Информация ЦБР от 4 августа 2004 г. "О Новом соглашении по оценке достаточности капитала Базельского комитета по банковскому надзору и перспективах его реализации в России"

Информация ЦБР от 4 августа 2004 г.
"О Новом соглашении по оценке достаточности капитала Базельского комитета по банковскому надзору и перспективах его реализации в России"

ГАРАНТ:

О нормативе достаточности капитала см. Руководство Базельского комитета по банковскому надзору для органов банковского надзора по работе со слабыми банками (Базель, Швейцария, март 2002 г.)


Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщает, что 26 июня 2004 года опубликован утвержденный Базельским комитетом по банковскому надзору (далее - Комитет) и одобренный руководителями центральных банков и главами органов надзора стран Группы 10 пресс-релиз "О Новом соглашении по оценке достаточности капитала", или Базель II ("The International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: a Revised Framework", or Basel II Framework), сокращенный перевод которого представлен в приложении к данной информации Банка России.

Полный вариант Базеля II на английском языке опубликован на сайте Базельского комитета по банковскому надзору (электронный адрес размещения документа http://www.bis.org/publ/bcbs107.pdf). Банк России осуществит перевод Базеля II и поместит его русскоязычную версию на своем web-сайте.

О перспективах реализации Базеля II в России.

Базель II нацелен на развитие системы управления банковскими рисками и системы надзора за банками и представляет собой существенный элемент реализации Основополагающих принципов эффективного банковского надзора (Базельский комитет по банковскому надзору, 1997). При этом и сам документ, и подходы к его реализации ориентированы на принцип "один размер не может устроить всех" (one size does not fit all).

В отношении срока реализации Базеля II Комитет, а также международные финансовые организации (в том числе Всемирный банк и Международный валютный фонд) предлагают решать этот вопрос с учетом приоритетов и возможностей национальных органов банковского надзора по развитию надзора и мер по укреплению банковской системы.

С позиций методологии оценки рисков Базелем II в рамках двух альтернативных подходов к оценке кредитного риска предложено несколько опций, позволяющих органам банковского надзора выбрать такой метод оценки, который бы наиболее полно соответствовал текущему уровню развития банковской системы и характеристикам рынков, на которых работают банки. Указанные возможности Базеля II позволяют учесть разнообразие экономических и правовых условий стран, заинтересованных во внедрении Базеля II. Так, в рамках стандартизованного подхода (СП, standardised approach - SA) наряду с методом, в основу которого положен кредитный рейтинг контрагента/заемщика, присваиваемый независимыми рейтинговыми агентствами, допускается использование так называемого простого (упрощенного) стандартизованного подхода (ПСП, simplified standadised approach - SSA). ПСП базируется на использовании рейтинговых оценок только в отношении суверенных заемщиков (государств). В отношении остальных заемщиков в соответствии с ПСП применяются коэффициенты кредитного риска, фактически аналогичные предусмотренным Базелем I. В итоге ПСП весьма близок Базелю I.

С учетом возможностей, предоставленных Базелем II, и исходя из состояния развития финансовых рынков наиболее приемлемым видится следующий вариант реализации Базеля II.

К 2008 - 2009 годам в рамках компонента I (Pillar I) внедряются ПСП в отношении кредитного риска и базовый индикативный подход в отношении операционного риска (Basic Indicator Approach, потребность в капитале рассчитывается в процентах от среднего валового годового дохода за 3 года), а также компонент II (Pillar II) и компонент III (Pillar III). В определенной перспективе возможно использование банками внутренних рейтингов (IRB approach). Наименьшие перспективы пока просматриваются в отношении "полного" стандартизованного подхода (СП).

Использование IRB-подхода на ближайшую перспективу существенно затруднено в связи с отсутствием информации, необходимой для его внедрения, в том числе, например, баз данных о заемщиках. Помимо этого Базелем II предусмотрено, что разрешение надзорного органа на использование кредитной организацией собственной системы оценки кредитного риска контрагентов возможно только при наличии полноценной базы данных о кредитном качестве контрагентов/заемщиков по крайней мере за 5 лет. Рекомендовано также, чтобы данные охватывали как минимум один полный экономический цикл. Таким образом, и пятилетняя ретроспектива может оказаться недостаточной. Кроме баз данных кредитная организация, претендующая на использование IRB-подхода, должна иметь модели оценки кредитного риска, подтвердившие свою практическую эффективность и прошедшие процедуру одобрения со стороны органа банковского надзора.

