Указание оперативного характера ЦБР от 16 апреля 1998 г. N 94-Т О Методических рекомендациях по составлению территориальными учреждениями Банка России аналитической записки "О недостатках в работе действующих кредитных организаций региона и мерах, принимаемых к ним в процессе надзора" (с изменениями и дополнениями)

Указание оперативного характера ЦБР от 16 апреля 1998 г. N 94-Т

С изменениями и дополнениями от:

26 ноября 1999 г.


Настоящим направляю методические рекомендации по составлению аналитической записки "О недостатках в работе действующих кредитных организаций региона и мерах, принимаемых к ним территориальными учреждениями в процессе надзора".

Прошу ориентироваться на содержание рекомендаций при подготовке аналитической записки.

Приложение: Методические рекомендации и приложения к ним на 2 листах.



Д.А. Киселев


Информация об изменениях:

Письмом ЦБР от 26 ноября 1999 г. N 323-Т в настоящие методические рекомендации внесены изменения

См. текст методических рекомендаций в предыдущей редакции


Методические рекомендации по составлению территориальными учреждениями Банка России аналитической записки "О недостатках в работе действующих кредитных организаций региона и мерах, принимаемых к ним в процессе надзора"

С изменениями и дополнениями от:

26 ноября 1999 г.


Аналитическая записка "О недостатках в работе действующих кредитных организаций региона и мерах, применяемых к ним территориальными учреждениями в процессе надзора" составляется на основании анализа деятельности и оценки состояния кредитных организаций региона.

Источниками анализа являются: данные бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности, утвержденные нормативными документами Банка России; материалы документарных, инспекционных и аудиторских проверок кредитных организаций, а также проверок достоверности отчетности; сведения о деятельности кредитных организаций, полученные от правоохранительных, налоговых и иных государственных органов, банковских объединений, граждан, прессы.

По результатам анализа территориальные учреждения Банка России определяют круг кредитных организаций и филиалов, допустивших те или иные нарушения банковского законодательства, нормативных актов Банка России, а также отнесенных в соответствии с имеющимися критериями к категории проблемных, и с учетом этого формируют и направляют в Банк России (Департамент пруденциального банковского надзора) аналитическую записку по следующим направлениям:

1. Информация о финансовом состоянии банков и филиалов, возникновение финансовых трудностей у которых может привести к негативным последствиям для экономики и банковской системы региона либо России в целом.

Особое внимание - ситуациям, указанным в п. 14 инструкции Банка России от 11.09.97 N 65 "О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы".

2. Нарушения, выявленные территориальными учреждениями по конкретным банкам и филиалам в ходе анализа деятельности кредитных организаций и контроля за достоверностью учета и отчетности. Принятые территориальными учреждениями меры.

Особое внимание - вносились ли по результатам выявленных нарушений предложения службам инспектирования о необходимости проведения внеочередных проверок данных банков и филиалов.

Оценка эффективности работы служб внутреннего контроля.

3. Меры, принимаемые территориальными учреждениями Банка России по стабилизации работы проблемных банков, отнесенных к 3-4 классификационным группам (письмо Банка России от 28.05.97 N 457), в том числе осуществляющих в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" мероприятий по предупреждению банкротства.

Краткая информация о ходе выполнения кредитными организациями мероприятий по предупреждению банкротства, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", и об изменениях, происходящих в деятельности кредитных организаций, в отношении которых проводятся мероприятия, предусмотренные Федеральным законом "О реструктуризации кредитных организаций", а также по проблемным кредитным организациям, осуществляющим дополнительную эмиссию акций, с указанием причин, не позволивших улучшить их финансовое состояние.

4. Меры, принятые к кредитным организациям, не обеспечивающим полноту создания резерва на возможные потери по ссудам и резерва под обесценение ценных бумаг.

5. Случаи и причины неприменения принудительных мер воздействия к кредитным организациям, не выполняющим обязательства перед клиентами и/или допустившим существенное снижение собственных средств (капитала) (особенно ниже уровня фактически оплаченного уставного капитала), в том числе причины невведения запретов (ограничений) по привлечению средств физических лиц, невведения запретов на осуществление операций купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах, запретов на открытие филиалов, ограничений на осуществление расчетов по поручению юридических лиц в части операций на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, неприменения других ограничений (запретов). Краткая информация о ходе выполнения банками, собственные средства (капитал) которых по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, сложились ниже уровня зарегистрированного уставного капитала, требований территориальных учреждений Банка России, предусмотренных Указанием Банка России от 01.06.98 N 245-У.

Информация об изменениях состава мер воздействия, примененных к кредитным организациям в отчетном периоде в связи с окончанием их действия по сроку, а также досрочно в связи с имеющейся необходимостью.

Обоснования неприменения штрафных санкций либо применения их в меньшем размере, чем предусмотрено инструкцией Банка России от 31.03.97 N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности" к банкам, не выполняющим нормативные требования Банка России.

6. Случаи нарушений кредитными организациями предписаний вводимых территориальными учреждениями Банка России, и меры принятые территориальными учреждениями по данным фактам.

7. Примеры улучшения деятельности кредитных организаций в результате применения мер воздействия. Примеры ухудшения деятельности кредитных организаций после применения мер воздействия.

