Письмо ЦБР от 26 января 2005 г. N 17-Т "Об усилении контроля за операциями с наличными денежными средствами"

Письмо ЦБР от 26 января 2005 г. N 17-Т
"Об усилении контроля за операциями с наличными денежными средствами"

ГАРАНТ:

О сомнительных операциях, совершаемых кредитными организациями по поручениям клиентов, см. также письмо ЦБР от 26 декабря 2005 г. N 161-Т

О других схемах и характерных признаках операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, см. Указание оперативного характера ЦБР от 17 августа 2004 г. N 100-Т, письмо ЦБР от 4 июля 2008 г. N 80-Т

О порядке применения настоящего письма см. письмо Департамента валютного регулирования и валютного контроля ЦБР от 6 мая 2005 г. N 12-4-7/1119


Получение физическими лицами - клиентами кредитных организаций наличных денежных средств в случае, предусмотренном пунктом 2.9.10 Положения Банка России от 19.08.2004 года N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 6 сентября 2004 года, N 6005 ("Вестник Банка России" от 10.09.2004, N 54) (далее - Положение N 262-П), относится к операциям повышенной степени (уровня) риска их совершения в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В соответствии с пунктом 2.10 Положения N 262-П кредитные организации должны уделять повышенное внимание таким операциям.

При возникновении подозрений об осуществлении указанных операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, кредитные организации принимают решение о направлении сведений о них в уполномоченный орган (пункты 2, 3 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст. 3418; 2002, N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224).

В целях повышения эффективности работы кредитных организаций по выявлению в деятельности клиентов подозрительных операций, связанных с получением наличных денежных средств с банковских счетов (вкладов), направляем примерную схему и характерные признаки таких операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (прилагается).

Доведите содержание настоящего письма Банка России до сведения кредитных организаций.



А.А. Козлов


Приложение

к письму ЦБР

от 26 января 2005 г. N 17-Т


Примерная схема и характерные признаки операций по получению наличных денежных средств со счета (вклада), которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма


Конечной целью рассматриваемых операций является получение физическими лицами - нерезидентами (физическими лицами - резидентами) со своих счетов, открытых в российских кредитных организациях, крупных сумм наличных денежных средств в рублях либо в иностранной валюте.

Указанные денежные средства поступают на счета физических лиц - нерезидентов (физических лиц - резидентов) в безналичной форме в виде переводов от одного или нескольких юридических лиц - нерезидентов, в том числе со счетов, открытых в одной и той же кредитной организации.

В свою очередь, на счета юридических лиц - нерезидентов указанные денежные средства по различным основаниям могут поступать как от юридических лиц - нерезидентов (преимущественно, в иностранной валюте), так и от юридических лиц - резидентов (в основном, в рублях). В последнем случае, если в качестве основания для осуществления расчетов в рублях с юридическим лицом - нерезидентом юридическое лицо - резидент представляет в кредитную организацию внешнеторговые контракты, то, как правило, содержание указанных контрактов не соответствует "Рекомендациям по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов", утвержденным Министерством внешних экономических связей Российской Федерации 29 февраля 1996 года и доведенным до сведения уполномоченных банков письмом Банка России от 15.07.96 N 300 ("Вестник Банка России" от 23.07.96 N 33). При этом расчеты, поставка или приемка-передача товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в рамках исполнения обязательств по вышеуказанным контрактам обычно осуществляются в один день.

Основания переводов в пользу физических лиц - резидентов (физических лиц - нерезидентов) от одного или нескольких юридических лиц - нерезидентов могут быть различными, в том числе: оплата по контракту, договору, соглашению, выплата вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги, переданные результаты интеллектуальной деятельности, перечисление бонусов, получение и возврат займов, операции с векселями т.п.

При осуществлении последовательных операций по переводу денежных средств в рамках одной кредитной организации возможно дополнительное участие в схеме еще одного юридического лица - резидента, выполняющего функции по аккумулированию на своем счете рублевых средств от других юридических лиц - резидентов для их последующего перевода на счет юридического лица - нерезидента. В указанном случае ежедневно на счет такого юридического лица - резидента поступают денежные средства от нескольких юридических лиц-резидентов, являющихся клиентами как данной кредитной организации, так и других кредитных организаций. В конце операционного дня все денежные средства, зачисленные на счет этого юридического лица - резидента, переводятся в полном объеме на счет юридического лица - нерезидента (счета юридических лиц - нерезидентов) для последующего их перевода на счет (вклад) физического лица - нерезидента (физического лица - резидента) и получения в наличной форме.

Отмечаются следующие характерные признаки вышеописанных операций, имеющих конечной целью получение наличных денежных средств со счета (вклада) физического лица - нерезидента (физического лица - резидента):

- при наличии значительных оборотов безналичных денежных средств в течение операционного дня на конец операционного дня ежедневные нулевые или незначительные (не более 5% от оборота безналичных денежных средств в течение операционного дня) остатки на счетах основных участников схемы по получению наличных денежных средств со счета (вклада);

- зачисление денежных средств на счета (вклады) физических лиц - нерезидентов (физических лиц - резидентов) и получение физическими лицами - нерезидентами (физическими лицами - резидентами) наличных денежных средств с указанных счетов (вкладов) в один операционный день;

- наличие одних и тех же участников, совпадающие адреса места нахождения организаций, осуществляющих такие операции;

- значительные объемы наличных денежных средств, регулярно получаемых физическими лицами - нерезидентами (физическими лицами - резидентами) со своих счетов (вкладов) в одном внутреннем подразделении кредитной организации (филиала);

- закрытие счетов (вкладов) участников схемы по получению наличных денежных средств со счета (вклада) после проведения определенного цикла таких операций, либо резкое прекращение операций по данным счетам (вкладам).


Приводится примерная схема и характерные признаки операций по получению наличных денежных средств со счета (вклада), которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. Конечной целью таких операций является получение физическими лицами (резидентами и нерезидентами) со своих счетов, открытых в российских кредитных организациях, крупных сумм наличных денежных средств в рублях либо в иностранной валюте.

Такие операции относятся к операциям повышенной степени (уровня) риска их совершения, и кредитные организации должны уделять им повышенное внимание. При возникновении подозрений об осуществлении указанных операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, кредитные организации принимают решение о направлении сведений о них в уполномоченный орган.



Письмо ЦБР от 26 января 2005 г. N 17-Т "Об усилении контроля за операциями с наличными денежными средствами"


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение