См. ответ, приведенный в письмах Департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБР от 4 июля 2006 г. N 12-1-5/1441, от 2 ноября 2006 г. N 12-1-5/2286
В процессе реализации требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" у кредитных организаций - членов Ассоциации российских банков возникают отдельные вопросы, связанные с его применением.
Во избежание ошибок и в целях установления единых подходов к выявлению и представлению в Росфинмониторинг сведений об операциях с денежными средствами в наличной форме, подлежащих обязательному контролю, просим высказать мнение Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России по следующим вопросам.
1. По выявлению и представлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, с кодами 1003 и 1004:
- в случае продажи (покупки) физическим лицом наличных евро в сумме, равной или превышающей в эквиваленте 600 000 рублей, за наличные доллары США достаточным ли будет направление в Росфинмониторинг одного сообщения - об операции, подлежащей обязательному контролю, с кодом 1004 или следует оформить два сообщения: о покупке физическим лицом наличной иностранной валюты (операция с кодом 1003) и о продаже физическим лицом наличной иностранной валюты (операция с кодом 1004)? При этом хотели бы отметить, что по счетам бухгалтерского учета в данном случае будет отражена одна операция. Кроме того, во многих банках процесс выявления данного вида операций, подлежащих обязательному контролю, автоматизирован и связан с ведением реестра операций с наличной валютой и чеками, предусмотренного Инструкцией Банка России от 28.04.2004 N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц". В упомянутом реестре операция продажи наличной иностранной валюты одного государства (группы государств) за наличную иностранную валюту другого иностранного государства (группы государств) (конверсия) фиксируется как одна операция с кодом "03" согласно классификатору видов операций с наличной валютой и чеками;
- следует ли рассматривать в качестве операций, подлежащих обязательному контролю, операции покупки (продажи) дорожных чеков, номинированных в иностранной валюте, (при условии, что сумма операции равна или превышает 600 000 рублей (в эквиваленте)?
Просим также подтвердить позицию о необходимости представлять сведения об операции продажи наличной иностранной валюты (покупки наличной иностранной валюты) за безналичную валюту Российской Федерации.
2. По выявлению и представлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, с кодами 1005 и 1008:
Правомерна ли точка зрения о том, что не подлежат обязательному контролю операции с денежными средствами в наличной форме в следующих случаях:
- операции на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей (в эквиваленте), представляющие собой перевод физическим лицом денежных средств без открытия банковского счета с указанием в назначении платежа документа на перечисление денежных средств, что перевод осуществляется в оплату ценных бумаг или взноса в уставный (складочный) капитал организации, поскольку расчеты в данном случае согласно Положению Банка России от 01.04.2003 N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" осуществляются в безналичном порядке;
- операции на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей (в эквиваленте), представляющие собой внесение представителем юридического лица наличных денежных средств на счет юридического лица с указанием в объявлении на взнос наличными, что денежные средства получены от продажи ценных бумаг физическому лицу или представляют собой взнос физического лица в уставный (складочный) капитал организации, поскольку внесение наличных денежных средств совершается юридическим лицом, а физическое лицо, которое, возможно, приобрело ценные бумаги у юридического лица за наличный расчет (внесло наличные денежные средства в кассу организации с целью взноса в уставный (складочный) капитал юридического лица), не находится на обслуживании в кредитной организации, и, следовательно, достоверные идентификационные данные физического лица, равно как и точные сведения об операции, не могут быть получены кредитной организацией.
Президент Ассоциации |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 19 мая 2006 г. N А-02/1Е-263 "О выявлении операций, подлежащих обязательному контролю"
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)