Информация ЦБР от 17 января 2006 г. "О текущем состоянии с допуском банков в систему страхования вкладов в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"

Информация ЦБР от 17 января 2006 г.
"О текущем состоянии с допуском банков в систему страхования вкладов в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"


Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщает, что 30 декабря 2005 года Банк России завершил все предусмотренные Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" процедуры по допуску банков, имевших лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение счетов физических лиц, в систему страхования вкладов.

Принятый в декабре 2003 года Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) установил правовые, финансовые и организационные основы для создания и функционирования системы страхования вкладов, обеспечивающие необходимую правовую базу для защиты интересов вкладчиков.

Во исполнение требований Федерального закона Банком России создана соответствующая нормативная база, которая установила методику оценки финансовой устойчивости банков, обеспечила прозрачность оценки Банком России соответствия банков установленным Федеральным законом требованиям к участию в системе страхования вкладов, открытость процесса рассмотрения ходатайств и заявлений банков об обжаловании, коллегиальность принятия решений о соответствии банков критериям допуска в систему страхования вкладов. При разработке нормативной базы Банк России исходил из того, что создание системы страхования вкладов следует рассматривать в качестве одного из этапов реформирования банковской системы, предполагающего приближение основных регулятивных требований функционирования банков к международным стандартам.

Работа по рассмотрению Банком России ходатайств и заявлений об обжаловании решений Комитета банковского надзора была организована таким образом, чтобы на любом этапе рассмотрения Банк России располагал актуальной информацией о финансовом состоянии банка, соблюдении им обязательных нормативов, применяемых к нему мерах воздействия, а также о наличии оснований для применения мер воздействия. Банкам была предоставлена возможность представлять в Банк России любую дополнительную информацию, которая, по мнению банка, могла бы быть учтена при принятии решения Комитетом банковского надзора и Председателем Банка России. Банком России была обеспечена коллегиальность принятия решений, в выработке которых принимали участие все подразделения надзорного блока центрального аппарата Банка России, а также территориальные учреждения Банка России.

Сферами основного внимания Банка России при оценке соответствия банков требованиям к участию в системе страхования вкладов являлись оценка достоверности бухгалтерского учета и отчетности, соблюдения обязательных нормативов, прозрачности структуры собственности банка, качества управления и внутреннего контроля, качества активов, собственных средств (капитала) банков, правильности формирования резервов, а также отсутствие оснований для применения к банку мер воздействия.

Проведенная работа характеризуется следующими основными показателями.

1. Начало реализации Федерального закона - рассмотрение первичных ходатайств банков

В срок, установленный Федеральным законом, в Банк России были поданы ходатайства о вынесении Банком России заключения о соответствии требованиям к участию в системе страхования вкладов (далее - ходатайства) 1150 банков*, имевших лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение счетов физических лиц (по состоянию на 27 июня 2004 года указанную лицензию имели 1183 банка).

С сентября 2004 года по 22 марта 2005 года Банк России рассмотрел и вынес заключения по ходатайствам 1114 банков, при этом положительные решения вынесены по ходатайствам 824 банков (в том числе по повторным ходатайствам 2 банков, впервые приняты решения о предоставлении лицензии на привлечение средств во вклады по 7 банкам), из них 11 банков впоследствии присоединились к другим банкам. По состоянию на 1 апреля 2005 года в них было сосредоточено около 98 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в кредитных организациях Российской Федерации, и около 92 процентов всех активов банковской системы страны.

ГАРАНТ:

См. Реестр банков - участников системы обязательного страхования вкладов


По ходатайствам 297 банков Банком России были вынесены отрицательные заключения.

2. Дальнейшие меры по реализации Федерального закона - рассмотрение повторных ходатайств банков

В соответствии с частью 6 статьи 45 Федерального закона в случае вынесения Банком России отрицательного заключения банк вправе после устранения выявленных несоответствий подать в Банк России повторное ходатайство в срок, не превышающий 16 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона (не позднее 27 апреля 2005 года).

В установленный законодательством срок в Банк России поступили повторные ходатайства от 265 банков, которые были рассмотрены до 22 сентября 2005 года.

Из них:

- вынесены положительные заключения по ходатайствам 92 банков;

- отозвали свои повторные ходатайства 4 банка;

- вынесены отрицательные заключения по ходатайствам 165 банков;

- были отозваны лицензии на осуществление банковских операций до вынесения заключения Комитетом банковского надзора Банка России у 4 банков.

Кроме того, в этот период впервые получили лицензию на право привлечения средств населения во вклады 11 банков.

Таким образом, к 22 сентября 2005 года участниками системы страхования вкладов стали еще 103 банка.

3. Рассмотрение заявлений банков об обжаловании отрицательных заключений

В соответствии с частью 12 статьи 45 Федерального закона банк в течение месяца со дня вынесения отрицательного заключения по итогам рассмотрения повторного ходатайства имел право обжаловать это заключение в Комитет банковского надзора Банка России, а в случае подтверждения им отрицательного заключения - повторно обжаловать Председателю Банка России в течение месяца после такого подтверждения.

Заявления в Комитет банковского надзора Банка России об обжаловании отрицательного заключения Комитета банковского надзора Банка России по повторному ходатайству были направлены 142 банками, из них заявления 5 банков были удовлетворены, по ходатайствам 137 банков были приняты отрицательные решения.

Заявления на имя Председателя Банка России об обжаловании отрицательного заключения Комитета банковского надзора Банка России по повторному ходатайству поступили от 131 банка, из которых заявления 7 банков были удовлетворены, вынесены отрицательные решения по заявлениям 123 банков, в период рассмотрения заявления отозвана лицензия на осуществление банковских операций у 1 банка.

Кроме того, в данный период времени 2 банка впервые получили лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц.

4. Текущее состояние работы по допуску банков в систему страхования вкладов

Всего по состоянию на 1 января 2006 года по результатам рассмотрения первичных и повторных ходатайств банков, а также их заявлений об обжаловании отрицательных заключений по повторным ходатайствам Комитету банковского надзора Банка России и Председателю Банка России на учете в системе страхования вкладов состоит 931 банк**. По данным отчетности на 1 декабря 2005 года, в них сосредоточены вклады населения в объеме 2555 млрд. рублей (99,3% всех вкладов физических лиц, размещенных в кредитных организациях Российской Федерации) и активы в сумме 8898 млрд. рублей (94,6% всех активов банковской системы страны).

Отказано в приеме в систему страхования вкладов 191 банку, в том числе у 24 из них впоследствии были отозваны лицензии на осуществление банковских операций.

Содержащаяся в Федеральном законе норма о постоянном соответствии требованиям к участию в системе страхования вкладов заставила владельцев и руководителей банков существенно повысить качество корпоративного управления в банках. Практически все банки, вступившие в систему страхования вкладов, в период подготовки к вступлению в систему страхования вкладов и в процессе рассмотрения ходатайств значительно повысили степень открытости структуры собственности, реформировали механизмы управления рисками и внутреннего контроля, обеспечили соблюдение обязательных нормативов на ежедневной основе, обратили внимание на качество своих активов и полноту формирования резервов, осуществили иные мероприятия, результатом которых явилось приведение их деятельности в соответствие с требованиями к участию в системе страхования вкладов.

В отношении банков, участвующих в системе страхования вкладов, Банком России на постоянной основе осуществляется мониторинг их соответствия требованиям к участию в системе страхования вкладов. В случае если какой-либо из банков не будет соответствовать установленным требованиям в течение трех месяцев подряд, то в соответствии со статьей 48 Федерального закона Банком России вводится запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц.

5. Дальнейшая работа по организации допуска банков в систему страхования вкладов

В соответствии с частями 8 и 9 статьи 48 Федерального закона банк, отказавшийся от участия в системе страхования вкладов, имеет право ходатайствовать о выдаче разрешения Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц по истечении двух лет со дня вступления в силу Федерального закона (не ранее 27 декабря 2005 года). Банк, относительно которого вынесено отрицательное заключение о его соответствии требованиям к участию в системе страхования вкладов, имеет право вновь ходатайствовать о выдаче лицензии на право привлечения во вклады денежных средств физических лиц или о снятии запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц не ранее двух лет со дня прекращения права на работу с вкладами. Кроме того, банки, не имевшие на дату вступления Федерального закона в силу лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, вправе обратиться за получением данной лицензии и после вынесения Банком России решения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов. Одновременно с получением лицензии банк становится участником системы страхования вкладов.


_____________________________

* С учетом банков, отозвавших свои ходатайства в период их рассмотрения, банков, у которых в период рассмотрения ходатайств были отозваны лицензии на осуществление банковских операций, и банков, которые до вынесения решений по их ходатайствам прекратили свою деятельность в результате реорганизации.

** С учетом 20 банков, впервые получивших лицензии на право привлечения денежных средств физических лиц, а также без учета банков, принятых в систему страхования вкладов и впоследствии прекративших свою деятельность в результате реорганизации.


С принятием в декабре 2003 года ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ" в Российской Федерации были созданы правовые, финансовые и организационные основы для формирования и функционирования системы страхования вкладов, обеспечивающей защиту интересов вкладчиков.

Основные обязанности по организации работы указанной системы были возложены на Центральный Банк России.

За прошедший период Банк России создал необходимую нормативно-правовую базу, которая установила методику оценки финансовой устойчивости банков, обеспечила прозрачность оценки Банком России соответствия банков установленным Федеральным законом требованиям к участию в системе страхования вкладов, открытость процесса рассмотрения ходатайств и заявлений банков об обжаловании, коллегиальность принятия решений о соответствии банков критериям допуска в систему страхования вкладов.

На основе принятых нормативно-правовых актов Банк России осуществлял работу по формированию системы страхования вкладов. В марте 2005 года лицензии на участие в системе страхования вкладов получили 824 банка РФ. По состоянию на 1 апреля 2005 года в них было сосредоточено около 98 % всех вкладов физических лиц, размещенных в кредитных организациях РФ, и около 92 % всех активов банковской системы страны.

В последующий период Банк России рассмотрел 265 повторных ходатайств тех банков, которым было отказано в выдаче лицензии, и вынес положительные заключения в отношении еще 92 банков. В этот же период получили лицензии на право привлечения средств населения во вклады еще 11 банков. Таким образом, по состоянию на 22 сентября 2005 года участниками системы страхования вкладов стали еще 103 банка.

По данным на 1 января 2006 года на учете в системе страхования вкладов состоит 931 банк. По данным отчетности на 1 декабря 2005 года, в них сосредоточены вклады населения в объеме 2555 млрд. рублей (99,3% всех вкладов физических лиц, размещенных в кредитных организациях РФ) и активы в сумме 8898 млрд. рублей (94,6% всех активов банковской системы страны).

К 30 декабря 2005 года Департамент внешних и общественных связей Банка России завершил все предусмотренные Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" процедуры по допуску банков, имевших лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение счетов физических лиц, в систему страхования вкладов.


Информация ЦБР от 17 января 2006 г. "О текущем состоянии с допуском банков в систему страхования вкладов в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"


Текст информации опубликован в "Вестнике Банка России" от 26 января 2006 г. N 4


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.