Администрация района заключила муниципальный контракт на изготовление схемы газоснабжения района. Оплата за выполненную работу произведена за счет бюджета по статье 226 КОСГУ в сумме 400 000 руб. Нужно ли учитывать схему как основное средство? Если да, то какие проводки нужно сделать и можно ли ее в дальнейшем передать в казну района?
Схема газоснабжения - ОС
Отвечая на первый вопрос, необходимо сначала определить, к какому виду нефинансовых активов относится рассматриваемый объект, в частности, возможно ли его включить в состав основных средств.
Согласно пункту 16 Инструкции по бюджетному учету*(1) (далее - Инструкция) к объектам ОС относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов со сроком полезного использования более 12 месяцев. Таким образом, стоимостной критерий во внимание не принимается. Кроме того, в данном пункте подчеркивается, что к объектам ОС не относятся предметы, служащие менее 1 года, независимо от их стоимости.
Теперь разберемся непосредственно с рассматриваемым объектом бюджетного учета.
Схема газоснабжения района, на наш взгляд, может быть отнесена к документам, составляющим картографо-геодезический фонд администрации района. Сроки хранения такого рода документов, как правило, составляют более 12 месяцев, поскольку используются они до окончания срока эксплуатации сетей или до замены новыми.
Обратимся к Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94*(2) (ОКОФ). В нем картографические издания приведены в подразделе "Основные средства, не включенные в другие группировки" (код 19 0001115 "Издания картографические"), значит, схема газоснабжения, если срок ее полезного использования превышает 12 месяцев, может быть отнесена к объектам ОС.
Бюджетный учет
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации*(3) и положениями Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)*(4) расходы на изготовление схемы газоснабжения района по заключенному муниципальному контракту следовало отнести на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ, что и было сделано в вашем случае.
Рассмотрим, как отразить схему газоснабжения в бюджетном учете.
Согласно разделу I Корреспонденции счетов бюджетного учета*(5) расходы на формирование первоначальной стоимости объекта ОС - схемы газоснабжения отражаются так:
Дебет 1 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства" Кредит 1 302 09 730 "Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих услуг".
При принятии к учету объекта ОС по сформированной стоимости делается следующая бухгалтерская запись:
Дебет 1 101 09 310 "Увеличение стоимости прочих основных средств" Кредит 1 106 01 410 "Уменьшение капитальных вложений в основные средства".
Об имуществе казны
Что касается возможности передачи в дальнейшем схемы в казну муниципального района, то ответ на данный вопрос дает Минфин России*(6). Казну муниципального образования составляет муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ*(7).
От имени муниципальных образований права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов*(8).
Учет имущества, принадлежащего публично-правовому образованию (в том числе составляющего муниципальную казну), с 1 января 2009 года осуществляется в соответствии с Инструкцией. Имущество муниципальной казны учитывается в составе нефинансовых активов. При этом с указанной даты введен обособленный учет объектов, имущества, составляющих государственную (муниципальную) казну, на счете 110800000 "Нефинансовые активы имущества казны".
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом согласно Конституции РФ, федеральным законам и принимаемым в соответствии с ними нормативным правовым актам органов местного самоуправления*(9). Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Поэтому, если схема газоснабжения не закреплена на праве оперативного управления за администрацией муниципального образования, в бюджетном учете органа, наделенного функциями собственника, она может учитываться как имущество казны.
Обратите внимание: в письме Минфина подчеркивается, что в целях бюджетного учета объекты муниципального имущества, составляющего казну публично-правового образования, учитываются обособленно и не входят в состав объектов ОС, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса.
Итак, схема газоснабжения может быть учтена в составе нефинансовых активов имущества казны при условии, что она не закреплена на праве оперативного управления за администрацией муниципального образования. В противном случае ее следует учитывать в составе прочих основных средств администрации муниципального образования.
Г.М. Федина,
заведующая отделом методического обеспечения бюджетного учета
Управления бюджетного учета и отчетности
Министерства финансов Московской области
1 февраля 2010 г.
"В курсе правового дела", N 3, февраль 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) утв. приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н
*(2) утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359
*(3) утв. приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н
*(4) приложение N 4 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н (доведено письмом Минфина России от 21.07.2009 N 02-05-10/2931)
*(5) приложение N 1 к Инструкции по бюджетному учету, утв. приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н
*(6) письмо Минфина России от 27.10.2009 N 03-05-04-01/88
*(7) ст. 215 ГК РФ
*(8) ст. 125 ГК РФ
*(9) ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "В курсе правового дела"
Практический журнал для бухгалтера, кадровика, юриста, руководителя. В нем вы найдете новости законодательства, обзор арбитражно-налоговой практики, разъяснения специалистов министерств и ведомств, статьи экспертов-практиков и другие интересные материалы. Качество и актуальность информации выгодно отличают журнал "В курсе правового дела" от других профессиональных изданий.
Учредитель: ООО "Специализированный Центр Правовой Информации ПРАВОВЕСТ"