Письмо ЦБР от 31 января 2003 г. N 04-15-3/371 "Об эксперименте по внедрению в надзорную практику института кураторов кредитных организаций"

Письмо ЦБР от 31 января 2003 г. N 04-15-3/371
"Об эксперименте по внедрению в надзорную практику института кураторов кредитных организаций"

ГАРАНТ:

О кураторах кредитных организаций см. Положение ЦБР от 7 сентября 2007 г. N 310-П


В целях совершенствования методов надзора предлагается (по согласованию) Московскому главному территориальному управлению Банка России, Главным управлениям Банка России по Волгоградской, Калининградской, Новосибирской, Омской, Пермской, Саратовской, Свердловской областям, г.Санкт-Петербургу и Национальному банку Республики Башкортостан Банка России организовать проведение эксперимента по внедрению в надзорную практику института кураторов кредитных организаций.

При организации данной работы рекомендуется исходить из следующего.

1. Куратор кредитной организации - служащий Банка России, в компетенцию которого входит осуществление надзора (построение процесса надзора) в территориальном учреждении Банка России за одной или несколькими кредитными организациями (далее - курируемая кредитная организация). Куратор (руководитель сектора, отдела) может возглавлять группу специалистов (сектор, отдел), обеспечивающих осуществление надзора за курируемой кредитной организацией.

2. Куратор кредитной организации назначается из числа служащих Банка России, имеющих опыт работы, знания и практические навыки в области лучшей международной практики банковского надзора, банковского менеджмента, в вопросах определения параметров рисков и процедур по их минимизации, обладающих безупречной деловой репутацией, умением организовать работу на порученном участке, навыками командной (коллективной) работы и достаточной коммуникабельностью.

3. Со стороны руководства территориального учреждения Банка России куратору должны быть созданы необходимые условия для организации эффективного банковского надзора в пределах его компетенции, в том числе:

- выделены в достаточном объеме ресурсы (кадровые, информационно-технологические и другие (без изменения штатного расписания);

- обеспечен доступ ко всей информации о деятельности курируемой кредитной организации, имеющейся в распоряжении данного территориального учреждения Банка России;

- обеспечена организационная поддержка выполнению куратором возложенных на него функций;

- доведено до сведения кредитной организации, что по всем возникающим у нее вопросам, за исключением вопросов, относящихся к операционной деятельности, следует обращаться непосредственно к куратору;

- обеспечено обязательное участие куратора в совещаниях, проводимых перед началом и по итогам инспекционной проверки;

- определено лицо из числа служащих Банка России, выполняющих функции надзора, которое будет осуществлять надзор за кредитной организацией при временном отсутствии куратора.

4. Куратор в целях осуществления надзора за деятельностью курируемой кредитной организации осуществляет контакт с курируемой кредитной организацией как непосредственно, так и в соответствующих случаях через служащих Банка России, входящих в состав возглавляемой им группы. Такое взаимодействие осуществляется посредством консультаций, телефонных переговоров, участия в обсуждении на совещаниях, деловых встречах с сотрудниками кредитной организации, включая ее органы управления, линейный менеджмент (руководители структурных подразделений кредитной организации), сотрудников подразделений внутреннего контроля, внутренних аудиторов, а также на различных этапах инспекционных проверок.

5. Куратор (служащие Банка России, входящие в состав возглавляемой куратором группы, по его поручению):

5.1. Анализируют собранную информацию в целях оценки:

5.1.1. финансового состояния (устойчивости) и выявления проблем на ранней стадии их возникновения путем определения областей (сфер) повышенного риска, угрожающих, в том числе потенциально, финансовой устойчивости кредитной организации и (или) областей, в которых ее деятельность наиболее подвержена рискам в силу дефектов систем управления и внутреннего контроля;

5.1.2. качества общего состояния систем управления и внутреннего контроля, а также качества состояния систем управления и внутреннего контроля по каждому направлению деятельности кредитной организации;

5.1.3. качества стратегического управления и бизнес-планирования (управленческого процесса поддержания соответствия между целями кредитной организации и имеющимися у нее ресурсами с учетом рыночной обстановки и системы государственного регулирования).

5.2. Своевременно с учетом ситуации в кредитной организации готовит предложения по инспекционной проверке курируемой кредитной организации и направляет их руководству территориального учреждения Банка России для принятия решений.

5.3. Участвует в подготовке к инспекционной проверке, включая определение характера и масштабов проверки, задания на проверку. При необходимости дает пояснения служащим Банка России, проверяющим деятельность кредитной организации. Обсуждает с ними, в том числе по собственной инициативе, вопросы деятельности кредитной организации, возникающие как на этапе предпроверочной подготовки, так и в ходе проверки.

5.4. Вправе обсуждать с аудиторами и с кредитной организацией (совместно или раздельно) итоги аудиторской проверки.

5.5. Участвует в обсуждении решений по всем вопросам, касающимся деятельности курируемой кредитной организации, в том числе и не относящимся непосредственно к надзору (кроме операционной деятельности).

5.6. Осуществляет наблюдение за деятельностью кредитной организации, оценивает тенденции и обсуждает их с кредитной организацией.

5.7. Готовит предложения кредитной организации по направлениям совершенствования деятельности, включая вопросы организации основной деятельности, системы корпоративного управления, в том числе управления рисками и внутреннего контроля, бизнес-планирования.

5.8. Дает пояснения кредитной организации по вопросам банковского регулирования и надзора с учетом международной практики, в том числе рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору.

5.9. В необходимых случаях готовит (инициирует) предложения руководству территориального учреждения Банка России по всем вопросам надзора за деятельностью курируемой кредитной организации, включая вопросы режима надзора и применения мер надзорного реагирования.

5.10. Осуществляет контроль за выполнением курируемой кредитной организацией примененных к ней мер надзорного реагирования.

В целях проведения эксперимента по внедрению в надзорную практику института кураторов кредитных организаций территориальным учреждением Банка России может быть издан распорядительный документ, определяющий права и обязанности куратора, перечень кураторов и курируемых ими кредитных организаций. При необходимости могут быть изменены должностные обязанности служащих в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

О проведении эксперимента, а также о предложениях по наиболее эффективной организации данной работы прошу информировать Банк России (Департамент банковского регулирования и надзора) в составе ежеквартальной аналитической записки "О недостатках в работе действующих кредитных организаций региона и мерах, принимаемых к ним территориальными учреждениями в процессе надзора".


Первый заместитель
председателя Банка России

А.А.Козлов


Эксперимент проводится на территориях, поднадзорных Московскому ГТУ Банка России, ГУ Банка России по Волгоградской, Калининградской, Новосибирской, Омской, Пермской, Саратовской, Свердловской областям, г. Санкт-Петербургу и Национальному банку Республики Башкортостан по согласованию с ними.

Перечисляются требования, предъявляемые к служащему Банка России, который может быть назначен куратором. По всем возникающим вопросам, за исключением вопросов, относящихся к операционной деятельности, кредитным организациям, участвующим в эксперименте, следует обращаться непосредственно к куратору.



Письмо ЦБР от 31 января 2003 г. N 04-15-3/371 "Об эксперименте по внедрению в надзорную практику института кураторов кредитных организаций"


Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" от 5 февраля 2003 г., N 7, в газете "Бизнес и банки", февраль 2003 г., N 8



Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.