Поговорим об аттестации рабочих мест
Для строительных компаний вопрос аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ) стоит особенно остро, в первую очередь из-за высоких профессиональных рисков и огромного количества несчастных случаев, происходящих на стройплощадке. Цель такой аттестации - получить объективную и достоверную информацию о наличии вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах, чтобы в дальнейшем улучшить условия труда и усовершенствовать всю систему управления компании.
В настоящее время аттестации рабочих мест по условиям труда отводится ведущая роль в системе работ по охране труда в организациях. Начавшиеся еще в 1997 году работы по оценке условий труда постепенно набирали темп, и сегодня можно с уверенностью сказать, что процесс АРМ принял широкомасштабный характер. Государственные нормативы, определяющие необходимость проведения АРМ, прописаны в ст. 212 ТК РФ и Приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н (зарегистрирован в Минюсте 09.06.2011 N 20963), который с 1 сентября 2011 года установил новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок N 342н).
Понятие "аттестация рабочих мест по условиям труда" введено ст. 209 ТК РФ. Это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Но, по сути, аттестация - не что иное, как комплексная оценка профессионального риска и условий труда на конкретном рабочем месте с последующей проработкой мероприятий по устранению опасных и вредных производственных факторов и предупреждению производственного травматизма, профзаболеваний. Аттестация рабочих мест включает в себя оценку травмоопасности (ранее был термин "травмобезопасность"), гигиены труда, тяжести и напряженности трудового процесса, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ).
АРМ является составной частью сертификации системы качества, а именно сертификации работ по охране труда. К объектам сертификации относятся работы по охране труда, проводимые организациями всех форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе работы по проведению аттестации.
Зачем нужна аттестация?
Согласно ст. 212 ТК РФ проведение аттестации рабочих мест по условиям труда - это обязанность любого предприятия независимо от формы собственности и вида деятельности. При грамотном подходе из аттестации можно даже извлечь выгоду, оформив льготы по страховым взносам. Постановление ФСС РФ от 05.02.2002 N 11*(1) определяет: если организация вовремя платит страховые взносы, работает более трех лет, в ней как минимум 90% персонала прошло медицинские обследования и аттестовано более 30% рабочих мест, то страховой тариф на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний может быть уменьшен на 40%.
Аттестация выявляет группы работников, которым полагаются надбавки за вредность, спецпитание (например, молоко) и СИЗ, дополнительный отпуск, досрочная пенсия и т.д.
В процессе АРМ происходит оценка травмоопасности рабочих мест. Из практики известно: если на предприятии не проведена аттестация и происходит несчастный случай, государственная инспекция труда признает виновным руководство компании: пострадавший трудился на рабочем месте, безопасность которого не подтверждена. Аттестация рабочих мест - это как талон техосмотра для автомобиля. Никакой контролирующий орган не имеет права поставить под сомнение ее результаты, пока собственными измерениями не докажет, что на данных рабочих местах что-то не в порядке.
Аттестующая организация
Согласно действующим с 1 сентября 2011 года нормам аттестацию проводит работодатель совместно с аттестующей организацией, привлекаемой им на основании договора гражданско-правового характера. Причем возможно привлечь несколько аттестующих организаций одновременно. Работа между ними может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ. Напомним, что ранее работодатели могли выбирать, проводить им аттестацию полностью собственными силами или же привлекать аттестующую организацию.
Впервые понятие "аттестующая организация" появилось в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569*(2), создав большую путаницу в понимании места и роли такой организации в процессе аттестации. Согласно Порядку N 342н аттестующая организация - это юридическое лицо, аккредитованное в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформление и подготовку отчета об аттестации.
Качество аттестации
Отметим, что важно правильно выбрать аттестующую организацию - по сути, от нее зависит достоверность результатов. Согласно Порядку N 342н аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к компании, где проводится аттестация, и иметь соответствующую аккредитацию. С 1 декабря 2010 года проводить АРМ имеют право только аттестующие организации, вошедшие в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 N 205н*(3). Минздравсоцразвития, которое ведет этот реестр, тем самым гарантирует качество работы, выполняемой аккредитованными организациями. Более того, их планируется регулярно проверять, и восемь организаций в текущем году уже исключены из реестра.
Внеплановые проверки по поручению Правительства РФ проводились региональными инспекциями труда. Среди выявленных нарушений - отсутствие квалифицированных специалистов и оборудования, с помощью которого должны производиться замеры. Недобросовестных участников рынка услуг призваны выявлять не только инспекторы по труду. В России создана саморегулируемая организация НП "Национальное общество аудиторов трудовой сферы", которая также отслеживает поведение аттестующих организаций.
Качество материалов проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда может также подтвердить государственная экспертиза условий труда (проводится бесплатно). В настоящее время специализированные лаборатории создаются при органах исполнительной власти, осуществляющих регулирование в сфере трудовых отношений. В Минздравсоцразвития считают, что госэкспертиза должна выполнять функцию арбитра в ситуациях, когда работодатель не удовлетворен результатами аттестации или работники считают, что их права ущемлены.
Создаем комиссию
Для организации и проведения АРМ необходимо наличие аттестационной комиссии. В ее состав, как правило, включают представителей работодателя, специалиста по охране труда, представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, а также аттестующей организации.
От лица работодателя в состав аттестационной комиссии могут входить руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации (инженеры, энергетики и т.д.) и другие руководители отделов и подразделений по выбору руководителя.
Если строительная компания не имеет штатного специалиста по охране труда, но у работодателя заключен договор с организацией или специалистом по осуществлению функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), их также следует включить в состав аттестационной комиссии.
Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.
Перечень рабочих мест
При оценке условий труда на рабочем месте должны быть учтены все опасные и вредные производственные факторы, действующие при функционировании технологического оборудования (нагрев, охлаждение, электромагнитные излучения, шум и вибрация от работы оборудования, систем вентиляции и очистки воздуха, ручного и механического инструмента и т.д.), от присутствия сырья и материалов (или полуфабрикатов), продуктов переработки, обладающих вредными для человека свойствами. При оценке также должна быть правильно определена продолжительность воздействия указанных факторов.
Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, должен учитывать все рабочие места по структурным подразделениям и давать наглядное представление о совокупности факторов, которые нужно оценить при проведении аттестации. При этом могут быть использованы планировки рабочих мест, порядок расстановки рабочих в производственных бригадах, техническая и технологическая документация, результаты хронометражных исследований, проводимых на рабочих местах.
К примеру, на рабочем месте производителя работ, как правило, измеряются и оцениваются уровень пыли, шума, освещенности, микроклимат, тяжесть и напряженность трудового процесса, степень травмоопасности и наличие СИЗ. Казалось бы, какая пыль может быть при работе прораба? Но, если строится здание, присутствие цементной пыли в воздухе рабочей зоны будет почти у всех работающих на стройплощадке, будь то прораб или строитель.
Перечень рабочих мест, подлежащих АРМ, является документом, в котором фактически задается количественный и качественный объем работ по инструментальной оценке факторов производственной среды.
Тип и количество вредных и опасных факторов, указанных в перечне, могут иметь решающее значение при определении компенсаций за работу с вредными условиями труда. Например, маляр на стройке подвержен воздействию следующих вредных факторов: химия, шум, микроклимат, освещение, тяжесть и напряженность трудового процесса. Поскольку маляр в основном использует красящие вещества, главным вредным фактором для него являются химические соединения (чаще всего это толуол и ксилол), именно из-за их воздействия работнику полаются компенсации. В данном случае законодательство предусматривает компенсации в виде доплат, дополнительного отпуска и досрочной пенсии.
Или другой пример. Если электрогазосварщик работает со сваркой меньше 80% своего рабочего времени, согласно законодательству ему не положена компенсация в виде досрочной пенсии. Определенного количества воздействий вредных факторов на работника недостаточно, чтобы предоставить ему эту компенсацию.
Оцениваем рабочее место
В ходе аттестации оценивается соответствие рабочих мест санитарным нормам, проверяется травмоопасность, наличие и инвалидность СИЗ. По окончании проверки составляются протоколы, впоследствии предоставляемые руководству предприятия с сопроводительной документацией.
Инструментальные измерения осуществляются непосредственно в ходе работы, а потом полученные результаты сравниваются с гигиеническими нормативами и выявляется класс условий труда. По каждому фактору или группе факторов на отдельное рабочее место оформляются протоколы измерений и оценок. Производственный фактор признается вредным в случае, когда его воздействие на работника может привести к заболеванию, а опасным производственным фактором считается тот, воздействие которого на работника может привести к травме (ст. 209 ТК РФ).
В процессе оценки травмоопасности рабочего места на соответствие требованиям охраны труда проверяют соответствие требованиям по защите от:
- механических воздействий;
- воздействия электрического тока;
- воздействия повышенных или пониженных температур;
- токсического воздействия химических веществ.
Оценка обеспеченности работников СИЗ проводится при наличии результатов оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам и оценки травмоопасности рабочего места. Прежде всего, сравнивается количество СИЗ, фактически выданных работникам, с существующими типовыми нормами, проверяются наличие сертификатов (деклараций) СИЗ и соответствие выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте.
Далее проводится комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте по результатам предыдущих оценок.
При соответствии условий труда гигиеническим нормативам, отсутствии при оценке травмоопасности рабочего места нарушений требований охраны труда и соответствии рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой "соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда". Если же были найдены какие-либо нарушения, рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой "не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда".
Оформляем результаты
Результаты аттестации оформляются в виде трех документов: отчета об аттестации, протокола и приказа о завершении аттестации. К отчету прикладывают еще ряд документов, перечисленных в п. 44 Порядка N 342н, в том числе протоколы проведенных специалистами аттестующей организации измерений и оценок соответствия условий труда нормативам.
В отчетных документах должны быть отражены вредные факторы, обнаруженные на рабочих местах в ходе аттестации. Это позволит работникам компании получить информацию о неблагоприятных условиях своего труда, а также о дополнительных гарантиях и льготах, которые им полагаются (сокращенная продолжительность рабочего времени, повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и др.).
