Письмо Ассоциации Российских Банков от 30 декабря 2002 г. N А-01/5-731 О лицензировании деятельности удостоверяющих центров по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей

Письмо Ассоциации Российских Банков
от 30 декабря 2002 г. N А-01/5-731

ГАРАНТ:

О разъяснении положений нормативных правовых актов, устанавливающих требования к центрам по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, см. письмо ФАПСИ от 20 января 2003 г. N 18/3-212


В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон об ЭЦП) и ст.17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность удостоверяющих центров по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, оказанию услуг, связанных с использованием электронных цифровых подписей, подтверждению подлинности электронных цифровых подписей подлежит лицензированию. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование указанной деятельности возложено на ФАПСИ.

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрации владельцев электронных цифровых подписей, оказанию услуг, связанных с использованием электронных цифровых подписей, и подтверждению подлинности электронных цифровых подписей исключена из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии


В настоящее время отсутствует утвержденный ФАПСИ порядок лицензирования деятельности удостоверяющих центров. В связи с этим не до конца понятны процедура лицензирования и требования, предъявляемые ФАПСИ к удостоверяющим центрам.

Из ст.8 Закона об ЭЦП следует, что удостоверяющий центр должен быть 1) юридическим лицом; 2) лицом, обладающим необходимыми материальными и финансовыми возможностями, позволяющими ему нести гражданскую ответственность перед пользователями сертификатов ключей подписей за убытки, которые могут быть понесены ими вследствие недостоверности сведений, содержащихся в сертификатах ключей подписей. Кроме того, на основании ст.ст.13 и 14 Положения о Центре правительственной связи, утвержденного Приказом ФАПСИ от 1 октября 2002 г. N 284, указанный центр должен принимать участие в лицензионной деятельности агентства.

К сожалению, действующее законодательство о лицензировании не содержит ответов на многие возникающие в практической деятельности вопросы:

1. Что подразумевается под терминами, употребленными в ст. 8 Закона об ЭЦП, - "материальные" и "финансовые возможности"?

2. Какой уровень указанных материальных и финансовых возможностей является достаточным для получения удостоверяющим центром необходимой лицензии?

3. Какими документами, подтверждающими материальные и финансовые возможности, должно располагать юридическое лицо, претендующее на получение лицензии удостоверяющего центра?

4. Какие требования, кроме статуса юридического лица и наличия необходимых материальных и финансовых возможностей, предъявляются ФАПСИ к удостоверяющим центрам?

5. В какую организацию системы ФАПСИ должны быть направлены документы на получение лицензии?

6. В какой форме подается заявление о предоставлении лицензии? Предъявляет ли ФАПСИ требование о заполнении какого-либо бланка заявления либо заявление может быть составлено в свободной форме и т.п.? В скольких экземплярах подается заявление о выдаче лицензии?

7. В качестве одного из требований ст.9 Закона о лицензировании является наличие обученного персонала. В связи с этим не ясно:

- какие должности должно предусматривать штатное расписание создающего удостоверяющего центра?

- по какой направленности и специальности должны быть обучены специалисты?

- какой уровень образования данных специалистов будет являться достаточным?

- какие документы могут содержать достаточные для лицензирования сведения о квалификации работников создаваемого удостоверяющего центра?

8. Как должны исчисляться максимальный срок для принятия решения о предоставлении лицензии и иные сроки, содержащиеся в Законе о лицензировании (в календарных или рабочих днях)?

9. В случае продления срока действия лицензии:

- необходимо ли предоставление в лицензирующий орган каких-либо документов, кроме заявления о продлении срока действия лицензии?

- в какой срок должно быть подано заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в течение 15 дней до истечения срока действия лицензии, после или в иной срок? Если заявление подается в течение 15 дней после истечения срока действия лицензии, может ли юридическое лицо - удостоверяющий центр быть привлечено к ответственности за осуществление деятельности без лицензии? Возможно ли осуществление удостоверяющим центром своей деятельности в период рассмотрения заявления о продлении срока действия лицензии, в частности в период 10 дней с момента подачи заявления (если срок действия лицензии уже истек) в соответствии со ст.11 Закона о лицензировании?

- когда взимается плата за продление срока действия лицензии: до подачи заявления или позже? Если позже, то в течение какого срока? Возможно ли распространять последствия, предусмотренные п.3 ст.13 Закона о лицензировании, на срок внесения платы за продление истекшего срока действия лицензии?

10. На какие счета должны перечисляться денежные средства за рассмотрение заявлений о выдаче лицензий удостоверяющим центрам и продлении сроков их действия?

Учитывая огромную заинтересованность коммерческих банков в организации деятельности удостоверяющих центров, будет признательны Вам, уважаемый Владимир Георгиевич, за ответ на поставленные вопросы.


Президент АРБ

Г.А.Тосунян



Письмо Ассоциации Российских банков от 30 декабря 2002 г. N А-01/5-731


Текст письма опубликован в газете "Бизнес и банки", февраль 2003 г., N 8


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.