Информация Департамента внешних и общественных связей ЦБР от 12 апреля 2006 г. О мерах по совершенствованию регулирования размещения и обращения акций (долей) в целях содействия повышению капитализации кредитных организаций

Информация Департамента внешних и общественных связей ЦБР
от 12 апреля 2006 г.


Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщает, что Банк России, отмечая растущий на российских и международных рынках капиталов интерес к инвестициям в уставные капиталы российских кредитных организаций, разработал предложения, направленные на совершенствование регулирования размещения и обращения акций (долей) кредитных организаций и оказание содействия повышению капитализации российского банковского сектора. Содействие повышению капитализации российских кредитных организаций видится в реализации следующих подходов:

а) ускорение работы по практической реализации законодательных инициатив, упрощающих процедуры размещения акций (долей) кредитных организаций в первую очередь нерезидентам, а также разработка дополнительных законодательных инициатив, направленных на повышение влияния рыночных механизмов для оценки капитализации российских банков и предоставление права нерезидентам выступать в качестве номинальных держателей ценных бумаг российских кредитных организаций;

б) сужение в нормативных актах Банка России случаев применения специфических норм, регулирующих размещение и обращение акций (долей) кредитных организаций, с целью последовательного применения принципа существенности при контроле качества банковских капиталов, финансового положения инвесторов и транспарентности структуры собственности;

в) совершенствование в нормативных актах Банка России особенностей размещения и обращения акций (долей) кредитных организаций с целью сокращения издержек, связанных с исполнением обязанностей, возложенных регулятором.

Разработанные Банком России меры направлены на облегчение регулятивных условий размещения и обращения акций (долей) кредитных организаций с учетом, во-первых, соблюдения международно признанных надзорных требований и, во-вторых, сохранения контроля Банком России за качеством формирования банковских капиталов, финансовым положением инвесторов и транспарентностью структуры собственности кредитных организаций.

Банк России приглашает банковское сообщество, заинтересованные организации, территориальные учреждения Банка России обсудить меры по совершенствованию регулирования размещения и обращения акций (долей) кредитных организаций (перечень предложений прилагается).

ГАРАНТ:

О замечаниях по перечню мер по совершенствованию регулирования размещения и обращения акций (долей) кредитных организаций см. письмо Ассоциации российских банков от 15 мая 2006 г. N А-02/5-259


Ваши отзывы и предложения по расширению или сужению перечня мер просим отправлять до 15 мая 2006 года по e-mail: mav2@cbr.ru; niv@cbr.ru.

Главная цель обсуждения - определить необходимые для кредитных организаций, потенциальных инвесторов и организаторов торгов меры по совершенствованию регулирования размещения и обращения акций (долей) кредитных организаций в интересах повышения капитализации российских кредитных организаций, создания условий для публичного обращения акций, а также осуществления кредитными организациями IPO.


Перечень
мер по совершенствованию регулирования размещения и обращения акций (долей) в целях содействия повышению капитализации кредитных организаций


1. Изменения в законодательство.

1.1. Введение равных для резидентов и нерезидентов условий уведомления (свыше 1% уставного капитала) и получения предварительного согласия Банка России (свыше 10% уставного капитала) на приобретение акций (долей) кредитных организаций.

Справочно:

Принятие данного законопроекта предусмотрено Стратегией развития банковского сектора, разработка законопроекта осуществляется Минфином России.

1.2. Предоставление нерезидентам-депозитариям в программах выпуска депозитарных расписок права выступать в качестве номинального держателя ценных бумаг российских кредитных организаций (например, в случае, если он правомочен осуществлять подобную деятельность в соответствии с законодательством страны своего местонахождения, либо предусмотреть право ФСФР России выдавать нерезидентам лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг), а также обязать номинальных держателей акций кредитных организаций периодически (не реже раза в квартал) представлять информацию о собственниках акций непосредственно эмитенту - кредитной организации для информирования последней Банка России об изменениях в структуре собственности с целью обеспечения ее прозрачности.

Справочно:

Допуск ценных бумаг (акций) российских эмитентов на международные финансовые рынки зачастую ограничен национальными законодательствами. Для организации обращения ценных бумаг в этом случае приходится прибегать к выпуску производных финансовых инструментов (депозитарных расписок), не являющихся акциями, но предоставляющих своему владельцу все права, присущие акции (в том числе права голосовать на общих собраниях акционеров и получать дивиденды от деятельности эмитента акций).