После того как весь пакет документов будет готов и подписан всеми должностными лицами, сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в течение 10 календарных дней необходимо направить на бумажном и электронном носителях в инспекцию труда.
Об этом важно помнить
Аттестация считается начатой, если директор компании издал приказ об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. А каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Отсчет времени следует вести с даты издания приказа о завершении аттестации и даты утверждения отчета об аттестации. Вновь созданные рабочие места должны пройти аттестацию в течение 60 дней с момента их ввода в эксплуатацию. При этом никакими нормативными актами не регламентировано, сколько времени должна длиться аттестация. Она может продолжаться месяц, год или два. Все зависит от размеров компании, ее финансового состояния (все-таки аттестация - платная услуга) и других обстоятельств, которые могут замедлить процесс. Конечно, желательно не растягивать аттестацию специально, поскольку это никак не способствует созданию благоприятных условий труда. Тем не менее для проверяющих органов будет достаточно факта начала аттестации, то есть наличия приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации, а также договора с аттестующей организацией.
Если по результатам аттестации будет установлено, что условия труда являются вредными или опасными и не соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда, работодатель должен предоставить работникам дополнительные льготы и компенсации: в частности, сокращенную продолжительность рабочего времени и повышенный размер оплаты труда (ст. 92, 94, 146 ТК РФ), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 116 ТК РФ), выдачу СИЗ (ст. 221 ТК РФ), молока и иного лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ). И, конечно, работодатель обязан улучшить условия труда, а затем переаттестовать "вредные" рабочие места, чтобы подтвердить их соответствие нормам. Только после этого можно будет отменить некоторые льготы и компенсации за несовершенство условий труда.
Впрочем, строительным организациям действующие нормативы почти не позволяют это сделать, поскольку предоставление компенсации до сих пор регламентируется Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78 и списками 1 и 2, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10*(4). Однако в настоящее время Минздравсоцразвития готовит проекты нормативных актов, согласно которым работодатель будет предоставлять компенсации только по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
Ответственность и наказание
Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в Гострудинспекцию возлагается на работодателя. В то же время ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию. Это вполне логично, поскольку последняя является независимым от работодателя лицом и оформляет все документы, касающиеся измерений и оценок вредных производственных факторов. Значит, и аттестующая организация должна нести ответственность за проведение аттестации.
В последние годы прокуратура активно привлекает к ответственности руководителей организаций за непроведение аттестации, и в будущем предполагается ужесточить меры наказания за нарушения. Так, 3 июня 2011 года в Госдуму был внесен законопроект N 557872-5, увеличивающий административную ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда. Проект предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 300 000 до 500 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Но пока это только законопроект. В настоящее время штрафы не так высоки: ст. 5.27 КоАП РФ устанавливает их в размере до 50 000 руб.
Пример
В ходе проверки ООО "ЦентрСтрой" были выявлены многочисленные нарушения правил охраны труда и несоблюдение условий безопасности. Компания является генеральным подрядчиком строительства многоквартирного жилого дома в Москве.
При проверке были обнаружены следующие нарушения: отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда, защитных ограждений (в том числе ограждений опасных зон). Кроме того, не были подняты на опоры электрические кабели над проходами, проездами, рабочими местами и др.
По результатам проверки прокуратура возбудила дело по административному правонарушению. ООО "ЦентрСтрой" было оштрафовано на 30 000 руб.
Действующее законодательство также предусматривает дисквалификацию должностного лица на срок от одного года до трех лет. Уголовная ответственность в соответствии со ст. 140 и 143 УК РФ может наступить в том случае, если на предприятии присутствуют факторы риска для жизни и здоровья людей, а работодатель при осуществлении аттестации не провел необходимых измерений или же не предоставил информацию (либо предоставил ложную) работникам, что повлекло гибель или травмирование людей. В этом случае должностному лицу могут грозить более серьезные санкции вплоть до лишения свободы сроком до трех лет.
С.И. Гурин,
директор ООО "ЦСЭТ"
Н.Ю. Костерина,
ведущий эксперт ООО "ЦСЭТ"
"Руководитель строительной организации", N 11, ноябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
*(2) "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда". Документ утратил силу 1 сентября 2011 года.
*(3) "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда".
*(4) "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Руководитель строительной организации"
В журнале собраны рекомендации специалистов по кадровым, юридическим и экономическим вопросам управления строительной компанией; представлены материалы о состоянии, тенденциях и перспективах развития строительной отрасли, а также профессиональный опыт, идеи и практические рекомендации руководителей строительных предприятий.
Основу материалов издания составляют статьи по актуальным для руководителей вопросам строительной отрасли:
- технические регламенты по строительству,
- строительные нормы и правила;
- производственные мощности и кадровые ресурсы строительной организации;
- организация материально-технического обеспечения строительных работ;
- порядок разработки и утверждения планов капитального строительства;
- основы планирования,
- стратегическое и оперативное планирование;
- бухучет и налогообложение в строительстве;
- порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности строительной организации.