Письмо Ассоциации российских банков от 11 сентября 2003 г. N А-01/5-881
Направленный Вами в наш адрес проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в части формирования списка лиц, допустивших неисполнение обязательств по кредитному договору, по нашему мнению, не может рассматриваться как допустимый, поскольку вносит в названные законы концептуальные противоречия.
Деятельность по сбору, хранению, обобщению и предоставлению третьим лицам информации о заемщиках банков, просрочивших свои обязательства по возврату кредита более чем на 45 дней (или по иным критериям), не соотносится с правовым статусом Центрального банка РФ, в первую очередь с целями его деятельности, которые изначально определены в Конституции Российской Федерации. К таким целям относятся обеспечение устойчивости рубля, организация банковской и платежной систем. Все эти задачи являются макроэкономическими, т.е. должны решаться на системном уровне, а не путем принятия на себя несвойственных статистико-информационных функций и услуг. Так, вопрос воздействия на кредитные организации с целью улучшения их кредитных портфелей (ликвидности) решается путем введения экономических нормативов, резервирования, достаточности капитала и т.п.
С другой стороны, передача информации о просрочивших своевременное исполнение кредитных обязательств физических и юридических лицах без согласия последних, а также внесение соответствующих изменений в ст.26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" ставят под сомнение институт банковской тайны в целом.
Более того, передача такой информации не соотносится с положениями ст.ст.23 и 24 Конституции Российской Федерации, как минимум, по отношению к физическим лицам, поскольку получение кредитов и их обслуживание есть один из элементов частной жизни гражданина.
Полагаем, что создание бюро кредитных историй возможно только при условии согласия заемщика на предоставление такой информации в названное бюро. Данный механизм представляется наиболее легальным с точки зрения прав человека и не менее эффективным, поскольку сам факт отказа потенциального заемщика от включения информации о нем в базу данных может расцениваться как свидетельство его недобросовестности.
См. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
Напротив, заемщики, давшие согласие на включение информации о них в соответствующую базу данных, повышают тем самым свой кредитный рейтинг.
Кроме того, любая форма сбора информации о заемщиках должна быть построена с учетом положений Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации".
По нашему мнению, гарантировать соблюдение всех указанных требований возможно только в том случае, если бюро кредитных историй будет создано самими банками, а не каким-либо государственным органом.
С учетом чрезвычайной актуальности поставленной проблемы и незначительной вероятности принятия в ближайшее время Федерального закона "О бюро кредитных историй" банковское сообщество надеется на Ваше понимание и дальнейшее сотрудничество в процессе создания реально функционирующего бюро кредитных историй.
Президент АРБ |
Г.А.Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 11 сентября 2003 г. N А-01/5-881
Текст письма опубликован в газете "Бизнес и банки", октябрь 2003 г., N 45