Для регистрации торгуемого инструмента на бирже (листинга) к эмитенту производного финансового инструмента (депозитарной расписки) предъявляются особые требования, что, как правило, приводит к тому, что эмитент регистрируется вне территории Российской Федерации (является нерезидентом). В рамках реализации программ выпуска производных финансовых инструментов эмитент фактически выполняет роль номинального держателя в отношении акций российского эмитента.

Однако в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" номинальное держание является профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, которую можно осуществлять только на основании специальной лицензии, выдаваемой ФСФР России, которую нерезидент не может получить. Для устранения этого противоречия эмитенту производного финансового инструмента приходится выступать в качестве собственника акций российского эмитента в реестре ценных бумаг, что не соответствует экономическому содержанию его прав.

Реализация такого подхода в отношении кредитных организаций приводит к тому, что Банк России фактически не может содержательно контролировать формирование уставного капитала (требования предъявляются к "номинальному" собственнику, который может не обладать устойчивым финансовым положением, так как обычно эмитент производного инструмента является компанией специального назначения и не осуществляет какой-либо иной прибыльной деятельности, у него отсутствуют собственные средства, так как фактически акции оплачивает владелец производного инструмента и т.д.), а также может привести к нарушению требований Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" в части прозрачности структуры собственности, так как реальные собственники прав, вытекающих из акций, не совпадают с лицом, указанным в качестве собственника в реестре акционеров кредитной организации.

1.3. Повышение влияния рыночных механизмов для оценки капитализации банков, для чего необходимо поддержать предложение банковского сообщества о том, что крупные кредитные организации (например, с размером собственных средств (капитала) свыше 2,5 млрд. рублей) должны быть только открытыми акционерными обществами, одновременно предусмотрев обязательность обращения не менее 10 процентов голосующих акций на российских фондовых биржах.

Справочно:

По состоянию на 1.02.2006 в России действуют 67 банков с размером собственных средств (капитала) свыше 2,5 млрд. рублей, из них 44 банка - открытые акционерные общества, 17 - закрытые акционерные общества, 6 - общества с ограниченной ответственностью (в числе закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью 9 банков являются дочерними организациями зарубежных банков).

Принятие данных мер позволит содействовать капитализации российских банков через формирование рыночных механизмов оценки их стоимости, повышение прозрачности собственности, внутрикорпоративных процедур и практики управления для неограниченного круга кредиторов, инвесторов и вкладчиков.

2. Изменения в нормативные акты Банка России.

2.1. Отмена обязанности использования кредитными организациями - эмитентами накопительного счета в процессе эмиссии ими акций. В случае если эмитент желает предоставить потенциальным владельцам акций дополнительные права, минимизируя их риски при размещении акций, он сможет это сделать по своему усмотрению, сохраняя возможность открытия накопительного счета. Одновременно предполагается не изменять действующий в настоящее время порядок включения в расчет собственных средств (капитала) кредитных организаций средств, поступивших в оплату акций, после проверки правомерности оплаты размещенных акций и регистрации отчета об итогах их выпуска.

Справочно:

Понятие накопительного счета введено Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", принятым в марте 1996 года. В статье 27 указанного Закона определено, что режим накопительного счета устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Аккумулирование средств, полученных кредитной организацией - эмитентом в процессе эмиссии акций на открываемом для этих целей накопительном счете, было направлено на защиту интересов инвесторов, приобретающих акции. Таким образом, режим накопительного счета является обязательным только для кредитных организаций, действующих в форме акционерных обществ. Использование режима накопительного счета для кредитных организаций - эмитентов акций оборачивается определенными экономическими потерями в условиях, когда процесс размещения акций занимает длительные сроки с момента регистрации выпуска ценных бумаг. Длительный срок размещения акций является для кредитных организаций экономически невыгодным, поэтому реально оплата акций производится в сжатые сроки. Кроме того, реализация данного предложения позволит уравнять в правах кредитные организации, созданные в форме акционерных обществ, с кредитными организациями, действующими в форме обществ с ограниченной ответственностью, поскольку при увеличении последними уставного капитала за счет дополнительных вкладов их участников и вкладов третьих лиц поступающие денежные средства используются без блокирования их на отдельном счете кредитной организации. Тем самым создаются дополнительные косвенные стимулы к преобразованиям обществ с ограниченной ответственностью в акционерные общества. Необходимо также иметь в виду, что накопительный счет не может предотвратить использование "ненадлежащих активов" в процессе формирования уставного капитала.

2.2. Сокращение круга приобретателей, финансовое положение которых оценивается при оплате уставного капитала (за исключением вновь создаваемых кредитных организаций), до приобретателей акций (долей) кредитной организации на сумму свыше 10000000 рублей, или 1% уставного капитала кредитной организации.

Справочно:

В настоящее время оценивается финансовое положение всех лиц, участвующих в приобретении акций (долей) вновь создаваемой кредитной организации независимо от размера приобретаемых акций (долей).

Оценка финансового положения приобретателей акций (долей) действующих кредитных организаций осуществляется по приобретателям, которые единолично или в составе группы лиц ходатайствуют о получении предварительного согласия Банка России на приобретение более 20% акций (долей) (в том числе приобретение на вторичном рынке), аффилированным лицам кредитной организации, а также приобретателям более 0,5% акций (долей) при увеличении уставного капитала кредитной организации и при реализации кредитной организацией долей, приобретенных у участников, при приобретении менее 0,5% акций (долей) по приобретателям акций (долей), сумма которых по цене реализации (размещения) составляет свыше 600 тыс. рублей. Не оценивается финансовое положение приобретателей акций (долей) на сумму менее 600 тыс. рублей, если удельный вес пакета составляет менее 0,5% уставного капитала кредитной организации.

2.3. Предоставление права по усмотрению заявителей проводить оценку соответствия приобретателя акций (долей) кредитной организации требованиям Банка России к финансовому положению дополнительно к лицам, имеющим возможность косвенно (через третьих лиц) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления приобретателя ("реальные владельцы" или "конечные собственники", признанные Банком России при оценке открытости структуры собственности).

Справочно:

В настоящее время по желанию приобретателя требования по удовлетворительности финансового положения могут быть предъявлены к материнской компании (основному обществу, физическим лицам), прямо оказывающей существенное влияние на решения, принимаемые органами управления приобретателя.

2.4. Изменение порядка выдачи предварительного согласия Банка России на приобретение свыше 20% акций (долей) кредитных организаций путем введения пороговых значений, в диапазоне между которыми сделки по покупке-продаже миноритарных участий не подлежат дополнительному контролю.

Справочно:

В настоящее время статьей 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" установлено, что приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации требует получения предварительного согласия Банка России. При этом любое дополнительное приобретение акций (долей) этой же кредитной организации в соответствии с нормативными актами Банка России требует предварительного согласия.

В настоящее время осуществляется работа над проектом Инструкции Банка России "О порядке получения предварительного согласия Банка России на приобретение и(или) получение в доверительное управление более 20 процентов акций (долей) кредитной организации", которой будет установлено, что получение предварительного согласия Банка России будет требоваться, если размер приобретаемых обыкновенных акций кредитной организации (с учетом принадлежащих) превысит следующие пороговые значения: 20% голосов; 25% голосов плюс 1 голос; 37,5% голосов плюс 1 голос; 50% голосов плюс 1 голос; 75% голосов, а для кредитных организаций в форме общества с ограниченной ответственностью - если размер приобретаемых (с учетом принадлежащих) долей участия в уставном капитале обеспечит: более 20% голосов; 1/3 голосов плюс 1 голос; 50% голосов плюс 1 голос; 2/3 голосов или 100% голосов.

Если первый порог - более 20% акций (долей) основан на требовании статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", то все остальные пороговые значения основаны на дополнительных правах, получаемых владельцами акций (долей) кредитной организации. Проектом предусматривается, что приобретение акций (долей) кредитной организации будет требовать получения предварительного согласия Банка России только в том случае, если у приобретателя акций (долей) кредитной организации количество голосов превысит ранее согласованный с Банком России предел.

2.5. Отмена процедуры проверки правомерности оплаты уставного капитала в случае, если между выдачей предварительного согласия Банка России и фактической оплатой акций (долей) кредитной организации прошло менее трех месяцев (за исключением вновь создаваемых кредитных организаций).

Справочно:

В настоящее время оценка достаточности собственных средств приобретателя предусмотрена два раза на различные отчетные даты: во-первых, при получении приобретателем согласия Банка России на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации, в рамках которого осуществляется комплексная оценка финансового положения, включая оценку достаточности собственных средств (чистых активов) приобретателя, - за 3 последних завершенных финансовых года и по состоянию на отчетную дату, предшествующую дате представления документов в территориальное учреждение Банка России, во-вторых, при регистрации отчета об итогах выпуска акций (для акционерных обществ) и принятии решения о внесении в учредительные документы кредитной организации изменений, связанных с увеличением ее уставного капитала (для обществ с ограниченной ответственностью), - по состоянию на дату оплаты акций (долей) (независимо от длительности срока, прошедшего с момента получения указанного разрешения на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации).

При этом в настоящее время для оценки финансового положения представляются следующие документы.

Для получения предварительного согласия Банка России на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации приобретатель для оценки финансового положения представляет годовую бухгалтерскую отчетность за три завершенных финансовых года с приложением аудиторских заключений о достоверности указанной бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках по состоянию на последнюю квартальную отчетную дату (в необходимых случаях также на промежуточную дату), расшифровки дебиторской задолженности, справку о банковских счетах приобретателя, справку об отсутствии картотеки неоплаченных расчетных документов, справку об отсутствии задолженности перед бюджетами всех уровней, сведения, необходимые для расчета величины собственных средств (чистых активов), расчет величины собственных средств (стоимости чистых активов).

Для регистрации отчета об итогах выпуска акций (для акционерных обществ) и принятия решения о внесении изменений в учредительные документы кредитной организации, связанных с увеличением ее уставного капитала (для обществ с ограниченной ответственностью), в целях оценки достаточности собственных средств (чистых активов) приобретателя представляются бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату и по состоянию на дату оплаты акций (долей), сведения, необходимые для корректировки собственных средств (чистых активов) приобретателя, а также расчет величины собственных средств (стоимости чистых активов).

Для проверки достаточности собственных средств (имущества) приобретателя - физического лица последним представляются Сведения для оценки финансового положения приобретателя акций (долей) кредитной организации по установленной форме и документы, подтверждающие источники происхождения собственных средств (имущества).

2.6. Установление порядка выдачи предварительного согласия Банка России на приобретение свыше 20% уставного капитала кредитной организации в случае, если цена не фиксируется в абсолютной величине, а определяется по итогам публичного предложения.

Справочно:

Статьей 28 Федерального закона "Об акционерных обществах" определено, что решением об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций должна быть определена цена размещения этих акций. Согласно статье 77 Федерального закона "Об акционерных обществах" цена размещения ценных бумаг определяется решением совета директоров общества исходя из их рыночной стоимости. Цена (цены) размещения ценных бумаг, размещаемых путем подписки, устанавливается в цифровом выражении. Порядок определения цены (цен) размещения ценных бумаг, размещаемых путем подписки, может устанавливаться в виде формулы с переменными (курс определенной иностранной валюты, котировка определенной ценной бумаги у организатора торговли на рынке ценных бумаг и другие). Порядок определения цены размещения ценных бумаг в виде формулы должен позволять определять цену размещения на любую дату в течение всего срока размещения ценных бумаг.

Порядок определения цены (цен) размещения ценных бумаг, размещаемых путем подписки, может предусматривать определение цены (цен) размещения ценных бумаг в ходе торгов, на которых осуществляется размещение ценных бумаг. Условия проведения торгов, в ходе которых определяется цена (цены) размещения ценных бумаг, должны предусматривать подачу участниками торгов заявок, содержащих количество приобретаемых ценных бумаг и цену их приобретения (конкурентные заявки). Приоритетному удовлетворению должны подлежать конкурентные заявки, содержащие наибольшую цену приобретения.

В настоящее время ФСФР России зарегистрированы изменения в Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, которые предполагают при открытой подписке возможность предусматривать адресованное неопределенному кругу лиц приглашение делать предложения (оферту) о приобретении размещаемых ценных бумаг. Соответствующие поправки подготовлены в Инструкцию Банка России N 102-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации".

В этом случае каждое предложение (оферта) должно содержать, в частности, цену размещения и количество размещаемых ценных бумаг, которое лицо, делающее оферту, обязуется приобрести по указанной цене, и/или согласие такого лица приобрести соответствующие ценные бумаги в определенном в оферте количестве или на определенную офертой сумму по цене размещения, определенной (определяемой) эмитентом в соответствии с решением о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг.

При этом следует отметить, что нет оснований для опасения, что при публичном размещении и обращении акций российских кредитных организаций все размещаемые акции могут быть размещены на зарубежных фондовых рынках, поскольку ФСФР России установлены ограничения на размещение и обращение за пределами Российской Федерации эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов. В частности, для акций установлено, что количество акций российского эмитента, размещение и/или обращение которых предполагается за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения иностранных ценных бумаг, не может превышать 35% от общего количества всех размещенных акций той же категории российского эмитента.

2.7. Предоставление возможности нерезидентам объединить две процедуры: во-первых, получение предварительного согласия Банка России на приобретение свыше 20% акций (долей) кредитной организации, во-вторых, получение предварительного разрешения Банка России на создание кредитной организации с иностранными инвестициями, увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов, отчуждение акций (долей) нерезиденту.

Справочно:

В настоящее время в случае приобретения нерезидентом у резидента более 20% акций (долей) кредитной организации существуют отдельные процедуры получения разрешений Банка России: на создание кредитной организации с иностранными инвестициями (увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов, отчуждение акций (долей) кредитной организации резидентами в пользу нерезидентов) и получение предварительного согласия Банка России на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации (в соответствии с требованиями статьи 18 и статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). Указанные процедуры носят самостоятельный характер и не увязаны друг с другом. В частности, предоставляется два практически идентичных комплекта документов в центральный аппарат Банка России (для получения разрешения на отчуждение акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидента) и в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации (для получения согласия на приобретение нерезидентом свыше 20% акций (долей) кредитной организации), в том числе учредительные документы нерезидента, копии документов, подтверждающих регистрацию юридического лица - нерезидента, балансы за три предыдущих года деятельности. В том и другом случаях при выдаче разрешений учитываются финансовое положение и деловая репутация нерезидентов на основе одинаковых критериев.

2.8. Внесение изменений в отчетность по форме 7504 "Список учредителей (участников) кредитной организации":

- определение обязанности составления отчетности по полному кругу участников только с периодичностью 1 раз в год (в виде, используемом при подготовке к проведению ежегодного собрания акционеров (участников) или внеочередных общих собраний);

- включение в отчетность, направляемую в Банк России на внутригодовые даты, в обязательном порядке только сведений об участниках, владеющих свыше 1% голосующих акций (долей) кредитной организации;

- при наличии номинальных держателей - определение порядка включения в отчетность сведений о бенефициарах - владельцах свыше 1% акций (долей) кредитной организации.

Справочно:

В настоящее время главой 18 Инструкции Банка России от 14.01.2004 N 109-И предусмотрен следующий порядок представления списков акционеров (участников) кредитных организаций:

- при государственной регистрации изменений, вносимых в устав кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью (при проверке правомерности оплаты дополнительных акций кредитной организации в форме акционерного общества), представляется отчетность по полному кругу акционеров (участников) кредитной организации;

- при наличии изменений в составе участников кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью и/или размерах их долей - по полному кругу участников;

- при наличии в календарном квартале изменений в составе акционеров кредитной организации в форме акционерного общества - по акционерам, доля которых в уставном капитале превышает 1%;

- раз в год после проведения годового общего собрания акционеров кредитные организации в форме акционерного общества представляют отчетность по полному кругу акционеров.

2.9. Увеличение до 50% доли уставного капитала при оплате акций (долей) кредитной организации зданиями (помещениями).

Справочно:

До декабря 1998 года существовало ограничение предельного размера вкладов в уставный капитал кредитной организации в виде имущества в неденежной форме - 20% от величины уставного капитала при создании кредитной организации, 10% от размера увеличения при увеличении уставного капитала. Последующая реализация имущества не влияла на расчет доли неденежной части.

Указанием Банка России от 31.12.1998 N 474-У акционерам (участникам) кредитной организации было разрешено оплачивать увеличение уставного капитала кредитной организации в полном объеме материальными активами в виде банковского здания (помещения).

Инструкцией Банка России от 14.01.2004 N 109-И установлено, что при создании кредитной организации и увеличении уставного капитала вклады в виде здания (помещения) не могут превышать 20% уставного капитала кредитной организации (с учетом увеличения). В то же время внесенное в уставный капитал здание (помещение) в случае его последующей реализации не учитывается при расчете данного ограничения.


Излагаются разработанные Банком России предложения, направленные на совершенствование регулирования размещения и обращения акций (долей) кредитных организаций и оказание содействия повышению капитализации российского банковского сектора.

Заинтересованным организациям и территориальным учреждениям Банка России предлагается обсудить меры по совершенствованию регулирования размещения и обращения акций (долей) кредитных организаций с представлением соответствующих отзывов до 15 мая 2006 г. по электронному адресу.

Главной целью обсуждения является определение необходимых для кредитных организаций, потенциальных инвесторов и организаторов торгов мер по совершенствованию регулирования размещения и обращения акций (долей) кредитных организаций в интересах повышения капитализации российских кредитных организаций, создания условий для публичного обращения акций, а также осуществления кредитными организациями IPO.


Информация Департамента внешних и общественных связей ЦБР от 12 апреля 2006 г.


Текст информации опубликован в "Вестнике Банка России" от 12 апреля 2006 г. N 22


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.