8. Информация территориальных учреждений Банка России по месту расположения головной кредитной организации о применении (или причинах неприменения) к банкам мер воздействия в случаях поступления от территориальных учреждений по месту нахождения филиалов соответствующих предложений с изложением фактов допущенных нарушений и документального их подтверждения.

9. Информация о фактах нарушения банками порядка совершения операций по доверительному управлению.

10. В аналитической записке за IV квартал отчетного года должны быть освещены:

- вопросы, затрагивающие правильность составления кредитными организациями годовых бухгалтерских отчетов, своевременность и полноту их представления в территориальные учреждения Банка России. При составлении кредитными организациями отчетов с отклонениями от требований Указания Банка России от 25.12.98 N 452-У "О годовом бухгалтерском отчете и отчетности кредитных организаций, представляемой в рамках надзора" (с изменениями и дополнениями), нормативных актов Банка России должны быть объяснены причины, их вызвавшие, с указанием примененных в необходимых случаях мер воздействия;

- информация о деятельности кредитных организаций по выполнению требований Банка России, изложенных в п.п.5.1., 5.4. - 5.7. Указания Банка России от 25.12.98 N 452-У (с изменениями и дополнениями).

11. Информация о фактах нарушений кредитными организациями установленных лимитов открытой валютной позиции (представляется по форме приложения N 1 к письму Банка России от 30.12.97 N 113-у) и лимитов открытой позиции по драгоценным металлам (представляется по форме приложения N 1 к данным рекомендациям) в электронном виде.

12. Предложения по совершенствованию банковского надзора, нормативных актов Банка России, а также проблемы, требующие дополнительного нормативно-правового обеспечения (представляются по форме приложения N 2 к настоящим рекомендациям) в электронном виде.

Аналитическая записка представляется в Департамент пруденциального банковского надзора Банка России с грифом ДСП на ежеквартальной основе, к 25 числу первого месяца квартала, следующего за отчетным. Отчет за IV квартал отчетного года представляется до 15 февраля года, следующего за отчетным.

При составлении аналитической записки следует иметь в виду, что Департамент пруденциального банковского надзора располагает базой данных о показателях деятельности всех кредитных организаций, расположенных в данном регионе, и сводными цифрами, характеризующими банковскую систему области (края, республики), в связи с чем отчет не следует перегружать информацией, доступной Департаменту.

Кроме того, просим иметь в виду, что территориальные учреждения Банка России обязаны высылать в адрес Департамента информацию по мере изменений в составе уполномоченных банков по проведению операций по счетам бюджетов субъектов Федерации и местных органов власти, а также выполнение других программ на условиях, изложенных в телеграммах Банка России от 22 сентября 1997 г. N 012-15-2/808 и от 29 сентября 1997 г. N 15-2/849.

Рекомендации вводятся в действие, начиная со II квартала 1998 года.

Порядок передачи табличного материала в электронном виде будет сообщен дополнительно.

Приложение на 2 л.


Директор Департамента
пруденциального банковского надзора

А.Ю. Симановский


Приложение N 1


Сводная информация
об уполномоченных кредитных организациях, головные офисы которых расположены на поднадзорной территориальному учреждению Банка России по ________________________________ территории, допустивших нарушение установленных лимитов открытой позиции в драгоценных металлах, порядка представления отчетности по ней, а также количестве отчитывающихся банков и банков, освобожденных от представления отчетности
за ______ квартал 199 ____ г.



N п/п

Наименование кредитной организации

Рег. номер

Количество случаев нарушений кредитной организации лимита открытой позиции в драгоценных металлах

Количество случаев несвоевременного представления отчетности (с задержкой до 5 дней)

Количество случаев непредставления отчетности (включая задержку свыше 5 дней)

1

2

3

4

5

6

1

2

3







Итого по региону







Справочно:

1. Количество отчитывающихся кредитных организаций в отчетном квартале ____

2. Количество кредитных организаций, освобожденных от предоставления отчетности ______.


Приложение N 2


Главное управление (Национальный банк) ___________________________

Центрального банка Российской Федерации


Предложения по совершенствованию банковского надзора



NN п/п

Нормативный акт в изменение которого вносятся предложения

Содержание предложений (вопросов)

1

2

3












Заместитель Главного управления
(Национального банка) Банка России
или руководитель подразделения
документарного надзора



При подготовке аналитической записки "О недостатках в работе действующих кредитных организаций региона и мерах, принимаемых к ним территориальными учреждениями в процессе надзора", дополнительно дается оценка эффективности работы службы внутреннего контроля, также приводится краткая информация о ходе выполнения кредитными организациями мероприятий по предупреждению банкротства, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", и об изменениях, происходящих в деятельности кредитных организаций, в отношении которых проводятся мероприятия. предусмотренные ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций", а также по проблемным кредитным организациям, осуществляющим дополнительную эмиссию акций, с указанием причин, не позволивших улучшить их финансовое состояние.


Указание оперативного характера ЦБР от 16 апреля 1998 г. N 94-Т


Методические рекомендации, направленные настоящим Указанием оперативного характера, вводятся в действие начиная со II квартала 1998 г.


Текст Указания оперативного характера официально опубликован не был


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Письмо ЦБР от 26 ноября 1999 г. N 323-Т

Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.