимание территориальных учреждений Банка России на то, что возможность финансового оздоровления кредитной организации должна быть тщательно изучена территориальным учреждением Банка России до направления ходатайства в Банк России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

3.3. При подготовке документов для продления срока действия аттестата арбитражного управляющего (ликвидатора) территориальные учреждения Банка России в нарушение требований Положения Банка России от 07.08.01 г. N 146-П "О порядке аттестации Банком России арбитражных управляющих (ликвидаторов) кредитных организаций" не всегда запрашивают у аттестантов и представляют информацию об изменении сведений в документах, ранее представленных атгестантами для получения аттестата. В результате затягивается процесс подготовки материалов для рассмотрения заявлений аттестантов на заседании Временной аттестационной комиссии Банка России. Территориальным учреждениям Банка России следует иметь в виду, что у аттестантов запрашиваются копии тех документов, сведения в которых изменены, аттестантами также должна ежегодно представляться обновленная справка об отсутствии судимости.

ГАРАНТ:

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 121-ФЗ взамен аттестации арбитражных управляющих предусмотрена их аккредитация при ЦБР согласно статье 50.20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ


3.4. Территориальными учреждениями Банка России не всегда соблюдаются требования по контролю шестимесячного срока для представления в территориальное учреждение Банка России промежуточного ликвидационного баланса, установленного статьей 48 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Следует отметить, что в соответствии с требованиями пункта 3.2. Положения Банка России от 04.10.00 N 125-П "О порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса кредитной организации и их согласования территориальными учреждениями Банка России" в случае непредставления либо несвоевременного представления в территориальное учреждение Банка России конкурсным управляющим промежуточного ликвидационного баланса территориальное учреждение Банка России обязано письменно уведомить об этом арбитражный суд. Одновременно рекомендуем территориальным учреждениям Банка России провести проверку деятельности соответствующего конкурсного управляющего в соответствии с Положением Банка России от 17.01.01 N 132-П "О проведении Банком России проверок деятельности арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций".

Выявленные по результатам проверки факты, свидетельствующие о неисполнении или ненадлежащем исполнении конкурсным управляющим своих обязанностей, включая несоблюдение порядка составления и срока представления в территориальное учреждение Банка России бухгалтерской отчетности, промежуточного ликвидационного баланса, могут служить основанием для аннулирования аттестата арбитражного управляющего (ликвидатора). Кроме того, выявленные факты нарушения конкурсным управляющим требований действующего законодательства и нормативных актов Банка России должны быть учтены территориальным учреждением Банка России при последующих обращениях в Банк России по вопросам выдачи (продления срока действия) аттестата арбитражного управляющего (ликвидатора).

3.5. Акты проверок деятельности арбитражных управляющих территориальными учреждениями Банка России не всегда позволяют сделать однозначный вывод о соответствии деятельности арбитражных управляющих требованиям законодательства и нормативных актов.

В частности, в актах проверок нередко отсутствуют основания для проведения проверок, неполно отражается исходный материал, на основании которого делаются выводы о наличии или отсутствии нарушений в деятельности арбитражного управляющего, разделы акта либо сам акт проверки не содержат выводов по результатам проведенных проверок, недостаточно качественно отражается вопрос о реализации имущественного комплекса ликвидируемых кредитных организаций, часто отсутствуют ссылки на обстоятельства реализации имущества должника.

Территориальным учреждениям Банка России надлежит принять необходимые меры к устранению отмеченных недостатков.


А.А.Козлов



Письмо ЦБР от 2 октября 2002 г. N 134-Т "О типовых недостатках, допускаемых в организации работы по предупреждению несостоятельности (банкротства) и при ликвидации кредитных организаций"


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение