Письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 7 апреля 2006 г. N 04-1-26/769 Об идентификации индивидуальных предпринимателей и представлении кредитными организациями сведений об их операциях в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу
от 7 апреля 2006 г. N 04-1-26/769


Федеральная служба по финансовому мониторингу рассмотрела обращение Ассоциации российских банков от 27.03.2006 N А-01/1Е-179, касающееся отдельных вопросов применения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и сообщает следующее.

Действующим законодательством Федеральной службе по финансовому мониторингу не предоставлено право толкования норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).

Вместе с тем, ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ установлен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, к которым, в том числе, относятся и кредитные организации.

Порядок предоставления кредитными организациями в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю, установлен Положением Центрального банка Российской Федерации от 20.12.2002 N 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение Банка России N 207-П).

В Положении Банка России N 207-П среди участников сделок и операций с денежными средствами или иным имуществом указываются юридические лица, физические лица, физические лица - индивидуальные предприниматели.

По нашему мнению, это не свидетельствует о выделении индивидуальных предпринимателей в самостоятельную группу, а конкретизирует общее понятие физического лица, что также определяется положениями ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации, в которых понятия гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации используются и применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено законодательством.

Статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации определяет в частности следующие понятия:

организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации;

физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации -физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Принимая во внимание, что индивидуальные предприниматели имеют основной государственный регистрационный номер для индивидуальных предпринимателей (ОГРНИП), Положение Банка России N 207-П расширяет перечень сведений необходимых для идентификации физических лиц -индивидуальных предпринимателей.

В этой связи, при представлении сведений об участниках операции с денежными средствами или иным имуществом (индивидуальных предпринимателях) кредитные организации должны указывать основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, присвоенный органами ФНС России в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ.

Кроме того, п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к деятельности индивидуальных предпринимателей применимы все нормы, регулирующие коммерческую деятельность юридических лиц. Из смысла ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации усматривается, что физическое лицо - индивидуальный предприниматель вступает в отношения с третьими лицами только в целях осуществления предпринимательской деятельности, а если он же выступает в такие отношения не в целях осуществления предпринимательской деятельности, то он является субъектом правоотношений установленных Федеральным законом N 115-ФЗ как просто физическое лицо.

Исходя из изложенного, по нашему мнению, кредитным организациям следует осуществлять процедуры идентификации организаций, физических лиц, физических лиц - индивидуальных предпринимателей, находящихся на обслуживании в кредитной организации, и представлять сведения в Росфинмониторинг по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.


Руководитель

В.А. Зубков


Разъяснен вопрос о предоставлении в соответствии с Положением ЦБР от 20.12.2002 г. N 207-П кредитными организациями в Росфинмониторинг сведений об участниках операций с денежными средствами или иным подлежащем контролю имуществом, являющихся индивидуальными предпринимателями.

При представлении указанных сведений кредитные организации должны указывать основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, присвоенный органами ФНС России в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ.

Кроме того, при предоставлении сведений необходимо учитывать, что физическое лицо - индивидуальный предприниматель вступает в отношения с третьими лицами только в целях осуществления предпринимательской деятельности, а если же он вступает в такие отношения не в целях осуществления указанной деятельности, он выступает как просто физическое лицо.


Письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 7 апреля 2006 г. N 04-1-26/769


Текст письма опубликован в газете "Бизнес и банки", июль 2006 г., N 27


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.