Письмо Ассоциации российских банков от 14 декабря 2006 г. N А-02/1Е-648 О проблемах, возникающих в связи с исполнением требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ

Письмо Ассоциации российских банков от 14 декабря 2006 г. N А-02/1Е-648

ГАРАНТ:

См. ответ, приведенный в письме ЦБР от 27 марта 2007 г. N 12-1-5/638


Обращаемся к Вам по просьбе кредитных организаций, в деятельности которых возникают проблемы с исполнением требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).

Сложности исполнения Закона N 115-ФЗ обусловлены, прежде всего, нестабильностью его положений, связанной с внесением в течение непродолжительного периода времени различных изменений, а также неоднозначностью толкования его отдельных норм.

Необходимо также отметить, что до настоящего времени в судебной практике не сформировался единый подход к рассмотрению дел, возникающих из споров по вопросам применения норм Закона N 115-ФЗ.

В свою очередь, вследствие отсутствия до недавнего времени единой программы обучения сотрудников уровень подготовки квалифицированных специалистов в сфере ПОД/ФТ все еще остается в среднем невысоким, что в ряде случаев приводит к техническим нарушениям законодательства о ПОД/ФТ.

Немаловажным представляется и то, что лишь в последнее время появилось специальное программное обеспечение, позволяющее кредитной организации эффективно контролировать исходящие сообщения.

Кроме того, необходимо отметить, что меры ответственности, предусмотренные действующим законодательством за нарушение правил ПОД/ФТ, не соответствуют характеру совершаемых правонарушений при неисполнении или ненадлежащем исполнении Закона N 115-ФЗ.

В этой связи, учитывая все вышесказанное, обращаемся к Вам с просьбой рассмотреть вопрос о возможности направления в территориальные учреждения Банка России рекомендации о неприменении к кредитным организациям мер ответственности за нарушения требований Закона N 115-ФЗ, совершенные до 1 января 2006 года, а также поддержать инициативу банковского сообщества в части внесения изменений в действующее законодательство, направленных на подробную регламентацию ответственности кредитной организации за неисполнение или ненадлежащее исполнение Закона N 115-ФЗ.

Приложение: 4 л.


Президент Ассоциации

Г.А. Тосунян


Письмо ЦБР от                               2006 г. N        -Т
"О неприменении к кредитным организациям мер ответственности"


В целях совершенствования применения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма территориальным учреждениям Банка России рекомендуется применять только предупредительные меры воздействия к кредитным организациям в случае выявления нарушений ими требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", если такие нарушения совершены до 1 января 2006 года.



С.М. Игнатьев


Федеральный закон
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"


Принят Государственной Думой

Одобрен Советом Федерации


Статья 1

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13, 40, 45; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50, ст. 5247; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 2, ст. 175; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380) следующие изменения:

1. Статью 15.27 изложить в следующей редакции:

"1. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Действия, указанные в части первой настоящей статьи, не повлекшие легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, -

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

3. Несвоевременное направление организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений о самостоятельно выявленных операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

4. При самостоятельном выявлении и устранении нарушений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, и ее должностные лица несут ответственность в размере нижней границы установленной санкции.".


Статья 2

Абзац первый статьи 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ("Собрание законодательства РФ", 15.07.2002, N 28, ст. 2790, "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3233") изложить в следующей редакции:

"В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов (за исключением Федерального закона "О противодействии легализации(отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма"), издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.".


Статья 3

Внести в Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; "Собрание законодательства Российской Федерации", 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 18, 45; N 30, ст. 3117) следующие изменения:

1. Статью 19 изложить в следующей редакции:

"В случае нарушения федеральных законов (за исключением Федерального закона "О противодействии легализации(отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма"), нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непредставления информации в бюро кредитных историй в случае получения согласия субъекта кредитной истории, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры, установленные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".";

2. В пункте 6 статьи 20 слова ", а также неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" исключить.


Президент Российской Федерации

В. Путин


Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"


В настоящее время существует обоснованная необходимость подробной регламентации ответственности кредитных организаций за нарушение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ). В связи с этим представляется возможным внести соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Несмотря на то, что ответственность кредитных организаций регулируется статьей 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России), внесение дополнений, устанавливающих новые составы правонарушений о неисполнении требований законодательства о ПОД/ФТ, в статью 15.27 КоАП РФ, является необходимым для введения адекватных мер ответственности, соответствующих характеру нарушений законодательства.

При этом в случае возникновения коллизий между нормами статьи 15.27 КоАП РФ и статьи 74 Закона о Банке России, вывод о большей юридической силе норм КоАП РФ обоснован следующим.

Во-первых, из двух мер публично-правовой ответственности, предусмотренных законодательством за одно и то же правонарушение, должна применяться менее строгая мера. Данный принцип следует из статьи 1.7 КоАП РФ, согласно которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Наоборот, закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. В силу изложенного, применению подлежит ответственность, предусмотренная КоАП РФ, как менее строгая.

Во-вторых, установление в статье 74 Закона о Банке России штрафных санкций, которые подменяют меру ответственности, установленную КоАП РФ, противоречит административному закону. Данный вывод следует из положений пункта 1 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 2 от 27.01.2003 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которым нормы, содержащиеся в федеральных законах и устанавливающие ответственность в сфере публичных правоотношений, не отмененные Федеральным законом от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие КоАП РФ", подлежат применению после 2002 года в части, не противоречащей КоАП РФ. Это в полной мере относится и к Закону о Банке России, положения которого не должны противоречить статьям КоАП РФ, устанавливающим ответственность кредитных организаций за нарушение требований законодательства о ПОД/ФТ.

Вместе с тем, в целях избежания в дальнейшем коллизий в правоприменительной практике при вынесении компетентными органами решения о привлечении кредитной организации к ответственности является уместным внести изменения и в отдельные положения актов банковского законодательства, устанавливающие ответственность кредитных организаций за неисполнение требований Закона N 115-ФЗ.



Письмо Ассоциации российских банков от 14 декабря 2006 г. N А-02/1Е-648


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.