Письмо ЦБР от 12 июля 2005 г. N 15-1-1-9/1956 "По вопросам применения Положения Банка России N 254-П"

Письмо ЦБР от 12 июля 2005 г. N 15-1-1-9/1956
"По вопросам применения Положения Банка России N 254-П"


Департамент банковского регулирования и надзора Банка России рассмотрел замечания и предложения банковского сообщества, изложенные в обращении Ассоциации российских банков от 16.05.2005 N А-02/2-304, по вопросам применения Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение N 254-П) и сообщает, что они приняты к рассмотрению и в значительной части будут учтены при внесении изменений в Положение N 254-П.

Вместе с тем, не разделяем мнение Ассоциации о "неоправданной зарегулированности требований Положения N 254-П по оценке ссуд и формированию резервов на возможные потери по ссудам.

Положение N 254-П в общем случае существенно расширило возможности кредитных организаций по оценке ссуд с использованием подходов, основанных на профессиональном суждении. При этом подходы Положения N 254-П ориентированы на обеспечение реальной оценки кредитного портфеля банка и, тем самым, на развитие внутрибанковских систем управления. Положение N 254-П содержит ряд норм административного характера, касающихся отдельных операций банков, связанных либо с использованием недобросовестными банками разного рода так называемых "серых схем" по фиктивному формированию капитала, либо в целях регулирования ликвидности. Обоснование позиции по данным требованиям Положения N 254-П было изложено в письме Банка России от 21.12.2004 N 04-15-1/5427 в адрес Ассоциации. Кроме того, характер вопросов, изложенных Ассоциацией в рассматриваемом запросе, свидетельствует скорее о необходимости разрешения отдельных спорных моментов Положения N 254-П, нежели о "зарегулированности" его требований.

Часть изложенных в письме Ассоциации предложений уже находятся на рассмотрении в Банке России. В частности это касается применения Главы 6 Положения N 254-П в части требования о страховании предметов залога, принятых в обеспечение ссуд, вопроса признания обеспечения в целях Положения N 254-П при наличии обременения предметов залога по иным договорам и некоторых других.

Относительно прочих предложений приводим следующие комментарии. По вопросу 2. При оценке финансового положения заемщика следует учитывать в соответствии с подпунктом 3.4.1 Положения N 254-П наличие текущей картотеки неоплаченных расчетных документов к банковским счетам заемщика, а также просроченной задолженности перед бюджетами всех уровней. В то же время, данную норму следует применять с учетом существенности события, в частности длительности картотеки неоплаченных документов в днях или задолженности бюджету, их суммы и причин возникновения, а также с учетом соблюдения условий по погашению реструктурированной задолженности по платежам в бюджет. Во внимание также может быть принят факт наличия у заемщика задолженности, оспариваемой в судебном порядке. Соответствующий подход следует предусмотреть во внутренних документах кредитной организации по вопросам кредитной политики.

В частности, при оценке финансового положения заемщика в случаях наличия у него просроченной задолженности, оспариваемой в судебном порядке, кредитная организация может предусмотреть во внутренних документах по вопросам кредитной политики в качестве фактора для отнесения заемщика к группе с соответствующей категорией качества финансового положения предельно допустимое соотношение размера имеющейся у заемщика просроченной (неурегулированной) задолженности и объема его собственных средств (чистых активов).

По вопросу 3:

а) и г). Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера формируются в соответствии с требованиями Положения Банка России от 09.07.2003 N 232-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" (далее - Положение N 232-П) с учетом тех же подходов, которые изложены в Положении N 254-П в целях формирования резервов по ссудам. При этом в случае, если банк отражает сумму неиспользованного лимита по договору о кредитной линии на счетах внебалансового учета, то с точки зрения экономической и правовой логики банк подтверждает принятое (условное) обязательство предоставить контрагенту (заемщику) кредит в рамках данного договора о кредитной линии вне зависимости от финансового положения (его ухудшения) заемщика. Таким образом, при ухудшении финансового положения заемщика исполнение банком условного обязательства сопровождается возникновением на его балансе обесцененного актива (ссуды). При этом последствия возникновения кредитного риска для банка в случае ухудшения финансового положения заемщика будут одинаковы как при выдаче ссуды, так и при исполнении внебалансового обязательства. С учетом изложенного, обращаем внимание на необходимость соблюдения идентичности подходов к определению величины риска возможных потерь в отношении одного и того же контрагента по открытой кредитной линии и ссудной задолженности. При этом при определении классификационной группы и процентной нормы резерва по кредитной линии в случае отсутствия требований к заемщику в рамках указанной кредитной линии с учетом требований пункта 1.5 Положения N 232-П необходимо исходить из следующего:

1. в какую категорию качества будет классифицирована ссуда,

2. в каком размере будет сформирован резерв по ссуде в случае ее выдачи и отражении на балансовых счетах бухгалтерского учета.

При этом в случае, если по условиям договора о кредитной линии договор вступает в силу только с момента предоставления заемщиком соответствующего залога (обязательство банка по выдаче очередного транша кредита возникает только при соответствующем оформлении договора залога недвижимости), то до указанного момента резерв по неиспользованной кредитной линии не формируется.

б). Кредитная организация в соответствии с требованиями п. 1.9 Положения N 232-П при получении информации о возникновении факторов риска по элементу расчетной базы, в том числе по обязательству по кредитной линии, должна откорректировать свое мотивированное суждение о величине риска и соответствующим образом отрегулировать величину резерва, не дожидаясь при этом момента выдачи ссуды.

в). Использование подхода, при котором корректировка резерва на возможные потери осуществляется на постоянной основе одновременно с уточнением оценки риска по условному обязательству кредитного характера, а также при изменении величины элементов расчетной базы (в данном случае - неиспользованного лимита кредитной линии) не противоречит требованиям Положения N 232-П.

По вопросам 4.1 и 4.2. Согласно п. 3.1.5 Положения N 254-П кредитные организации должны не реже одного раза в квартал обновлять заключение о результатах оценки финансового положения заемщика-физического лица. При этом конкретный перечень сведений для анализа финансового положения заемщика-физического лица на квартальной основе (помимо справки о доходах) кредитная организация определяется самостоятельно во внутренних документах по кредитной политике. В качестве информации для оценки финансового положения физического лица возможно использование данных, изложенных в запросе. Кроме того, при оценке финансового положения заемщика-физического лица может быть учтена информация о качестве обслуживания долга этим заемщиком. Что касается периодичности представления справки о доходах физического лица, считаем, что ежегодное представление заемщиком-физическим лицом документов, подтверждающих его доходы, в общем случае является достаточным. Требования п. 3.13.5 в отношении классификации ссуд, предоставленных связанным с банком физическим-лицам, при отсутствии информации по ним свыше одного квартала, не лучше, чем в 3 категорию качества, следует рассматривать с учетом вышеизложенных позиций.

Одновременно отмечаем, что Положение N 254-П не предусматривает предоставление заемщиком - физическим лицом какой-либо определенной формы справки о доходах физического лица. Форма справки определяется кредитной организацией самостоятельно. С нашей точки зрения это может быть справка отдела кадров (от работодателя), может быть и информация самого заемщика, заверенная работодателем, либо представленная по форме справки НДФЛ (только с формы) (лицами без фиксированного дохода), заверенная налоговым органом. Информация самого заемщика (письмо за его подписью), с нашей точки зрения также может приниматься во внимание при оценке финансового положения заемщика-физического лица при условии, что по результатам ее проверки банком эта информация признается достоверной.

По вопросу 4.3. В соответствии с п. 2.3 Положения N 254-П кредитная организация в своих внутренних документах по вопросам кредитной политики должна отразить вопросы, связанные с классификацией ссуд и формированием резервов, включая описание методов, правил и процедур, используемых при оценке финансового положения заемщика, с учетом всех требований Положения N 254-П.

В связи с наличием в п. 3.4.1 Положения N 254-П требования об оценке финансового положения заемщика с учетом наличия факта картотеки к банковским счетам заемщика, с нашей точки зрения, банк должен предусмотреть, каким образом будет осуществляться проверка наличия данного факта. В нашем понимании, помимо информации, имеющейся в банке-кредиторе, должна анализироваться на основании справок (контрагентов или самого заемщика) информация из банков, в которых заемщик имеет банковские счета, из налоговых органов по месту его учета, от основных контрагентов заемщика. Отсутствие фактов неплатежей, подтвержденное документально, должно фиксироваться в кредитном досье заемщика. При этом, разумеется, речь не идет о ежедневном получении данной информации от третьих лиц, достаточно, с нашей точки зрения, такую информацию получать на квартальной основе.

Форма согласования бизнес-плана заемщика с банком-кредитором также должна найти отражение во внутренних документах банка по вопросам кредитной политики. В общем случае наличие в кредитном досье заемщика бизнес-плана и информации о том, что при вынесении мотивированного суждения банка о качестве финансового положения заемщика убыточная деятельность заемщика не отразилась на результатах анализа финансового положения заемщика в том числе с учетом показателей плана развития заемщика (бизнес-плана), рассмотренного банком (с приложением анализа бизнес-плана), достаточны с точки зрения соблюдения процедурных вопросов.

По вопросу 4.4. При применении Письма Банка России от 17.05.2005 N 2-Т "О совершении сделок со связанными с банком лицами и оценке рисков, возникающих при их совершении" следует учитывать рекомендательный характер данного документа. Таким образом, банк правомочен предусмотреть лимит сделки со связанным лицом выше нормы, рекомендуемой Банком России. В то же время следует иметь в виду, что несоблюдение рекомендаций Банка России в соответствии с п. 2 Указания N 2-Т учитывается как негативный фактор при оценке качества системы управления банка в целях оценки банка с точки зрения его финансовой устойчивости.

При этом отмечаем, что рекомендуемая величина лимита сделки со связанным лицом не означает, что банк не может осуществлять сделки с ним в объеме, превышающем установленный лимит. В случае, если предполагаемые к осуществлению со связанными лицами сделки, несущие кредитный риск, превышают установленный банком лимит, согласно письму 2-Т такие сделки должны одобряться органом управления банка (советом директоров, наблюдательным советом, общим собранием акционеров (участников)).


Заместитель директора

В.В. Чистюхин


Дается оценка замечаниям и предложениям банковского сообщества по вопросам формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по ссудам и по ссудной задолженности, согласно которой не разделяется мнение Ассоциации о неоправданной зарегулированности требований Положения N 254-П по оценке ссуд и формированию резервов на возможные потери по ссудам.

По мнению Банка России Положение N 254-П существенно расширило возможности кредитных организаций по оценке ссуд с использованием подходов, ориентированных на обеспечение реальной оценки кредитного портфеля банка и, тем самым, на развитие внутрибанковских систем управления. Положение N 254-П содержит ряд норм административного характера, касающихся отдельных операций банков, связанных либо с использованием недобросовестными банками разного рода так называемых "серых схем" по фиктивному формированию капитала, либо в целях регулирования ликвидности.


Письмо ЦБР от 12 июля 2005 г. N 15-1-1-9/1956 "По вопросам применения Положения Банка России N 254-П"


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение