Письмо Ассоциации Российских Банков от 11 сентября 2002 г. N А-02/5-425 "О необходимости совершенствования валютного законодательства"

Письмо Ассоциации Российских Банков от 11 сентября 2002 г. N А-02/5-425
"О необходимости совершенствования валютного законодательства"


Выполняя решения XIII съезда, Ассоциация российских банков провела работу по изучению практики осуществления коммерческими банками валютных операций. Это позволило выявить наличие ряда острых проблем, связанных с отсутствием единообразия в действующем валютном законодательстве, а также с нечеткой дифференциацией функций Банка России и других министерств и ведомств - органов валютного контроля. Немаловажным является то, что действующие ведомственные нормативные акты по вопросам валютного регулирования и контроля допускают их неоднозначное толкование как органами, так и агентами валютного контроля.

В этой связи Ассоциация российских банков предлагает для рассмотрения наиболее часто встречающиеся в деятельности коммерческих банков вопросы, возникающие при выполнении ими функций агентов валютного контроля.

1. Банки выражают обеспокоенность в связи с отсутствием нормативного регулирования порядка расчетов по договорам поставки товаров между резидентами и нерезидентами минуя территорию Российской Федерации. Полагаем целесообразным введение такого нормативного регулирования, поскольку оно обеспечит большую стандартизацию, а также транспарентность и исключит дополнительные бюрократические процедуры при получении разрешения Банка России.

2. В ряде нормативных актов, действующих в сфере валютного законодательства, наблюдается недостаточно всестороннее регулирование отдельных валютных операций, что вызывает неоднозначное толкование порядка их совершения и соответственно возникновение риска необоснованных претензий со стороны органов валютного контроля к правоприменителю, а с другой стороны, позволяет субъекту валютных правоотношений расширенно интерпретировать предоставленные им права и обязанности, что противоречит основным принципам валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. Так, Положением ЦБ РФ от 24.04.96 N 39 "О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций" (далее - Положение N 39) предусмотрен порядок совершения валютных операций, связанных с возвратом авансов, предварительной оплаты, задатков по неисполненным договорам, а также с возвратом ошибочно зачисленных сумм. При этом данная норма является оправданной в отношении авансов и предоплат, которые по своей сути в определенных в законодательстве случаях являются текущими валютными операциями и не требуют разрешения Банка России.

Что касается задатков, то их правовая природа отличается от авансов и предоплат, поскольку задаток носит характер возвратных средств. Таким образом, задаток сам по себе не является текущей валютной операцией, что соответственно требует разрешения для его осуществления. В связи с вышеизложенным нелогичной выглядит система регулирования, при которой возврат ранее переведенного задатка рассматривается как разрешенная операция, а перевод самого задатка - как операция, требующая разрешения. Поэтому представляется необходимым внести соответствующие изменения в Положение N 39, устанавливающие единый порядок осуществления операции по переводу задатка и его возврату.

Следует также внести изменения в регулирование расчетов чеками, номинированными в иностранной валюте. В связи с тем, что чек является не столько ценной бумагой, сколько расчетным документом, порядок валютного регулирования расчетов чеками должен быть аналогичным порядку валютных операций с использованием иных форм расчетов.

3. В некоторых случаях нормативное регулирование не учитывает современное состояние и практику совершения международных расчетов. Так, Положением ЦБ РФ от 25.06.97 N 62 "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов" (далее - Положение N 62) не предусмотрена возможность перевода иностранной валюты для целей совершения командировочных расходов на карточный счет командированного лица. Полагаем, что включение такого права в Положение N 62 легализует реально существующую практику и будет отвечать современному уровню развития расчетных технологий.

4. Остается открытым вопрос оплаты в иностранной валюте результатов работ, услуг, интеллектуальной деятельности. Так, до сих пор на уровне ведомственных нормативных актов не разрешен вопрос о порядке признания факта оказания услуги либо выполнения работы путем перемещения результатов работ, услуг, интеллектуальной деятельности через границу Российской Федерации. Полагаем, что необходимо однозначно установить и нормативно закрепить правило о том, что к категории экспорта и импорта работ, услуг, интеллектуальной деятельности следует относить сделки, в которых участвовали резидент и нерезидент независимо от того, на какой территории фактически выполнялись работы и оказывались услуги.

