Письмо Ассоциации российских банков от 30 августа 2004 г. N А-02/5-648 О реализации положений Федерального закона от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ

Письмо Ассоциации российских банков от 30 августа 2004 г. N А-02/5-648


В связи с опубликованием Федерального закона от 28.07.04 N 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" (далее - Закон N 88-ФЗ) в практике кредитных организаций возникает ряд вопросов, касающихся порядка реализации положений Закона N 88-ФЗ при осуществлении ими функций, установленных федеральным законодательством.

Закон N 88-ФЗ ввел дополнительные меры контроля уполномоченного государственного органа за операциями с денежными средствами и другим имуществом. В этой связи Ассоциация российских банков просит ответить на следующие вопросы.

1. Перечень операций, подлежащих обязательному контролю, предусмотренный в Федеральном законе "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), дополнен сделками с недвижимым имуществом (пункт 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ), а список организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, дополнен организациями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (статья 5 Закона N 115-ФЗ).

При этом пунктом 4 статьи 6 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими указанные операции.

Под операциями с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии со статьей 3 Закона N 115-ФЗ, понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Перечень операций по банковским счетам (вкладам), подлежащих контролю банками при совершении физическими лицами операций по счетам, подробно изложен в пункте 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ.

При заключении физическим лицом договора купли-продажи недвижимого имущества, предусматривающего порядок расчетов в безналичной форме, банк, в котором открыт счет физического лица и по которому осуществляются расчеты по договору, не принимает участия в совершении сделки и не совершает действий, направленных на изменение прав и обязанностей, связанных с недвижимым имуществом, являющимся предметом сделки. Банк в данном случае осуществляет банковскую операцию - перечисляет или зачисляет денежные средства по распоряжению своего клиента - физического лица, являющегося владельцем счета.

Списание денежных средств с текущего счета физического лица осуществляется банком по распоряжению владельца счета либо без его распоряжения в случаях, предусмотренных законодательством, на основании расчетных документов в пределах имеющихся на счете денежных средств. При этом банки не проверяют условия договоров, в соответствии с которыми происходят расчеты.

В этой связи просим Вас разъяснить, обязаны ли банки сообщать уполномоченному органу информацию об операциях с денежными средствами (списание, зачисление), проводимых ими по распоряжению своих клиентов (физических или юридических лиц) по их счетам в связи с осуществляемыми ими расчетами по сделкам с недвижимым имуществом (договорам купли-продажи, аренды, залога недвижимого имущества).

2. В случае, если при толковании Закона N 115-ФЗ будет установлена необходимость направления банками указанной информации уполномоченному органу, остается неясным вопрос о том, какую дату следует считать днем совершения операции при осуществлении сделок с недвижимым имуществом в случае реализации банками схемы ипотечного кредитования: дату подписания соответствующего договора с недвижимым имуществом; дату выдачи кредита (закладка средств в ячейку) либо дату изъятия средств из ячейки; дату регистрации договора с недвижимым имуществом в уполномоченных органах?

3. Предусмотренные Законом N 115-ФЗ требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации распространены, в том числе, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

- сделки с недвижимым имуществом;

- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

В этой связи необходимо отметить, что банками в рамках осуществления банковской деятельности заключаются различные договоры (договоры доверительного управления, комиссии и др.). В процессе преддоговорной работы банки зачастую оказывают своим клиентам ряд юридических услуг (правовая экспертиза учредительных документов, подготовка проектов документов правового характера, консультации по вопросам действующего законодательства и др.).

С учетом изложенного просим Вас ответить на вопрос о том, должны ли кредитные организации при осуществлении от имени клиентов вышеуказанных операций, предоставлять информацию уполномоченному органу, и, если обязаны, ограничиваются ли эти обязанности предоставлением информации по операциям, суммы которых превышают суммы, указанные в Законе N 115-ФЗ и Законе N 88-ФЗ, либо информация предоставляется, например, при управлении счетами ценных бумаг, независимо от сумм совершаемых операций, при заключении соответствующего договора.

4. Пункт 3 статьи 7 Закона N 115-ФЗ обязывает банки в случае, если у работников банка возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, направить сообщение в уполномоченный орган. При реализации указанных положений Закона N 115-ФЗ возникает вопрос о том, какую дату следует считать датой выявления операций?

Представляется целесообразным считать датой выявления данных операций день возникновения подозрений у сотрудников банка. Понимание под датой выявления указанных операций другой даты, к примеру, даты совершения "подозрительной операции", приведет, по нашему мнению, к необоснованному расширению оснований ответственности банков.

В целях эффективного применения Закона N 115-ФЗ, а также предотвращения нарушений со стороны кредитных организаций его норм, Ассоциация российских банков просит Вас дать разъяснения по означенным вопросам.


С уважением,


Президент Ассоциации

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 30 августа 2004 г. N А-02/5-648


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.