Письмо Ассоциации российских банков от 26 декабря 2005 г. N А-05/1Сур-751 "О встрече Президента РФ В.В. Путина с представителями российского банковского сообщества"

Письмо Ассоциации российских банков от 26 декабря 2005 г. N А-05/1Сур-751
"О встрече Президента РФ В.В. Путина с представителями российского банковского сообщества"


Как вам известно, 14 декабря, в Новосибирске состоялось совещание Президента РФ В.В. Путина с представителями российского банковского сообщества. В его ходе упор был сделан на роль банковской системы в решении стоящих перед страной задач социально-экономического развития. Банковская система, заявил Президент, это - кровеносная система всей экономики. И экономика заинтересована в том, чтобы банковская система развивалась эффективно, даже опережающими темпами.

С целью решения поднятых участниками совещания проблем Президент обязал Министерство финансов и ЦБ РФ подготовить соответствующие проекты поручений Президента. Проекты, особо подчеркнул он, должны быть доработаны с участием Ассоциации российских банков.

В.В. Путин сообщил также, что проблемы развития отечественной банковской системы будут обязательно рассмотрены на заседании Госсовета.

В совещании принял участие Президент АРБ, который, как отметил, В.В. Путин, много сделал для созыва этой встречи. Ниже следуют тезисы выступления главы АРБ:

Мы исходим из того постулата, что национальная банковская система - это важнейший атрибут государственности и суверенитета, значительно влияющий на авторитет и экономическую безопасность нашей страны.

При очень хорошей динамике развития банковской системы на протяжении последнего пятилетия мы все еще очень отстаем от других стран. По отношению к ВВП капитал банков в России составляет 5%, тогда как во Франции и Англии этот показатель равен 28,5%, в Германии - 16,7%. Еще больший разрыв с этими странами в соотношении активов банков и ВВП. В России активы банковской системы составляют 42,5% от ВВП, во Франции - 331%, Германии - 338%, Англии - 437%. В США данный показатель в этом году зафиксирован на уровне 62%. Но не следует забывать, что в абсолютном выражении объем ВВП в США примерно в 20 раз больше, чем в России.

Для преодоления существующих разрывов как по ВВП, так и по уровню капитализации, по доступности банковских кредитов, особенно остродефицитных долгосрочных кредитов, нужна специальная государственная программа, направленная на развитие банковской системы. В частности, она должна предусматривать, что средства, направляемые на увеличение капитала банков, выводятся из-под налогообложения. К этой мере прибегали во многих других странах, столкнувшихся с проблемой недокапитализации, - будь то банковской системы, других сегментов экономики или экономики в целом.

Такая программа представляет собой необходимое условие для решения множества экономических и социальных задач, в том числе для реализации приоритетных программ - от образования, здравоохранения, ипотеки до инноваций, развития сельского хозяйства и потребительского кредитования.

Приоритетные социально-экономические задачи - это цель, а обеспечение прозрачности, борьба с отмыванием, укрепление надзора - это средства для достижения данной цели.

Мы не говорим о каких-то льготах для банковской системы. Под поддержкой государства мы подразумеваем, в первую очередь, чтобы нам не мешали, не сдерживали искусственно развитие кредитного рынка.

К сожалению, законодатели и регулирующие органы нередко путают цель и средства, препятствуют банковской деятельности чрезмерным зарегулированием, что приводит к сокращению и без того крайне дефицитных банковских услуг и их удорожанию.

Первостепенный акцент нужно сделать на ресурсный дефицит, особенно долгосрочных финансовых ресурсов. Кредиты в нашей стране остаются очень "короткими". Кредиты предприятиям со сроком погашения свыше трех лет составляют лишь 14% от общего объема кредитования, 1-3 года - 29%, до года - 57%. С этим связан и крайне низкий уровень участия российских банков в кредитовании экономики. В отличие от других стран главным источником финансирования капиталовложений российских предприятий являются их собственные средства (47%). На бюджетные средства приходится 17%, на прочие привлеченные средства - 28% и на кредиты банков - только 8 процентов финансирования инвестиций.

Можно ли изменить эту ситуацию, или остается, как некоторые предлагают, уповать на иностранные банки и их филиалы? Думать, что иностранные банки придут и озолотят нас, выдавая дешевые кредиты фермерам и малым предпринимателям в глубинке России, по меньшей мере, наивно. Для нашей страны с ее геополитическим весом это в принципе неприемлемо, если, конечно, мы не хотим оказаться в ситуации, в которую попала Восточная Европа. Мы категорически против допуска в страну филиалов иностранных банков. Это еще больше усугубит ситуацию. Действуя под юрисдикцией иностранного законодательства, филиалы получат возможность кредитовать предприятия, как им заблагорассудится. Очевидно, что приоритет будет принадлежать их, а не нашему национальному производству. В перспективе - налицо угроза потери экономической самостоятельности России. Затем вполне может встать вопрос и о политическом суверенитете нашей страны.

Сегодня уже половина выдаваемых кредитов идет по трансграничным каналам, но дешевыми их не назовешь. И кредитуются только крупные предприятия.

Банковским сообществом в рамках АРБ в начале этого года была разработана и утверждена на 16-м съезде Ассоциации Стратегия повышения конкурентоспособности банковской системы.

В этом документе коллективным банковским умом предложены пути решения проблем капитализации, долгосрочного ресурсообеспечения, снижения процентных ставок по кредитам, упрощения процедур слияния и поглощения, минимизации рисков нестабильности на финансовом рынке, а также эффективного укрепления системы надзора - но не через избыточное администрирование, которым мы в последнее время увлекаемся.

Если не вдаваться в детали, то речь идет об экономическом стимулировании инвестиций в капитал банков. Более того, переходя от концептуального подхода к более практическому, мы сейчас готовим среднесрочную и долгосрочную Программу "Национальная банковская система России - 2010-2020 г.г.", которая по известной аналогии уже получила название "программы банкизации всей страны". В ней будут указаны этапы, сроки, ответственные_

Программа будет основным вопросом в повестке дня 17-го съезда АРБ, который состоится 5 апреля 2006 года.

Поскольку по решению Президента РФ проблемы банковской системы выносятся на рассмотрение Госсовета, в котором работают главы администраций РФ, Ассоциация российских банков сочла необходимым еще раз информировать руководителей региональных банковских объединений о своем видении стоящих перед банковским сообществом неотложных проблем.

В течение ближайшего месяца ждем ваших предложений по выработке нашей общей позиции на предстоящем заседании Госсовета. Учитывая тот факт, что Госсовет формируется из глав региональных администраций, крайне важно заранее подготовить их к дискуссии - проработать с руководством регионов выработанные вами предложения и заручиться их поддержкой.


Президент Ассоциации

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 26 декабря 2005 г. N А-05/1Сур-751 "О встрече Президента РФ В.В. Путина с представителями российского банковского сообщества"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение