Письмо Ассоциации российских банков от 18 января 2006 г. N А-01/5-37 "О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"

Письмо Ассоциации российских банков от 18 января 2006 г. N А-01/5-37
"О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"


В Проекте Федерального закона "О внесении изменений в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), представленном Минэкономразвитием России на рассмотрение Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, предлагается устранить противоречие между нормой статьи 825 ГК РФ в действующей редакции и Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Для реализации этой задачи авторы законопроекта предлагают исключить из ст. 825 ГК РФ норму о лицензировании деятельности финансовых агентов.

Ассоциация российских банков полагает, что идея об устранении коллизий действующего законодательства заслуживает всяческой поддержки. Однако способ ее реализации, избранный авторами законопроекта, необходимо признать неудачным.

Норма о лицензировании деятельности финансовых агентов была изначально включена в статью 825 ГК РФ неслучайно. Коммерческая деятельность, основу которой составляет скупка чужих долгов, обладает повышенным риском криминализации, о чем убедительно свидетельствует накопленный опыт нелегальной деятельности так называемых "коллекторских агентств". Кроме того, в деятельности финансовых агентов возникают многочисленные риски нарушения прав должников, особенно оказавшихся в затруднительной жизненной ситуации. Поэтому подобная деятельность объективно нуждается в особом контроле со стороны государства. Одной из наиболее распространенной в мире форм такого контроля является лицензирование.

Кроме того, в условиях отсутствия правового регулирования банкротства физических лиц, а также деятельности специализированных финансовых агентов, предоставление права осуществления факторинговой деятельности любому заинтересованному лицу создаст очевидный дисбаланс прав и обязанностей участников кредитных правоотношений. Возникновение подобных последствий в результате принятия предложенного законопроекта следует признать недопустимым.

На основании изложенного Ассоциация российских банков считает внесение предлагаемых изменений в статью 825 ГК РФ преждевременным.

Для устранения противоречия, выявленного авторами законопроекта, необходимо, напротив, включить деятельность финансовых агентов в перечень лицензируемых видов деятельности, утвержденный Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". При необходимости Ассоциация российских банков готова принять участие в подготовке соответствующего законопроекта.


Президент Ассоциации

Г.А.Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 18 января 2006 г. N А-01/5-37 "О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.