Банк России отмечает, что полноценная реализация подходов, предусмотренных Базелем II, невозможна без внесения существенных изменений в действующее российское законодательство. Эти изменения должны законодательно закрепить право органа надзора на реализацию метода содержательного (профессионального) суждения (компонент II) и существенно расширить перечень требований к публикуемой банками информации о капитале, рисках и системах управления рисками (компонент III).

В ближайшее время Банк России намерен определить организационные рамки указанной работы и приступить к ее выполнению. Банк России исходит из того, что эффективная работа по подготовке и реализации в России Базеля II будет осуществляться в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами, в первую очередь с банковским сообществом, и рассчитывает на плодотворное сотрудничество в данной области.


Приложение


Выдержки из пресс-релиза Базельского комитета по банковскому надзору "О Новом соглашении по оценке достаточности капитала (Базель II), "The International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: a Revised Framework", or Basel II Framework


Базель II определяет детали применения минимальных требований к достаточности капитала банковских организаций, более адекватно (по сравнению с Базелем I) отражающих характер и специфику рисков, принимаемых банками. Базель II усиливает эти требования, устанавливая для банков правила оценки достаточности собственного капитала и определяя для органов банковского регулирования принципы осуществления надзора за правильностью подобных оценок в целях поддержания достаточного капитала для покрытия рисков, принимаемых банками. Кроме того, Базель II нацелен на укрепление рыночной дисциплины путем усиления транспарентности финансовой отчетности банков. Текст документа, опубликованный 26 июня, отражает результаты всесторонних консультаций с надзорными органами и банкирами различных стран мира. Документ будет служить основой для продолжения национальными органами банковского надзора работы по выработке и согласованию методических подходов в сфере оценки достаточности капитала, а для кредитных организаций - основанием для завершения подготовки к реализации соответствующих подходов.

Базельский комитет рассчитывает на то, что подходы, предусмотренные Базелем II, начнут внедряться в странах - участницах Комитета в конце 2006 года. По мнению Комитета, наиболее продвинутые подходы к оценке рисков могут быть адекватно реализованы к концу 2007 года. Дополнительный год предусматривается для того, чтобы предоставить банкам и надзорным органам время для проведения анализа количественного влияния новых требований к достаточности капитала либо параллельного расчета достаточности капитала в соответствии с существующими и новыми правилами. Руководители и надзорные органы стран Группы 10 призвали глав других юрисдикций рассмотреть готовность собственных надзорных структур к внедрению Базеля II и рекомендовали осуществлять эту работу исходя из собственных возможностей и с учетом собственных приоритетов.


Что такое Базель II?

Базель II ("The International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: a Revised Framework", or Basel II Framework) предлагает новые стандарты определения минимальных требований к достаточности капитала для банковских организаций. Базель II подготовлен Базельским комитетом по банковскому надзору, центральными банками и органами банковского надзора стран Группы 10, разработавших Базель I в 1988 году.


Почему банки должны выполнять требования к достаточности капитала?

Практически каждая страна с активными рынками банковских услуг требует от банковских организаций поддержания по крайней мере минимального уровня достаточности капитала. Капитал служит основой развития любого банка и обеспечивает способность банка компенсировать неожидаемые убытки. Эффективно управляемые банки с адекватной величиной капитала более устойчивы в отношении потерь и в большей степени способны (по сравнению с недостаточно капитализированными банками) предоставить кредиты розничным клиентам и субъектам бизнеса на протяжении всего цикла деловой активности, в том числе в периоды ее спадов. Таким образом, достаточный уровень капитала способствует укреплению общественного доверия к банковской системе в целом.

Технический прорыв Базеля II как для банков, так и для надзорных органов заключается в точном определении того, какой капитал необходим для покрытия неожидаемых убытков. В случае, когда величина капитала слишком низка, банки могут оказаться не в состоянии покрыть существенные убытки. Чрезмерно низкая величина капитала повышает риск возникновения фактов несостоятельности (банкротства) банков, что подвергает риску средства вкладчиков и инвесторов. Если величина капитала слишком высока, банки могут оказаться неспособными использовать собственные ресурсы должным образом, что может ограничить предоставление ими кредитов клиентам.


