Письмо Ассоциации российских банков от 6 августа 2003 г. N А-01/5-792 О проекте федерального закона РФ "О внесении изменений в федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Письмо Ассоциации российских банков от 6 августа 2003 г. N А-01/5-792


Председателю Комитета

по кредитным организациям

и финансовым рынкам

Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации

В.М.Зубову


При применении Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон) в практической деятельности банков возникают проблемы, связанные с двояким толкованием содержащегося в Законе понятия "счет". Это позволяет соответствующим органам требовать от кредитных организаций осуществления контроля по всем без исключения счетам, как открытым на основании договора банковского счета (вклада), так и внутрибанковским (ссудным, внебалансовым и др.)

Для устранения расхождений в толковании понятий "счет" и "банковский счет" Ассоциация российских банков просит Вас, уважаемый Валерий Михайлович, рассмотреть наше предложение о внесении необходимых изменений в ст.ст.6 и 7 Закона.

Пояснительная записка и проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" прилагаются.


Президент АРБ

Г.А.Тосунян


Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"


Внесение изменений в ст.ст.6 и 7 федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон) обусловлено возникающими в правоприменительной практике сложностями в определении понятия "счет" при осуществлении контроля за операциями с денежными средствами.

В статьях 6 и 7 Закона наряду с понятием "банковский счет" используется также понятие "счет", что дает основание соответствующим органам требовать от кредитных организаций осуществления контроля по всем без исключения счетам, открытым в кредитной организации, включая ссудные, внебалансовые и иные внутрибанковские счета, которые по своей сути являются счетами самой кредитной организации, а не клиентов, и служат для учетных целей кредитной организации. На данных счетах не числятся денежные средства, которыми распоряжается клиент. Денежные средства клиента могут находиться в безналичной форме только на банковских счетах.

Понятие и признаки банковского счета даны как в нормах гражданского законодательства (п.1 ст.845 Гражданского кодекса Российской Федерации), так и налогового законодательства (ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации). К ним относятся расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Также к таким счетам могут быть отнесены счета, открытые на основании договора банковского вклада (депозита).

Таким образом, контроль за операциями с денежными средствами "на счете" на практике может осуществляться только при использовании банковских счетов, поскольку, как было сказано выше, внутрибанковские счета не являются счетами клиента, и соответственно он не имеет возможности осуществлять операции по ним (в Законе речь идет именно о счетах физических и юридических лиц).

Вместе с тем имели место случаи требований со стороны территориальных учреждений Банка России осуществления контроля по всем без исключения счетам, что, во-первых, неправомерно, а во-вторых, нецелесообразно.

Предлагаемый законопроект, заменяя по тексту Закона слово "счет" словами "банковский счет", устраняет указанное расхождение в толковании Закона.


Проект федерального закона РФ
"О внесении изменений в федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"


Статья 1. Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, от 13 августа 2001 г., N 33 (Часть I), ст.3418) следующие изменения:

1. В статье 6:

абзац 2 подпункта 1 пункта 1 изложить в следующей редакции:

"снятие с банковского счета или зачисление на банковский счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности";

подпункт 2 пункта 1 изложить в следующей редакции:

"2) зачисление или перевод на банковский счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее банковским счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и подлежит опубликованию";

абзац 4 подпункта 3 пункта 1 изложить в следующей редакции:

"перевод денежных средств за границу на банковский счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы с банковского счета (вклада), открытого на анонимного владельца";

абзац 5 подпункта 3 пункта 1 изложить в следующей редакции:

"зачисление денежных средств на банковский счет (вклад) или списание денежных средств с банковского счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на банковский счет (вклад) или списание денежных средств с банковского счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному банковскому счету (вкладу) не производились с момента его открытия".

2. В статье 7:

абзац 1 пункта 5 изложить в следующей редакции:

"5. Кредитным организациям запрещается открывать банковские счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без представления открывающим банковский счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации";

абзац 1 пункта 10 изложить в следующей редакции:

"10. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на банковский счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с п.2 ст.6 настоящего Федерального закона порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица";

пункт 11 изложить в следующей редакции:

"11. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на банковский счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона".

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации

В.Путин



Письмо Ассоциации российских банков от 6 августа 2003 г. N А-01/5-792


Текст письма опубликован в газете "Бизнес и банки", сентябрь 2003 г., N 40


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.