Выездные проверки плательщиков страховых взносов: изучаем новые правила
В прошлом номере журнала мы начали освещать порядок проведения проверок, установленный Федеральным законом N 212-ФЗ*(1). Прошлая статья была посвящена порядку проведения камеральных проверок страховых взносов. Сегодня мы остановимся на порядке проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, сравним порядок выездной проверки, установленный Федеральным законом N 212-ФЗ, с порядком налоговой выездной проверки.
Место проведения проверки
Порядок проведения выездных проверок плательщиков взносов органами ПФР и ФСС изложен в ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ.
Как и выездная налоговая проверка, выездная проверка плательщика взносов проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, однако если плательщик взносов не имеет возможности предоставить такое помещение, то проверка может проводиться по месту нахождения органа контроля за уплатой взносов, то есть в ПФР или ФСС.
При этом п. 21 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ установлена коррелирующая обязанность плательщика взносов обеспечить возможность должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящих выездную проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов.
Внимание!
Ознакомление должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов с подлинниками документов допускается только на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов.
Основание для проведения проверки
В отличие от камеральной выездная проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов.
Внимание!
Формы документов, используемые органами контроля страховых взносов для реализации своих полномочий, утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов". В частности, данным документом утверждены формы решения о проведении выездной проверки - 9-ПФР и 9-ФСС РФ.
Решение о проведении выездной проверки выносит орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Однако, если проводится выездная проверка обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, решение принимается органом контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения такого подразделения.
Срок выездной проверки
При рассмотрении вопроса о проверках важным является такой аспект, как срок проведения проверки и периодичность проведения проверок.
В рамках выездной проверки страховых взносов может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.
Выездная проверка плательщика страховых взносов проводится органом контроля за уплатой страховых взносов не чаще чем один раз в три года. При определении количества выездных проверок плательщика страховых взносов не учитывается количество проведенных выездных проверок его обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Срок выездной проверки, установленный Федеральным законом N 212-ФЗ, - не более двух месяцев. И это еще одно отличие от выездной налоговой проверки, срок которой может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).
От редакции
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 212-ФЗ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца.
Как и налоговики, сотрудники ПФР и ФСС в рамках выездной проверки вправе проверять деятельность обособленных подразделений организации.
При этом при проведении выездной проверки обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, срок проверки не может превышать один месяц.
Как и в налоговых проверках, срок проведения выездной проверки страховых взносов исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Приостановление проверки
Федеральным законом N 212-ФЗ, как и НК РФ, предусмотрены основания для приостановления проведения выездной проверки.
Основания для приостановления выездной проверки
Истребование документов (информации), относящихся к предмету проверки. Порядок истребования документов при проведении проверки изложен в ст. 37 Федерального закона N 212-ФЗ.
Получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ.
Перевод на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.
Отметим, что в отличие от НК РФ Федеральный закон N 212-ФЗ не предусматривает такого основания для приостановления проверки, как проведение экспертизы.
Внимание!
Перечень мероприятий контроля, установленный Федеральным законом N 212-ФЗ, значительно уже, чем аналогичный перечень, установленный НК РФ. В руках специалистов ПФР и ФСС лишь такие инструменты, как доступ на территорию или в помещение для проведения выездной проверки и истребование документов при проведении проверки. Они не смогут в отличие от налоговиков воспользоваться участием свидетеля, осмотреть помещения, территорию налогоплательщика, а также предметы и документы, истребовать документы у контрагентов организации (предпринимателя) или иных лиц, изъять документы и предметы, провести экспертизу, привлечь специалиста, переводчика и понятых. Кроме того, специалисты ПФР и ФСС при наличии достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, в отличие от налоговиков не могут производить выемку этих документов.
Согласно ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ приостановление проведения выездной проверки для истребования документов допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого они истребуются.
Общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шесть месяцев.
Приостановление и возобновление проведения выездной проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящего указанную проверку.
На период действия срока приостановления проведения выездной проверки приостанавливаются действия органа контроля за уплатой страховых взносов по истребованию документов у плательщика страховых взносов, которому в этом случае возвращаются все подлинники документов, истребованные при проведении проверки, а также приостанавливаются действия органа контроля за уплатой страховых взносов на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, связанные с указанной проверкой.
Завершение проверки
В последний день проведения выездной проверки должностные лица, проводящие ее, обязаны составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются ее предмет и сроки проведения, и вручить ее плательщику страховых взносов (его уполномоченному представителю). В случае, если плательщик страховых взносов (его уполномоченный представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, она направляется плательщику страховых взносов по почте заказным письмом и считается полученной по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
От редакции
Еще одно глобальное отличие выездных проверок страховых взносов от налоговых выездных проверок заключается в том, что Федеральным законом N 212-ФЗ не предусмотрено проведение повторных проверок, в то время как НК РФ в отношении налогоплательщиков они предусмотрены и вызывают немало споров и сложностей на практике.
Оформление результатов проверки
Порядок оформления результатов проверки страховых взносов аналогичен порядку оформления результатов налоговой проверки.
В случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем через десять дней после дня истечения срока проведения камеральной проверки должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки.
По результатам выездной проверки акт должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке.
Как и акт налоговой проверки, акт проверки по страховым взносам подписывается лицами, ее проводившими, и лицом, в отношении которого она проводилась (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого она проводилась (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день от даты отправки заказного письма.
Федеральный закон N 212-ФЗ, как и НК РФ, предоставляет проверяемым право выразить свое несогласие с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих. Срок для таких действий плательщика взносов аналогичен сроку, установленному НК РФ для налогоплательщиков, - 15 дней со дня получения акта проверки. Также плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Вынесение решения по материалам проверки
Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки, установленный Федеральным законом N 212-ФЗ, в целом аналогичен порядку вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.
