Письмо Ассоциации российских банков от 19 августа 2002 г. N А-02/13-377 О предложениях и замечаниях к проекту "Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год"

Письмо Ассоциации российских банков
от 19 августа 2002 г. N А-02/13-377


Ассоциация российских банков рассмотрела проект "Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год", обсудила его с рядом коммерческих банков. По нашему мнению, намеченная денежно-кредитная политика на 2003 г. в целом отвечает заявленным Правительством Российской Федерации макроэкономическим параметрам и стратегическим целям развития.

Вместе с тем считаем необходимым сделать следующие замечания и внести предложения.

1. В проекте "Основных направлений" недостаточно раскрыты мероприятия, которые Банк России планирует осуществить в 2003 г. для решения одной из ключевых проблем российской экономики - мобилизации внутренних источников экономического роста. В документе обоснованно указывается на необходимость активизировать банковские операции с реальным сектором экономики. Но ничего не говорится о том, что Банк России предполагает сделать в этом направлении.

Уже не один год проводится опытное кредитование банков под залог векселей и кредитных требований в Санкт-Петербурге и ряде других регионов. Однако в проекте "Основных направлений" не сказано о результатах опыта и его перспективах.

По мнению АРБ, необходимо расширить рамки опыта, упростив процедуру получения банками кредитов, организовать на его основе полноценную систему рефинансирования. Это позволит не только повысить кредитную активность банков, но и сделать ставку рефинансирования реальным инструментом денежно-кредитной политики.

Ведь пока, как отмечается в документе, Банк России не располагает на сегодня набором инструментов денежно-кредитного регулирования для эффективного управления ликвидностью банковского сектора. Принятие указанных предложений позволит расширить этот набор.

По нашему мнению, ставка рефинансирования должна быть отделена от индикативной ставки, использующейся для расчета материальной выгоды, пеней, штрафов и т.д.

Вызывает сомнение тезис о том, что ставки банковского кредита часто не влияют на решения потенциальных заемщиков, так как кредит не набрал критического веса в инвестициях предприятий и населения. Во-первых, росту доли банковских кредитов в инвестициях как раз препятствуют высокие процентные ставки. Во-вторых, вряд ли целесообразно значительно увеличивать кредитование инвестиций универсальными банками, не имеющими долгосрочных ресурсов. Это чревато отрицательными последствиями для их ликвидности.

2. Параметры денежной программы на 2003 г. рассчитаны исходя из оптимистического прогноза платежного баланса (второй вариант). Однако в 2003 г. вполне возможна ситуация, когда прирост чистых международных резервов будет низким либо нулевым (первый вариант). В этой связи представляется полезным произвести расчеты и моделирование денежной программы на 2003 г. и по пессимистическому варианту развития экономики, а также указать более точно набор инструментов, с помощью которых планируется стимулировать расширение чистого внутреннего кредита, и проанализировать эффективность их воздействия на динамику денежной базы и денежной массы.

3. На наш взгляд, в проекте документа недостаточное отражение получил региональный аспект денежно-кредитной политики Банка России. Развитие региональных операций коммерческих банков, укрепление финансовой ситуации в регионах, в том числе местных финансовых рынков, либерализация валютного рынка, стремление к повышению эффективности работы в условиях различных часовых поясов и другие будут, по нашему мнению, способствовать децентрализации финансовых потоков. Соответственно банковская система должна быть готова к такому изменению ситуации с точки зрения использования инструментов денежно-кредитной политики.

4. В представленном проекте документа нет оценки появления на рынке такого крупного инвестора, как Пенсионный фонд РФ, который планирует инвестировать в следующем году около 50 млрд.руб. накопительной части пенсий, а на конец года остаток средств накопительной части превысит 90 млрд.руб. Эта сумма сопоставима с активами банков, входящих в первую десятку, и не может не отразиться как на финансовых рынках, так и на ситуации в денежно-кредитной сфере в целом.

5. Можно приветствовать желание Банка России использовать активные рыночные методы корректировки ликвидности банковской системы. Однако непонятно, почему к таким методам отнесены нормы обязательного резервирования (с.7). Ведь отчисления в ФОР банки делают на бесплатной основе.

Нужно отметить, что действующие размеры отчислений в ФОР были установлены с 1 января 2000 г. и с тех пор не менялись. Между тем в экономике и самой банковской системе за истекшие 2,5 года произошли существенные изменения. По мнению АРБ, настало время для снижения отчислений в ФОР, что позволит банкам расширить активные операции.

6. В документе указан ряд трудно прогнозируемых факторов изменения скорости обращения денег, однако не определяются направления воздействия на такие факторы, как, например, повышение уровня монетизации, хотя в текущем году его темпы снизились.

Указывается даже, что практически исчерпаны пути монетизации расчетов, хотя неплатежи в экономике превышают 1,6 трлн. руб., а монетизация экономики ожидается на уровне 15%. Это во много раз ниже, чем в других странах с переходной экономикой.

Ничего не говорится и о мерах по снижению долларизации экономики, которая прямо влияет на денежно-кредитную политику.

7. В отличие от прошлых лет Банк России обоснованно ориентируется не только на избыточную ликвидность банковской системы, но и на ее возможную недостаточность. Соответственно этому предусматриваются и меры денежно-кредитного регулирования как по стерилизации, так и по предоставлению ликвидности.

Банк России предполагает переход к широкому спектру инструментов стерилизации и предоставления ликвидности. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на определение механизмов действия этих инструментов, которые при определенных условиях могли бы свести на нет положительные сдвиги в этой сфере.

Принципиально важным является предоставление ликвидности коммерческим банкам на условиях заранее определенного лимита на конкретную кредитную организацию (без необходимости предварительного депонирования средств в том или ином виде) и в любой день. Это позволит снизить волатильность рынка краткосрочных межбанковских кредитов и соответственно издержки, связанные с привлечением средств, что, в свою очередь, повысит финансовую устойчивость и эффективность работы коммерческих банков. Срок при этом может выбираться кредитной организацией из списка стандартных сроков, а ставки по каждому стандартному сроку могли бы стать публичной офертой Банка России (как это сейчас происходит с депозитными ставками ЦБ РФ).

То же касается операций типа СВОП. Поскольку в настоящее время этот рынок недостаточно развит, его развитие с предсказуемыми ставками было бы серьезным шагом на пути создания условий для функционирования полноценного денежного рынка в РФ.

8. Нормативная база бухгалтерского учета операций банков, устанавливаемая Банком России, на сегодняшний день содержит значительное число положений и инструкций и постоянно пополняется и обновляется. При существующих тенденциях усложнения банковских операций и схем их проведения возникает неоднозначность трактовки положений бухгалтерского учета.

Необходимо привлечение специалистов банков и их ассоциаций к созданию методологии бухгалтерского учета банковских операций (анкетирование, консультации, тестирование предлагаемых нововведений), особенно в контексте ускоренного перехода на МСБУ и ФО.

9. Требуется оптимизация системы обязательных нормативов. Действие ряда обязательных нормативов и критериев, устанавливаемых Банком России, носит формальный характер. С целью соблюдения нормативов банки вынуждены, например, сокращать ресурсы, направляемые на кредитование реального сектора, особенно в рамках долгосрочных проектов, идти на другие шаги, чтобы не допустить ущерба для собственной деятельности. Поэтому формальные оценки состояния банка, базирующиеся на данных о соблюдении нормативов, сегодня нельзя признать объективными.

Банку России следовало бы изменить статус некоторых нормативов (нормативы ликвидности) на оценочный, одновременно сместив акценты регулирования в сторону оценки качества системы корпоративного управления в банках как основного инструмента регулирования банковских рисков, а также действенности системы внутреннего контроля.

В целях совершенствования банковского надзора актуальны проблемы адекватного и эффективного управления рисками в банках. Необходимо изменение системы нормативных требований к кредитным организациям в сторону большей роли систем управления рисками и внутреннего контроля, создаваемых самими банками.

По нашему мнению, указанные замечания и предложения могут быть учтены при доработке "Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год" и в ходе ее осуществления.


Исполнительный вице-президент АРБ

В.С.Захаров



Письмо Ассоциации российских банков от 19 августа 2002 г. N А-02/13-377


Текст письма опубликован в газете "Бизнес и банки", октябрь 2002 г., N 41


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.