Каковы действующие требования к достаточности капитала?

Соглашением по достаточности капитала 1988 года (Basel Capital Accord, далее - Соглашение 1988 года) было установлено первое международно признанное определение банковского капитала, а также определена его минимальная величина. Это соглашение разрабатывалось Комитетом в качестве простого стандарта, который мог бы применяться многими банками различных стран. По Соглашению 1988 года банкам следует разделять требования к контрагентам на несколько общих классов, которые объединяют сходные типы заемщиков. Требования по покрытию капиталом рисков в отношении одного и того же вида заемщиков, например, требования к корпоративным заемщикам, являются аналогичными вне зависимости от потенциальных различий в кредитоспособности заемщиков в рамках одного класса и характера рисков, свойственных каждому отдельному заемщику.

Несмотря на то что Соглашение 1988 года изначально применялось только в отношении международно активных банков в странах Группы 10, его достаточно быстро стали воспринимать как базовый способ оценки кредитоспособности банка в других странах. По произведенным оценкам, Соглашение 1988 года было реализовано более чем в 100 странах. В 1996 году Комитет дополнил Соглашение 1988 года, изначально ориентированное на кредитный риск, требованиями по оценке рыночного риска для целей достаточности капитала.


Почему сегодня необходим новый стандарт капитала?

Новые достижения в сфере практического управления рисками, развитие технологий и рынков банковских услуг снизили значимость простого подхода, зафиксированного в Соглашении 1988 года, для многих банковских организаций. Так, Соглашение 1988 года устанавливает требования к капиталу, базируясь на достаточно общих по своим качественным характеристикам классах требований к контрагентам, не учитывая при этом различий в относительных степенях кредитоспособности индивидуальных заемщиков.

Более того, развитие внутренних процессов в банках, применение более продвинутых техник оценки рисков и использование новых весьма сложных методов управления рисками, таких, например, как секьюритизация, изменили процессы оценки и управления рисками в различных сферах деятельности ведущих банковских организаций. Надзорные органы и наиболее опытные и продвинутые банковские организации пришли к выводу, что статичные правила, установленные Соглашением 1988 года, не соответствуют современной практике эффективного управления рисками. Это означает, что существующие требования к капиталу не соответствуют реальной практике банковской деятельности.


В чем отличия Базеля II от Соглашения 1988 года?

Базель II в большей степени отражает характер принимаемых банками рисков и представляет более существенные стимулы для повышения эффективности процесса управления рисками. Базель II основывается на базовой структуре определения требований к капиталу Соглашения 1988 года. При этом Базель II повышает степень соответствия требований к капиталу рискам, в действительности принимаемым банками, что будет достигнуто, с одной стороны, путем более тщательной увязки указанных требований и риска кредитных потерь, с другой стороны - введением новых требований для покрытия операционных рисков.

Однако Комитет предполагает в целом поддерживать агрегированный уровень требований к капиталу, подвигая при этом банки к внедрению более продвинутых и чувствительных к риску подходов, предложенных пересмотренным Соглашением. Базель II совмещает указанные минимальные требования к капиталу, процедуры надзора за достаточностью капитала и требования по раскрытию информации в целях усиления рыночной дисциплины, что будет способствовать развитию и совершенствованию систем управления рисками.


В чем состоит цель Базеля II и как она будет достигнута?

Основная цель Базеля II - способствовать адекватной капитализации банков и совершенствованию систем управления рисками, укрепляя таким образом стабильность финансовой системы в целом. Эта цель будет достигнута посредством использования трех компонентов Базеля II, которые укрепляют и усиливают друг друга, а также стимулируют банки к повышению качества внутренних процессов управления рисками и контроля. Первый компонент существенно повышает эффективность минимальных требований к капиталу, установленных Соглашением 1988 года. При этом второй и третий компоненты являются инновационными дополнениями в области надзора за капиталом.

I. Первый компонент Нового соглашения по капиталу пересматривает основные направления Соглашения 1988 года и приближает минимальные требования к капиталу к реальному риску экономических потерь каждого банка.

Во-первых, Базель II повышает чувствительность капитала к риску кредитных потерь, поскольку в целом требует от банков повышенного уровня капитала по тем заемщикам, которые оцениваются как несущие повышенную степень кредитного риска, а в случае пониженного кредитного риска - меньший размер капитала. Для того чтобы банки и надзорные органы могли использовать подход, наиболее соответствующий характеру деловой активности каждого банка и системам его внутреннего контроля, в рамках первого компонента Базеля II предусмотрены три метода оценки кредитного риска.

- В рамках стандартизованного подхода к оценке кредитного риска банки, осуществляющие менее сложные формы ссудных операций и кредитного андеррайтинга, а также имеющие более простые структуры внутреннего контроля, могут использовать внешние источники оценки кредитного риска для определения кредитного качества заемщиков в целях поддержания капитала на уровне, требуемом надзорными органами.

- Банки, осуществляющие более сложные операции, использующие более продвинутые системы оценки рисков, могут (при наличии разрешения надзорного органа) выбрать одну из двух форм подхода к оценке кредитного риска, основанного на использовании методик внутренней оценки рисков (internal ratings-based - IRB - approach). В рамках IRB-подхода банки частично используют собственные системы оценки кредитного риска заемщиков для определения необходимой величины капитала. Указанные системы оценки должны опираться на точные данные, их эффективность должна проверяться и подтверждаться надзорными органами. Кроме того, они должны соответствовать определенным операционным требованиям.

Во-вторых, Базель II устанавливает четкие требования к капиталу в отношении рисков в деятельности банка, обусловленных либо ошибками во внутренних системах, процессах, действиях персонала, либо внешними событиями, такими как, например, стихийные бедствия. Аналогично возможностям в выборе методов оценки кредитного риска банки и надзорные органы могут выбрать один из трех подходов к оценке операционного риска, наиболее полно соответствующий качеству и сложности систем внутреннего контроля банков за этим видом риска.

Расчет потребности в капитале для покрытия операционного риска может производиться одним из трех следующих способов:

- базовый индикативный подход (Basic Indicator Approach), в соответствии с которым потребность в капитале рассчитывается в процентах от среднего валового годового дохода за 3 года;

- стандартизованный подход (Standardized Approach), базирующийся на делении операций банка на восемь так называемых бизнес-линий и определении потребности в капитале для каждой из них;

- продвинутые подходы (Advanced Measurement Approach), разработанные банками в рамках внутренних систем измерения операционного риска, основанных на количественных и качественных критериях.

Приближая требования к капиталу к внутрибанковским оценкам кредитного и операционного рисков, Базель II нацеливает банки на совершенствование и использование более сложных и точных систем оценки рисков, а также на осуществление более эффективных процессов контроля за принимаемыми рисками. Эти побудительные мотивы реализуются в форме пониженных требований к капиталу.

II. Второй компонент Базеля II устанавливает необходимость осуществления эффективного надзорного процесса за внутренними системами оценки рисков, принимаемых банками. Этот процесс направлен на подтверждение того факта, что руководством банка выносятся адекватные суждения об уровне риска и, соответственно, величина капитала, создаваемого банком для их покрытия, достаточна.

Надзорные органы будут оценивать направления деятельности каждого отдельного банка и индивидуальный характер рисков, им принимаемых, для того чтобы определить целесообразность повышения минимальных требований к капиталу, установленных в рамках первого компонента Базеля II, а также оценить необходимость применения корректирующих мер.

Комитет рассчитывает на то, что надзорные органы, привлекая банки к диалогу, касающемуся внутрибанковских процессов оценки и управления рисками, будут способствовать созданию серьезных стимулов для развития банками надежных структур внутреннего контроля и для совершенствования этих процессов.

III. Третий компонент поднимает значимость рыночной дисциплины в целях разумного управления банками путем повышения степени открытости официальной отчетности. Этот компонент определяет перечень информации, подлежащей публичному раскрытию, что позволяет более точно оценить адекватность капитализации банка.

Комитет полагает что, когда участники рынка обладают достаточным пониманием характера деловой активности банка и действующих в нем систем контроля и управления рисками, они в большей степени способны оценить эффективность деятельности той или иной организации, поощрить те из них, которые разумно управляют рисками, а те, которые осуществляют этот процесс неадекватно, наказать.



Информация ЦБР от 4 августа 2004 г. "О Новом соглашении по оценке достаточности капитала Базельского комитета по банковскому надзору и перспективах его реализации в России"


Текст информации опубликован в "Вестнике Банка России" от 4 августа 2004 г. N 47


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.