Руководитель органа контроля, проводившего проверку, рассматривает акт и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства РФ о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту. Срок рассмотрения материалов проверки, как и в НК РФ, - десять дней со дня истечения 15-дневного срока, данного плательщику взносов на выражения несогласия с актом проверки. Десятидневный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого она проводилась.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения ее материалов, не является препятствием для рассмотрения, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.
При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:
- выясняет, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства РФ о страховых взносах;
- определяет, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного Федеральным законом N 212-ФЗ;
- устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного Федеральным законом N 212-ФЗ;
- выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного Федеральным законом N 212-ФЗ, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства РФ о страховых взносах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов вправе вынести решение об истребовании необходимых документов.
В отличие от ФСС и ПФР в аналогичной ситуации руководитель налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, мероприятий налогового контроля. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов у организации, ее контрагентов, иных лиц, обладающих информацией о деятельности проверяемого налогоплательщика, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выносит решение:
- о привлечении к ответственности за совершение правонарушения. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона N 212-ФЗ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения. В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), а также наименование этого органа, его место нахождения и другие необходимые сведения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении десяти дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Копия решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено (его уполномоченному представителю), под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения плательщиком страховых взносов. Если указанными способами вручить это решение невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.
Особенности выездной проверки по страховым взносам
Особенности выездной проверки в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ вытекают из особенностей администрирования страховых взносов, а именно из наличия двух контролирующих органов и специфических задач у каждого из них. Так, например, при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов в ПФР, сотрудники Пенсионного фонда проводят проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц. Такое право закреплено в Федеральном законе от 15.12.2001 N 167-ФЗ (п. 1 ст. 13). А сотрудники ФСС при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС одновременно проводят проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Разъяснения специалистов ФСС по вопросу проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов
На официальном сайте ФСС организована горячая линия. Все желающие могут задать вопросы, касающиеся страховых взносов. Приведем разъяснения специалистов ФСС относительно выездных проверок плательщиков страховых взносов.
Согласно п. 9 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. Кто будет проводить выездные проверки за период, охватывающий последние три года уплаты взносов в составе ЕСН?
Статьей 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 1 января 2010 года, осуществляются в порядке, установленном НК РФ с учетом положений гл. 24 НК РФ, действовавшей до дня вступления в силу п. 2 ст. 24 Закона N 213-ФЗ (день признания утратившей силу гл. 24 НК РФ). Соответственно, контроль за уплатой единого социального налога путем проведения выездных проверок продолжат осуществлять налоговые органы.
Могут ли проверяющие с 2010 года, помимо трех лет, предшествующих году выездной проверки, дополнительно захватить и законченные отчетные периоды текущего года? И если да, то в каком случае?
Нет. В рамках выездной проверки в соответствии со ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о ее проведении.
С 2010 года начинает действовать норма, что выездные проверки страхователей проводятся только один раз в три года (Федеральный закон N 212-ФЗ). Означает ли это, что если фирму проверили в 2009 году, следующей проверки можно ждать только в 2012 году?
Да. В соответствии со ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ о страховых взносах выездная проверка плательщика страховых взносов проводится органом контроля за уплатой страховых взносов не чаще чем один раз в три года.
Основные этапы проведения выездной проверки плательщика страховых взносов
/-------------------------------------------------------\
|Ежегодный план выездных проверок плательщиков страховых|
| взносов разрабатывается совместно с территориальными |
|органами ФС и ПФР (ст. 33 Федерального закона N 212-ФЗ)|
\-------------------------------------------------------/
/-------------------------------------------------------\
| Предметами выездной проверки являются: |
| - правильность исчисления и своевременность уплаты|
| страховых взносов; |
| - правильность расходов на выплату обязательного |
| страхового обеспечения |
\-------------------------------------------------------/
/-------------------------------------------------------\
| Выносится решение о проведении проверки (ст. 35 |
| Федерального закона N 212-ФЗ). |
| Срок проверки не может превышать двух месяцев. |
| Если есть обособленные подразделения, на проверку |
| каждого из них отводится еще месяц |
\-------------------------------------------------------/
/-------------------------------------------------------\
|Составляется справка о проведенной проверке (последний |
| день проверки) |
\-------------------------------------------------------/
/-------------------------------------------------------\
| Оформляется акт проверки (составление документа |
| возможно в течение двух месяцев со дня составления |
| справки о проведенной проверке) |
\-------------------------------------------------------/
/---------------------\ /----------------------\
|В акте зафиксированы | | Нарушений в акте не |
| выявленные в ходе |----\ | зафиксировано. |
| проверки нарушения | | | Процедура проверки |
| | | | завершена |
\---------------------/ | \----------------------/
|
/---------------------\ | /----------------------\
| У плательщика | | | У плательщика |
| страховых взносов | | | страховых взносов |
| имеются возражения | | |отсутствуют возражения|
|по акту. В течение 15| | | по акту |
| рабочих дней он | | | |
| представляет их в | \----| |
| орган контроля по | | |
| уплате страховых | | |
|взносов в письменном | | |
| виде | | |
\---------------------/ \----------------------/
/-------------------------------------------------------\
|По результатам рассмотрения акта проверки руководитель |
| выносит решение |
| (в течение десяти рабочих дней со дня истечения срока |
| представления возражений по акту) |
\-------------------------------------------------------/
О.А. Ларин,
эксперт журнала "Налоговая проверка"
"Налоговая проверка", N 2, март-апрель 2010 г.
--------------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2010 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)