Письмо Ассоциации российских банков от 7 ноября 2006 г. N А-02/5-549 О совершенствовании норм Положения ЦБР от 19 августа 2004 г. N 262-П

Письмо Ассоциации российских банков от 7 ноября 2006 г. N А-02/5-549

ГАРАНТ:

См. ответ, приведенный в письме Департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБР от 20 февраля 2007 г. N 12-1-5/391


Банковское сообщество в лице Ассоциации российских банков просит Вас рассмотреть вопрос о совершенствовании норм Положения Банка России от 19.08.04 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 262-П).

Указанием Банка России от 14.09.06 N 1721-У "О внесении изменений в Положение N 262-П" из текста Положения N 262-П был исключен абзац первый пункта 3.3, согласно которому при осуществлении операции с денежными средствами в наличной форме с использованием программно-технического оборудования, электронных кассиров, банкоматов и других программно-технических комплексов (за исключением операций с использованием платежных (банковских) карт) идентификация клиента, установление и идентификация выгодоприобретателя осуществляются кредитной организацией, если сумма проводимой операции равна или превышает 600000 рублей или эквивалентную сумму в иностранной валюте либо платеж осуществляется на счет, открытый в банке-нерезиденте.

Учитывая, что в настоящее время на нормативном уровне не закреплена какая-либо специальная процедура идентификации лиц, являющихся участниками банковских операций, осуществляемых с помощью различных автоматизированных комплексов, нормы пункта 3.3 Положения N 262-П все же позволяли проводить такие операции без осуществления специальной процедуры идентификации, ограничивая возможность их осуществления определенной суммой.

На настоящий момент, в результате нововведений в Положение 262-П, возможность проводить операции с использованием автоматизированных комплексов практически отсутствует.

Очевидная невозможность проведения обычной процедуры идентификации и отсутствие специальных процедур делает невозможным осуществление указанных операций без нарушения требований об идентификации лиц, предусмотренных законодательством о ПОД/ФТ.

Необходимость исключения из сферы обязательного контроля операций с использованием автоматизированных комплексов, либо закрепления возможности осуществлять указанные операции в пределах незначительных сумм без проведения процедуры идентификации, либо необходимость закрепления специальной процедуры идентификации лиц, участвующих в операциях с применением автоматизированных комплексов, обусловлена следующим.

1. Банковские операции населения, действительно требующие по технологии обслуживания физического присутствия клиентов и длительных процедур оформления, составляют в общем количестве операций не более 10 процентов (открытие счетов, выдача карт, оформление кредитов, крупные платежи). В то же время мелкие повседневные операции могут выполняться в упрощенном или автоматизированном режиме.

2. Необходимость идентификации клиентов при совершении операций по пополнению счетов, погашению кредитов, денежных переводов по поручению физических лиц без открытия им банковского счета на небольшие суммы, количество которых превышает миллиард в год делает сам контроль сугубо формальным и не дает возможностей банкам сосредоточится на содержательном анализе крупных операций, несущих в себе угрозу легализации доходов, полученных преступным путем.

Все это ограничивает возможности развития инфраструктуры на базе автоматизированных устройств и устройств самообслуживания, полноценная идентификация в которых объективно невозможна, что в свою очередь делает невозможным приближение банковских услуг к населению за счет развития банковских сетей самообслуживания. Автоматизированные устройства могут быть широко распространены вне банковских офисов и обеспечивать круглосуточный сервис для физических лиц, включая выходные и праздничные дни. Себестоимость рутинных операций в автоматизированных офисах как минимум в 10 раз меньше, чем операций при использовании традиционных технологий, что предопределяет возможность динамичного роста точек банковского присутствия, в том числе и в региональном аспекте.

3. Следует учитывать также, что многими банками сделаны существенные инвестиции в развитие сетей автоматизированных устройств.

4. Отсутствие необходимости идентификации клиентов при совершении операций по пополнению счетов, погашению кредитов, денежных переводов по поручению физических лиц без открытия им банковского счета на небольшие суммы соответствует общемировой практике и требованиям FATF в отношении переводов на небольшие суммы (см. 5 Рекомендацию ФАТФ).

5. Нормы Положения N 262-П предусматривают специальную процедуру идентификации лиц, участвующих в операции, осуществляемой с использованием банковских карт. В связи с тем, что пароль, используемый для идентификации лица, представляет собой совокупность цифр, по-нашему мнению, в случае проведения операций с использованием автоматизированных устройств, в качестве средства идентификации возможно рассматривать уникальный номер счета, который, так же, как и пароль, состоит из совокупности цифр и в обязательном порядке указывается тем или иным образом лицом, совершающим операцию.

Таким образом, представляется возможным закрепить аналогичную процедуру идентификации лиц и для операций, осуществляемых с использованием автоматизированных комплексов.

Учитывая вышеизложенное, Ассоциацией российских банков подготовлен проект нормативного акта, предусматривающего специальную процедуру идентификации лиц, участвующих в операциях с использованием автоматизированных комплексов (прилагается).

Приложение на 1 л.


Президент Ассоциации

Г.А. Тосунян


Проект


Указание ЦБР от ________ 2006 г. N     
"О внесении изменений в Положение Банка России от 19 августа 2004 года N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"


1. В целях совершенствования процедуры идентификации клиентов и выгодоприобретателей, участвующих в операциях с использованием автоматизированных комплексов внести в Положение Банка России от 19 августа 2004 года N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 6 сентября 2004 года, N 6005 ("Вестник Банка России" от 10 сентября 2004 года N 54), следующие изменения:

1.1. Дополнить пункт 3.3 абзацем третьим следующего содержания:

"При осуществлении операции с денежными средствами в наличной форме с использованием программно-технического оборудования, электронных кассиров, банкоматов и других программно-технических комплексов (за исключением операций с использованием платежных (банковских) карт) идентификация клиента, установление и идентификация выгодоприобретателя осуществляется на основе кодов (паролей), номеров счетов или других конфеденциальных данных, выдаваемых кредитной организацией или организацией, осуществляющей идентификацию и имеющей договор с кредитной организацией о предоставлении информации."

2. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".


Председатель Банка России

С.М. Игнатьев



Письмо Ассоциации российских банков от 7 ноября 2006 г. N А-02/5-549


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.