Указание оперативного характера ЦБР от 19 августа 2004 г. N 103-Т "Об осуществлении Банком России контроля за исполнением кредитными организациями (их филиалами) Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Указание оперативного характера ЦБР от 19 августа 2004 г. N 103-Т
"Об осуществлении Банком России контроля за исполнением кредитными организациями (их филиалами) Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"


1. В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224) и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711) Банк России осуществляет контроль за исполнением кредитными организациями (их филиалами) Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Объектами контроля со стороны Банка России являются кредитные организации (их филиалы).

3. В целях осуществления контроля Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов) и получает отчетность в рамках выполнения своих функций в области банковского регулирования и банковского надзора для определения соответствия деятельности кредитных организаций (их филиалов) положениям Федерального закона и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

4. Проверки организуются и проводятся в порядке, установленном нормативными актами Банка России с учетом разъяснений, изложенных в настоящем указании оперативного характера.

5. Изучение вопросов организации кредитными организациями (их филиалами) противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма должно проводиться в ходе комплексных проверок кредитных организаций, а также может проводиться в ходе тематических проверок по отдельным направлениям деятельности кредитных организаций (их филиалов). Решение о проведении таких проверок принимается уполномоченными должностными лицами Банка России с учетом требований статьи 73 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

6. Проверки не ставят задачи осуществления сплошного контроля за деятельностью кредитных организаций (их филиалов) по выявлению операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, и представлению сведений о них в уполномоченный орган.

При этом уполномоченные представители Банка России вправе проводить проверки порядка проведения отдельных банковских операций и других сделок, их учета и оформления.

7. При проведении проверок по вопросам соблюдения требований Федерального закона и нормативных актов Банка России проверяются:

- наличие в кредитной организации разработанных и утвержденных в установленном порядке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ осуществления указанного внутреннего контроля;

- наличие в кредитной организации отвечающего квалификационным требованиям Банка России специального должностного лица, ответственного за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ;

- внутренние документы кредитной организации (ее филиалов), позволяющие оценить состояние внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- соблюдение требований об идентификации лиц, находящихся на обслуживании в кредитной организации (клиентов), а также требований о принятии обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по установлению и идентификации выгодоприобреталей# ;

- соблюдение требований о систематическом обновлении информации о клиентах и выгодоприобретателях;

- соблюдение требований по документальному фиксированию сведений, предусмотренных Федеральным законом;

- соблюдение порядка направления в уполномоченный орган сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также иных операциях с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

- соблюдение порядка направления в уполномоченный орган сведений в случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом и(или) от проведения операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом;

- соблюдение требований Банка России к подготовке и обучению кадров;

- соблюдение требований пункта 5 статьи 7 Федерального закона о запрете на открытие счетов (вкладов) на анонимных владельцев, о запрете на открытие счетов (вкладов) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя, а также о запрете на установление и поддержание отношений с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления;

- соблюдение требования пункта 5.1 статьи 7 Федерального закона об обязанности предпринимать меры, направленные на предотвращение установления отношений с банками-нерезидентами, в отношении которых имеется информация, что их счета используются банками, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления;

- соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом;

- соблюдение порядка и сроков хранения информации и документов.

8. Оценка эффективности системы принимаемых кредитной организацией мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проводится с учетом анализа нарушений, выявленных в ходе проверки кредитной организации (ее филиала).

9. Оформление документов по результатам проверок, включая формирование паспорта проверки, осуществляется в порядке, предусмотренном Инструкцией Банка России от 25 августа 2003 года N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации", зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 26 сентября 2003 года N 5118 ("Вестник Банка России" от 09.12.2003 N 67) и Инструкцией Банка России от 1 декабря 2003 года N 108-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" ("Вестник Банка России" от 09.12.2003 N 67).

10. С момента издания настоящего указания оперативного характера отменяется Указание оперативного характера Банка России от 25.07.2003 N 115-Т "Об осуществлении Банком России контроля за исполнением кредитными организациями (их филиалами) Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" ("Вестник Банка России" от 06.08.2003 N 45).


Председатель Центрального банка
Российской Федерации 

С.М. Игнатьев



Указание оперативного характера ЦБР от 19 августа 2004 г. N 103-Т "Об осуществлении Банком России контроля за исполнением кредитными организациями (их филиалами) Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"


Текст Указания оперативного характера опубликован в "Вестнике Банка России" от 25 августа 2004 г. N 51, в журнале "Нормативные акты по банковской деятельности", 2004 г., выпуск 11


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.