Письмо ЦБР от 21 января 2005 г. N 12-Т "Методические рекомендации по усилению контроля за операциями покупки физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет и купли-продажи наличной иностранной валюты"

Письмо ЦБР от 21 января 2005 г. N 12-Т
"Методические рекомендации по усилению контроля за операциями покупки физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет и купли-продажи наличной иностранной валюты"

ГАРАНТ:

О сомнительных операциях, совершаемых кредитными организациями по поручениям клиентов, см. также письмо ЦБР от 26 декабря 2005 г. N 161-Т

О других схемах и характерных признаках операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, см. Указание оперативного характера ЦБР от 17 августа 2004 г. N 100-Т

О порядке применения настоящего письма см. письмо Департамента валютного регулирования и валютного контроля ЦБР от 6 мая 2005 г. N 12-4-7/1119


В соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть 1), ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029, N 44, ст. 4296; N 31, ст. 3224) (далее - Федеральный закон) на кредитные организации возложена обязанность осуществлять внутренний контроль и направлять в уполномоченный орган сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, и иным операциям, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 2003, N 52 (часть 1), ст. 5037) кредитная организация в соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций вправе осуществлять операции купли-продажи ценных бумаг и иностранной валюты (в наличной и безналичной формах).

Анализ практики применения Федерального закона показывает, что при приобретении физическими лицами ценных бумаг, а также при купле-продаже иностранной валюты (если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее) используются схемы проведения операций, характер которых дает основание полагать, что целью осуществления указанных схем является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом. Так, в частности, в целях совершения операции по приобретению ценных бумаг физическое лицо открывает банковский счет (депозитный счет либо счет для расчетов с использованием банковских карт), вносит на него наличные денежные средства и за счет указанных средств приобретает ценные бумаги.

В случае совершения операции с наличной иностранной валютой используется аналогичная схема. Например, при покупке физическим лицом наличной иностранной валюты используется следующая последовательность операций:

- в кредитной организации на имя физического лица открываются два банковских счета (депозитные счета либо счета для расчетов с использованием банковских карт): в валюте Российской Федерации и иностранной валюте;

- на счет, открытый в валюте Российской Федерации, вносятся (зачисляются) наличные денежные средства в валюте Российской Федерации;

- по поручению физического лица находящиеся на счете денежные средства в валюте Российской Федерации списываются в счет оплаты покупаемой им иностранной валюты;

- приобретенная иностранная валюта зачисляется на счет физического лица в иностранной валюте и в последующем снимается физическим лицом с этого счета в наличной форме.

Исходя из того, что в соответствии с Федеральным законом обязательному контролю подлежат операции покупки (продажи) наличной иностранной валюты и приобретения ценных бумаг, осуществляемые за наличный расчет (абзацы третий и четвертый подпункта 1 пункта 1 статьи 6), в случае, если вся описываемая выше последовательность операций совершается в течение короткого промежутка времени (например, в течение одного-двух дней), целью осуществления таких операций может быть уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом.

Согласно абзацу седьмому пункта 2 статьи 7 Федерального закона выявление неоднократного (то есть два и более раз) совершения операций и сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, служит одним из оснований для документального фиксирования информации.

В соответствии с подпунктом 2.9.9 Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" ("Вестник Банка России" от 10.09.2004 N 54) неоднократные операции и сделки, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, оцениваются кредитными организациями как операции повышенной степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Учитывая изложенное, операции, описанные в абзацах третьем-восьмом настоящего Письма, правомерно рассматривать в качестве операций, в отношении которых возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и сведения о которых в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона подлежат направлению в уполномоченный орган.

Доведите содержание настоящего Письма до сведения кредитных организаций.


Заместитель Председателя
Банка России

В.Н. Мельников


Приводятся примеры ряда сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, что служит одним из оснований для документального фиксирования информации. Такие сделки должны оцениваться кредитными организациями как операции повышенной степени (уровня) риска. Сведения о них подлежат направлению в уполномоченный орган по противодействию отмыванию (легализации) доходов, полученных преступных путем.



Письмо ЦБР от 21 января 2005 г. N 12-Т "Методические рекомендации по усилению контроля за операциями покупки физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет и купли-продажи наличной иностранной валюты"


Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" от 2 февраля 2005 г. N 5


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.