Письмо Ассоциации российских банков от 14 ноября 2005 г. N А-02/5-647 Об идентификации клиента исполняющим банком

Письмо Ассоциации российских банков от 14 ноября 2005 г. N А-02/5-647

ГАРАНТ:

См. ответ, приведенный в письме Департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБР от 14 декабря 2005 г. N 12-1-5/3088


В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон о борьбе с легализацией) кредитные организации вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Закона о борьбе с легализацией. Данная норма выполнима лишь в случае расчетов с помощью платежных поручений, когда банк может получить требуемые сведения непосредственно от перевододателя в момент оформления им перевода. Однако без ущерба для качества безналичных расчетов она не может быть исполнена, если речь идет о расчетах в порядке инкассо (расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями) по следующим причинам.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о борьбе с легализацией кредитные организации обязаны идентифицировать клиента, установив следующие сведения:

- в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

- в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.

При расчетах в порядке инкассо соответствующее распоряжение в смысле части 1 статьи 7 Закона о борьбе с легализацией банку дает получатель средств (взыскатель), а не плательщик. Однако у исполняющего банка отсутствует юридическая возможность идентифицировать такого получателя средств (взыскателя), поскольку формуляры платежных требований и инкассовых поручений, утвержденные Положением ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", не содержат требуемых Законом о борьбе с легализацией сведений. С другой стороны, приостанавливать операцию и запрашивать эти сведения от взыскателя экономически нецелесообразно, поскольку это усложнит инкассо и сделает эту операцию непривлекательной для клиентуры.

Полагаем, что проблема реализации исполняющими банками требований части 1 статьи 7 Закона о борьбе с легализацией при осуществлении ими расчетов в форме инкассо имеет два возможных пути решения.

Во-первых, можно внести изменение в формуляры платежного требования и инкассового поручения, предусмотрев в них дополнительные реквизиты, соответствующие требованиям части 1 статьи 7 Закона о борьбе с легализацией.

Во-вторых, допустимо возложить проведение идентификации получателя средств на банк-эмитент. В этом последнем случае банк-эмитент должен делать на первом экземпляре расчетного документа соответствующую отметку. Представляется, что второй вариант предпочтительнее. В любом случае, решение поставленной проблемы требует внесения соответствующих изменений в Положение N 2-П.

Учитывая изложенное, просим Вас высказать свое мнение о возможном пути решения проблемы идентификации клиента исполняющим банком.


Президент Ассоциации

Г.А. Тосунян


АРБ России указывает на существование следующей проблемы. В соответствии с п. 11 ст. 7 ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" кредитные организации наделены правом отказать клиенту в выполнении его распоряжения о совершении операций, если по этим операциям не представлены документы, идентифицирующие клиента (в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона о борьбе с легализацией). Однако эта норма не может исполняться в случае осуществления расчета в порядке инкассо без ущерба для качества проведения операции, поскольку порядок осуществления расчетов по инкассо не предполагает получение банком сведений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона.

По мнению АРБ, проблема может быть решена двумя путями. Так, можно внести изменение в формуляры платежного требования и инкассового поручения, предусмотрев в них дополнительные реквизиты, соответствующие требованиям ч. 1 ст. 7 Закона о борьбе с легализацией. Либо допустимо возложить проведение идентификации получателя средств на банк-эмитент. В этом случае банк-эмитент должен делать на первом экземпляре расчетного документа соответствующую отметку. Причем второй из предложенных вариантов более предпочтителен.


Письмо Ассоциации российских банков от 14 ноября 2005 г. N А-02/5-647


Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение