Письмо Ассоциации российских банков от 27 января 2006 г. N А-01/5-66 О направлении на государственную регистрацию приказа "Об установлении максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей"

Письмо Ассоциации российских банков от 27 января 2006 г. N А-01/5-66


Обращаемся к Вам по просьбе банков - членов АРБ в связи с тем, что в настоящее время подписан Министерством финансов Российской Федерации и направлен на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации приказ "Об установлении максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей" (далее - Приказ).

Приказом предполагается существенно изменить порядок определения максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, и устанавить абсолютно новые и, по мнению банков, необоснованно завышенные критерии оценки финансового состояния банков.

Так, Приказом предусмотрен норматив достаточности собственных средств (капитала) банков (Н1) в размере, превышающем 12%, в то время как Банком России установлен норматив достаточности собственных средств (капитала) банков (Н1) в размере 10% (Инструкция ЦБ РФ от 16.01.04 N 110-И "Об обязательных нормативах банков"). Кроме того, пунктом 6 Приказа установлены экономически необоснованные льготы при принятии таможенных гарантий таможенными органами для небанковских кредитных организаций, в отношении которых в Приказе отсутствуют какие-либо специальные требования к размеру собственных средств (капитала). Напротив, банки, претендующие на роль гарантов, должны располагать собственными средствами в размере, превышающем 2,5 млн. евро. Отсюда логично предположить, что банки должны получить больше возможностей для выдачи таможенных гарантий, чем небанковские кредитные организации. Однако в Приказе предусмотрено совершенно противоположное правило, в соответствии с которым небанковские кредитные организации получили право выдавать гарантии на большую сумму, чем банки.

Анализ рейтингов банков по состоянию за 9 месяцев 2005 года показал, что в результате по совокупности двух установленных Приказом критериев (величина собственного капитала банка и норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1)):

- в первую группу банков, имеющих право выдавать гарантии на сумму всех одновременно действующих банковских гарантий, равную эквиваленту 150 млн. евро, попадают всего 4 банка (Сбербанк, Внешторгбанк, Газпромбанк и УралСиб);

- во вторую группу банков, имеющих право выдавать гарантии на сумму всех одновременно действующих банковских гарантий, равную эквиваленту 100 млн. евро, попадают менее 10 банков (в частности, Альфа-банк, Банк Москвы, Промсвязьбанк не соответствуют этим требованиям по нормативу Н1 и попадают в четвертую группу банков, имеющих право выдавать гарантии на сумму всех одновременно действующих банковских гарантий, равную эквиваленту 10 млн. евро).

А в пятую группу банков, имеющих право выдавать гарантии на сумму всех одновременно действующих банковских гарантий, равную эквиваленту 2 млн. евро (минимальная величина по банкам), из работающих на этом рынке банков одновременно попадают такие банки как Конверсбанк, Абсолют банк (собственные средства свыше 2 млрд. рублей), Визави, Нефтяной, ЭКСПОБАНК, Пробизнесбанк, Русский банк развития (собственные средства свыше 1,6 млрд. рублей), большинство которых на настоящий момент имеют максимальный существующий лимит по всем выданным банком гарантиям в размере 40 млн. евро, Альта-банк и МПИ-банк (собственные средства около 600 млн.рублей).

Таким образом, установленные Приказом критерии ведут к перераспределению рынка в пользу небанковских кредитных организаций и ограничению доступа на рынок банков, потере ими значительной части рынка и занимающихся импортом клиентов, недополучению прибыли и убыткам, связанным с произведенными расходами по привлечению клиентов. Другим негативным последствием применения Приказа на практике станет удорожание банковских услуг по предоставлению банковских гарантий и, как следствие, удорожание внешнеторговых импортных операций.

Кроме того, считаем, что столь кардинальное изменение порядка расчета лимита по предоставляемым банками гарантиям требует предварительного публичного обсуждения для обеспечения учета мнения всех заинтересованных сторон регулируемого процесса.

Учитывая изложенное, просим Вас временно отозвать Приказ, представленный в Министерство юстиции Российской Федерации на государственную регистрацию, для его доработки с целью изменения (снижения) критериев для расчета лимита по гарантиям до уровня, не ниже действовавшего до настоящего момента, изменения критерия по нормативу достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1).

ГАРАНТ:

См. приказ Минфина РФ от 3 октября 2006 г. N 121н "Об установлении максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей"


Президент Ассоциации

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 27 января 2006 г. N А-01/5-66


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.