Письмо Ассоциации Российских Банков от 10 октября 2002 г. N А-01/1К-504 О проекте ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"

Письмо Ассоциации Российских Банков от 10 октября 2002 г. N А-01/1К-504


В настоящее время Комитетом по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ведется работа над проектом Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

Данным законопроектом предусматривается достаточно полная регламентация правовой основы функционирования негосударственных (частных) охранных организаций и сыщиков, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Наряду с этим в проекте Закона (несмотря на продекларированную в ст.3 задачу обеспечения экономической безопасности юридических лиц) практически лишь упоминается о "юридическом лице, создавшем структурное подразделение в целях обеспечения экономической безопасности этого юридического лица", например в ст. 7. Однако в понятийном аппарате проекта сущность вновь вводимого термина не раскрывается, в тексте проекта правовой статус структурного подразделения по экономической безопасности также не определен.

На наш взгляд, эти обстоятельства на практике могут привести к нелегитимности в будущем законодательно установленного десять лет назад понятия "Охранно-сыскные подразделения на предприятиях" (ст.14 Закона от 11.03.92 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации").

Именно эта статья позволяет сегодня осуществлять смешанную форму детективной и охранной деятельности службами безопасности различных организаций, действующими в интересах обеспечения безопасности создавших их юридических лиц как в сфере охраны, так и в сфере сыска. В настоящее время в стране зарегистрировано свыше 4,6 тыс. служб безопасности, в том числе функционирующих в кредитных учреждениях; в их составе трудится около 90 тыс. лицензированных сотрудников.

Таким образом создаются необоснованные препятствия по принятию хозяйствующими субъектами добровольного решения о выборе форм защиты своей собственности, иными словами, речь может идти о монополизации негосударственными (частными) охранными организациями рынка охранных услуг, навязывании собственникам единственного способа обеспечения сохранности своего имущества - исключительно посредством этих структур.

В условиях действия института банковской тайны весьма проблематичным представляется и предполагаемое законопроектом использование услуг частных сыщиков в целях обеспечения экономической безопасности коммерческих банков.

В частности, это касается наделения сыщиков - индивидуальных предпринимателей - правами по выявлению на основе заключаемых с юридическими лицами договоров некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров, фактов незаконного получения кредитов, нарушений при выпуске ценных бумаг и т.п. (ст. 6). Получение названных видов сыскных услуг потребует от банков-заказчиков этих мероприятий допуска сыщиков к своей конфиденциальной информации.

В качестве возможного варианта конкретизации правового статуса обозначенного в законопроекте структурного подразделения по обеспечению экономической безопасности юридического лица Ассоциация российских банков предлагает внести в проект следующие дополнения:

Статью 1 "Основные понятия" главы I "Общие положения" дополнить абзацем в следующей редакции:

"...подразделение по обеспечению экономической безопасности юридического лица - субъект охранной и сыскной деятельности, учреждаемый юридическим лицом - коммерческой организацией в качестве собственного структурного подразделения, осуществляющий на основании соответствующих лицензий и разрешений предусмотренные настоящим Законом виды охранной и сыскной деятельности в интересах защиты безопасности своего учредителя (далее - Служба безопасности)".

Дополнительно ввести в главу I "Общие положения" статью "Служба безопасности юридического лица" в следующей редакции:

"Юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм (за исключением государственных, муниципальных, некоммерческих и общественных организаций, а также юридических лиц с особыми уставными задачами, в том числе создаваемыми на основе настоящего Закона), расположенные на территории Российской Федерации, вправе учреждать службы безопасности для осуществления охранной и сыскной деятельности в целях обеспечения экономической и физической безопасности своего учредителя, с правом открытия текущих и расчетных счетов.

Задачей Службы безопасности является защита собственных законных прав и интересов учредившего ее юридического лица, при осуществлении названной службой охранной и сыскной деятельности в соответствии со ст.ст.5 и 6 настоящего Федерального закона, в том числе действий по охране имущества, принадлежащего учредителю на праве собственности, ином имущественном праве или праве аренды; защите от противоправных посягательств жизни и здоровья работников этого юридического лица.

Руководитель и персонал Службы безопасности обязаны руководствоваться требованиями настоящего Закона и действовать на основании собственных уставов, согласованных с соответствующим территориальным органом внутренних дел в субъекте Российской Федерации по месту государственной регистрации учредившего ее юридического лица.

Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности учредившего ее юридического лица, в том числе запрещается заниматься коммерческой деятельностью по оказанию охранных и(или) сыскных услуг третьим лицам.

Для осуществления Службой безопасности охранной и сыскной деятельности учредившее ее юридическое лицо обязано получить соответствующие лицензии, а сотрудники Службы безопасности - получить лицензии, разрешения и иные документы в порядке, предусмотренном статьями главы II настоящего Закона.

На Службу безопасности юридического лица распространяются соответствующие положения настоящего Закона, регулирующие правовой статус охранника (телохранителя) и сыщика (ст. 7), а также другие нормы Закона применительно к ее уставным видам деятельности.

Руководитель Службы безопасности назначается приказом руководителя учредившего ее юридического лица и подотчетен ему. Руководителем Службы безопасности может быть только гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное (юридическое) образование и прошедший специальную подготовку по программе подготовки руководителей служб безопасности юридических лиц, а также соответствующий иным требованиям, предусмотренным ст.11 настоящего Закона".

Предлагаемые нами поправки по существу не меняют структуру проекта Закона, подготовлены с учетом сложившейся практики и продиктованы необходимостью обеспечения полноты правового регулирования в области охранно-сыскной деятельности.

Просим в удобной для Вас форме учесть наши замечания в ходе дальнейшей работы над рассматриваемым законопроектом.


Президент АРБ

Г.А.Тосунян



Письмо Ассоциации Российских Банков от 10 октября 2002 г. N А-01/1К-504


Текст письма опубликован в газете "Бизнес и банки", декабрь, 2002 г., N 49


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.