5. Необходимо уточнить порядок использования транзитного валютного счета, в частности целесообразность зачисления на данный счет валютных средств, не являющихся выручкой от экспорта товаров, работ, услуг (например, выданных кредитов в иностранной валюте).

6. Требуется детальная нормативная регламентация порядка осуществления валютных операций, связанных с финансированием создания и деятельности представительств, созданных резидентами Российской Федерации за ее пределами. Особое внимание следует уделить финансированию в странах СНГ в валюте Российской Федерации.

7. Очень важным на сегодняшний день является вопрос об уступке прав требования, выраженного в иностранной валюте. В разъяснениях Банка России встречается точка зрения, в соответствии с которой такая операция может осуществляться без каких-либо ограничений. Тем не менее данный подход не вытекает из действующего законодательства, что ставит под сомнение его правомерность и вызывает риски различных интерпретаций статуса подобных сделок органами валютного контроля и иными субъектами валютных правоотношений. В связи с этим полагаем, что данный вопрос должен быть решен на законодательном уровне. При этом необходимо учитывать следующие факторы. В случае признания уступки прав требования, не являющейся валютной операцией, следует отдавать отчет в том, что, во-первых, возникнут затруднения в реализации приобретенных прав требования цессионарием, для которого их реализация будет являться валютной операцией, связанной с движением капитала и требующей разрешения Банка России; во-вторых, в такой ситуации необходимо рассмотреть соотношение норм, касающихся уступки прав требования, выраженных в иностранной валюте, и норм, устанавливающих обязательство экспортера получать выручку на свой валютный счет.

8. Представляется необходимым нормативно установить порядок исполнения обязательства, выраженного в иностранной валюте, третьим лицом в случаях, предусмотренных действующим гражданским законодательством. В частности, имеются в виду обязанности поручителя по выполнению перед кредитором обязательств должника, выраженных в иностранной валюте, а также по выполнению должником регрессных требований, выраженных в иностранной валюте.

9. Не менее актуальным является вопрос о распространении валютного законодательства на операции, связанные с зачетом взаимных требований, выраженных в иностранной валюте, и прощением долга, также выраженного в иностранной валюте. Исходя из Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон), данные операции могут не рассматриваться как валютные, поскольку они не отвечают признакам, изложенным в статье 1 Закона. Тем не менее полагаем, что данный вопрос должен быть также решен в нормативном порядке, поскольку он имеет значение для разработки эффективной системы экспортно-импортного контроля в РФ.

10. Одним из наиболее неурегулированных является вопрос о доверительном управлении валютными ценностями и совершении валютных операций в рамках реализации договора о доверительном управлении. Данный институт очень перспективен и интересен для субъектов гражданского оборота. В связи этим полагаем, что вопросы валютного регулирования в сфере доверительного управления должны быть разрешены, исходя из системного подхода, путем издания единого нормативного акта, посвященного валютному регулированию, связанному с доверительным управлением валютными ценностями. В частности, в этом документе должны быть отражены такие вопросы, как:

- определение статуса банка как доверительного управляющего в части его валютной правоспособности (а именно: вправе ли банк совершать валютные операции с имуществом, переданным в доверительное управление, исходя из своей расширенной валютной правоспособности);

- возможность получения валютных ценностей в результате реализации договора о доверительном управлении имуществом, не являющимся валютной ценностью.

Настоящим обращением к Вам, уважаемый Сергей Михайлович, Ассоциация российских банков не претендует на детальное рассмотрение вышеозначенных проблем и лишь намерена довести до сведения Банка России те трудности, с которыми коммерческие банки сталкиваются в повседневной деятельности. Имея целью совершенствование валютного законодательства, АРБ планирует продолжить начатую работу, рассчитывая при этом на активное деловое сотрудничество с Банком России.


Президент АРБ

Г.А.Тосунян



Письмо Ассоциации Российских Банков от 11 сентября 2002 г. N А-02/5-425 "О необходимости совершенствования валютного законодательства"


Текст письма опубликован в газете "Бизнес и банки", октябрь 2002 г., N 44


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение