Письмо Ассоциации российских банков от 28 февраля 2007 г. N А-02/5-103 О проекте Положения "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты ЦБР в кредитных организациях на территории РФ"

Письмо Ассоциации российских банков от 28 февраля 2007 г. N А-02/5-103

ГАРАНТ:

См. Положение ЦБР от 24 апреля 2008 г. N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации"


Ассоциация российских банков совместно с банками-членами АРБ изучила разработанный Банком России проект Положения "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (далее - проект Положения).

В целом проект Положения получил поддержку среди банковского сообщества. Тем не менее, считаем возможным обратить внимание на то, что некоторые нормы проекта Положения нуждаются в уточнении и разъяснении (Заключение АРБ, а также вопросы по проекту Положения прилагаются).

Ассоциация российских банков надеется, что предлагаемые банковским сообществом замечания будут учтены при доработке проекта Положения, а также выражает уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничество с Банком России в области совершенствования банковского законодательства.

Приложение: на 15 л.


Начальник Правового
департамента АРБ

Л.А. Митяшова


Заключение
Ассоциации российских банков по проекту Положения "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации"


Ассоциация российских банков поддерживает инициативу Банка России, направленную на совершенствование порядка ведения кассовых операций в кредитных организациях.

Тем не менее, считаем возможным обратить внимание на то, что некоторые нормы разработанного Банком России проекта Положения "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (далее - проект Положения) нуждаются в доработке.

Проект Положения не содержит описания кассовой работы кредитной организации с валютой иностранных государств и другими ценностями. При условии исключения из проекта Положения норм, касающихся работы с иностранной валютой и ценностями, кредитные организации будут вынуждены руководствоваться только Инструкцией Банка России от 28.04.04 N 113-И, которая не освещает все проблемы по организации работы с иностранной валютой. Кроме того, Центральным Банком РФ не введены в действие документы, регламентирующие кассовую работу с ценностями, учитываемыми на внебалансовых счетах. Поэтому требуются дополнительные разъяснения по ведению Книги хранилища ценностей, Книги учета принятых и выданных наличных денег, порядку передачи ценностей между кассовыми работниками, сверки в конце операционного дня кассы, в том числе и по иностранной валюте.

Также считаем, что при доработке проекта Положения необходимо учесть следующее:

1. Пунктом 1.1 проекта Положения установлено, что кредитными организациями могут проводиться кассовые операции с клиентами-юридическими лицами, находящимися на обслуживании как в данной кредитной организации, так и в сторонних.

Прием денежных средств от клиентов, счета которых открыты в других кредитных организациях, оформляется соответствующим приходным кассовым документом. Вместе с тем, операция по перечислению денежных средств на счет клиента в другую кредитную организацию оформляется расчетным документом (платежным поручением). При этом, в соответствии с требованиями Положения Банка России от 09.10.02 N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 199-П) в сшив кассовых документов должны помещаться только кассовые документы. Положение Банка России от 05.12.02 N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 205-П) устанавливает принцип формирования сшива бухгалтерских документов только по номерам дебетуемых счетов, в связи с чем платежное поручение которое будет сформировано по операции перечисления денежных средств по назначению (дебет счета 20202 и кредит счета 30102), не может быть помещено в сшив мемориальных документов без нарушения принципа формирования сшива документов дня, установленных Банком России. Кроме того, приходный кассовый ордер не может являться документом, подтверждающим завершение операции, т.е. прием наличных денег в кассу подтверждается кассовым документом, но на основании данного документа нельзя совершить операцию по перечислению денежных средств их владельцу. Представляется целесообразным в целях контроля в сшив кассовых документов помещать оба документа.

Учитывая отсутствие в нормативных актах Банка России регламентации документооборота при совершении вышеназванных операций, а также во избежание нареканий со стороны надзорных органов касательно организации документооборота кассовых операций (в т.ч. формирования сшивов документов) представляется необходимым определить, куда должны помещаться расчетные документы, которые формируются при перечислении денежных средств по назначению.

2. В пункте 1.3 проекта Положения указано, что операции по хранению денег в хранилище ценностей в соответствии с распорядительным документом кредитной организации осуществляется должностными лицами кредитной организации, внутреннего структурного подразделения (далее - ВСП) в количестве не менее двух человек, одним из которых является руководитель (заместитель руководителя) кредитной организации, ВСП и заведующий кассой.

Предлагаем расширить круг должностных лиц в ВСП, включив наряду с руководителем (заместителем руководителя) ВСП, операционно-кассового работника, выполняющего функции старшего по смене.

Данное предложение обусловлено тем, что в значительном количестве ВСП со сменным режимом работы, имеющих небольшую штатную численность, отсутствует должность заместителя руководителя ВСП. При этом руководитель ВСП работает ежедневно и время окончания его рабочего дня отличается от времени окончания работы ВСП, а функции должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей в хранилище выполняют операционно-кассовый работник и заведующий кассой.

3. В пункте 1.15 проекта Положения идет речь о совершении кредитными организациями расчетов с использованием средств наличного платежа с клиентами в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг с применением контрольно-кассовой техники. При этом делается ссылка на Федеральный закон от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных наличных расчетов и расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ). Согласно статье 2 Закона N 54-ФЗ порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники определяется Центральным банком Российской Федерации. К сожалению, возложенные Законом N 54-ФЗ на Банк России функции до сих пор не реализованы, а именно: нет нормативных актов о порядке совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники, в Государственном реестре контрольно-кассовой техники нет сведений о моделях контрольно-кассовой техники, разрешенной Банком России к применению кредитными организациями, а также об используемых в ней программных продуктах и о порядке применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов. Таким образом, из-за несовершенства нормативного регулирования у кредитных организаций возникают проблемы при инспекционных проверках.

4. Считаем необходимым уточнить формулировку второго абзаца пункта 2.3 проекта Положения с целью определить, какой именно расчетный документ должен быть предъявлен клиентом для получения наличных денег по денежному чеку при отсутствии, недостаточности на банковском счете клиента денежных средств (платежное поручение на перечисление средств с другого счета в данной кредитной организации на счет, с которого снимаются наличные денежные средства, оригинал платежного поручения на перечисление средств из другой кредитной организации, чек и т.д.), а также дальнейший порядок действий кредитной организации - списание наличных денежных средств со счета с нулевым либо недостаточным остатком (овердрафт по счету), либо выдача клиенту наличных денежных средств только после пополнения клиентом (в безналичном либо наличном виде) остатка на счете и т.д.

5. В пункте 2.4 проекта Положения определено, что кредитные организации, ВСП применяют формы приходных и расходных кассовых документов, установленных проектом Положения (Приложения 3 и 6). Приведенная форма ордеров не предусматривает возможности формирования сводных кассовых ордеров.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями пункта 1.9.4 Положения N 205-П по ряду операций допускается формирование сводных ордеров.

В связи с изложенным необходимо предусмотреть в проекте Положения возможность кредитных организаций самостоятельно разрабатывать дополнительные формы сводных кассовых ордеров.

Кроме того, в пункте 2.4 проекта Положения указано, что в приходных и расходных кассовых документах указываются источники поступления наличных денег и направления их выдач в соответствии с символами отчетности по форме 0409202 "Отчет о кассовых оборотах", предусмотренной Указанием Банка России от 17.02.06 N 1660-У "О внесении изменений в указание Банка России от 16 января 2004 года N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный Банк Российской Федерации" (далее - Указание N 1660-У)

Вместе с тем, Указание N 1660-У не устанавливает порядок формирования отчета по форме 0409202. В связи с этим предлагаем внести соответствующие изменения в пункт 2.4 проекта Положения. Данное замечание также касается пункта 16.8 проекта Положения.

Одновременно считаем необходимым уточнить, что требование данного пункта не распространяется на кассовые операции по вкладам/счетам физических лиц, т.к. физические лица не владеют данной информацией.

6. Полагаем, что содержащееся в пункте 2.6 проекта Положения требование распечатывать листы книг учета принятых и выданных наличных денег с применением компьютерного оборудования при каждой передаче наличных денег между кассовыми работниками, а также между кассовыми работниками и заведующим кассой с проставлением подписей работников является излишним, так как автоматизация указанной книги предусматривает, что каждая операция по передаче денежной наличности акцептована (подтверждена в программном обеспечении) кассовым работником, принимающим денежную наличность.

Кроме того, выполнение распечатки "Книг учета принятых и выданных наличных денег" при каждой передаче денежной наличности и проставление подписей потребует от кассовых работников дополнительных временных затрат, что отрицательно скажется на обслуживание клиентов, а наличие в конце операционного дня не одной, а нескольких распечаток листов данных книг усложнит процесс заключения операционного дня как кассового работника, так и заведующего кассой.

7. Считаем, что в абзаце 3 пункт 2.9 проекта Положения необходимо уточнить, в упаковке каких именно организаций, входящих в систему Банка России, может осуществляться выдача наличных денежных средств кредитной организацией. В соответствии со статьей 83 Федерального закона от 27.06.02 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" данный список не является закрытым, в связи с этим неясно, может ли кредитная организация осуществлять выдачу наличных денежных средств в упаковке Российского объединения инкассации, входящего в систему Банка России.

8. В абзаце 5 пункт 2.9 проекта Положения определено, что выдача наличных денег кредитными организациями, ВСП может производится за счет текущих поступлений наличных денег в их кассы после отражения принятых сумм в регистрах бухгалтерского учета. По тексту документа предлагаем конкретизировать, о каких регистрах бухгалтерского учета идет речь в данном пункте. Кроме того, предлагаем определить, может ли выдача наличных денег за счет текущих поступлений в кассу после отражения принятых сумм в регистрах бухгалтерского учета осуществляться при совершении операций подразделениями банка, работающими в выходные и праздничные дни.

9. Считаем необходимым уточнить порядок действий кредитной организации в случае выявления в соответствии с пунктом 2.10 проекта Положения радиоактивно зараженных денежных знаков (в какие организации должна осуществляться сдача зараженных денежных знаков).

10. В четвертом абзаце пункта 3.2 проекта Положения сказано, что при совершении клиентами расчетов наличными деньгами одновременно с предъявлением заполненного документа, предназначенного для перечисления денежных средств, на каждый платеж оформляется приходный кассовый ордер. Далее в пункте 3.3 проекта Положения сказано, что клиент или бухгалтерский работник кредитной организации на каждый платеж составляет приходный кассовый документ. Если под термином "приходный кассовый документ" имеется в виду "приходный кассовый ордер", т.е. документ, содержащий контировку счетов, разбивку суммы по символам и т.п., то при условии оформления приходного кассового ордера клиентом возникает риск ошибок при указании номеров счетов и других реквизитов. Кроме того, требование о формировании на каждый платеж отдельного приходного кассового ордера вместо ранее установленного порядка формирования сводного приходного ордера на общую сумму принятых за день платежей на основании реестра платежей увеличивает трудоемкость совершения операций и время обслуживания клиентов.

11. Положения пункта 3.3 проекта Положения, согласно которому количество приходных кассовых ордеров определяется кредитной организацией самостоятельно, необходимо привести в соответствие с положениями пунктов 3.5 и 3.6 проекта Положения, согласно которым должно оформляться несколько или два экземпляра приходного кассового ордера.

Также считаем важным уточнить, возможно ли оформление приходного кассового ордера в одном экземпляре и необходимо ли в этом случае на приходном кассовом ордере проставлять оттиск печати кассы в соответствии с требованием пункта 3.1 проекта Положения.

12. В соответствии с пунктом 3.4 проекта Положения прием наличных денег от другой кредитной организации производится полными и неполными пачками и мешками с монетой. Таким образом, при большом объеме операций возможна ситуация, при которой кредитная организация не успеет в течении рабочего дня пересчитать полученные пачки банкнот и мешки с монетой.

В связи с этим считаем возможным предоставить кредитной организации право пересчитывать наличные денежные средства из пачек банкнот и мешков с монетой не позднее следующего рабочего дня аналогично порядку пересчета наличных денег из сумок, указанному в пункте 13.4 проекта Положения.

13. Считаем необходимым в пункте 3.5 проекта Положения исключить:

- указание о том, что в подтверждение приема наличных денег от физического лица по договору банковского вклада кассовый работник производит соответствующую запись в сберегательной книжке (при ее наличии), учитывая, что в настоящее время при осуществлении вкладных операций с применением программного обеспечения запись в сберегательной книжке производится при помощи программных печатающих средств, а при отсутствии автоматизации указанные записи осуществляются операционно-кассовым работником;

- составление и выдачу физическому лицу второго экземпляра приходного кассового ордера при совершении операции приема наличных денег для уплаты коммунальных, налоговых и других платежей (второй абзац пункта 3.2 и третий абзац пункта 3.5 проекта Положения) в связи со следующим.

Прием наличных денег для уплаты перечисленных платежей осуществляется банком по документу, предназначенному для перечисления вышеуказанных денежных средств, который соответствует требованиям Положения Банка России от 01.04.03 г. N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации". Данный документ по своему реквизитному составу является аналогом приходного кассового ордера и содержит следующие реквизиты: наименование получателя платежа, номер счета получателя платежа и его банковские реквизиты, наименование платежа, сумму платежа, фамилию и инициалы физического лица, подписи физического лица и кассового работника. В подтверждение приема платежа на экземплярах документа вместо оттиска штампа кассы проставляется оттиск штампа контрольно-кассовой техники.

В соответствии с действующим порядком приходные кассовые ордера при приеме платежей физических лиц наличными деньгами формируются при завершении операционного дня на общую сумму принятых платежей в разрезе видов платежей. Формирование приходных кассовых ордеров при совершении каждой операции приема наличных платежей кратно увеличит сшивы кассовых документов и, в свою очередь, приведет к проблемам, связанным с их хранением.

Дополнительное формирование приходных кассовых ордеров также отрицательно скажется на обслуживании клиентов банка, поскольку повлечет за собой увеличение времени совершения одной операции в автоматизированных структурных подразделениях банка, совершающих операции на программно-технических комплексах. В структурных подразделениях банка, работающих при приеме платежей с использованием контрольно-кассовых машин и принимающих платежи вручную, данные ордера могут быть заполнены работниками банка только вручную, и время обслуживания одного клиента увеличится в среднем на 3-5 минут.

14. В пункте 4.10 проекта Положения предусмотрено проставление на сумке с наличными деньгами, предназначенными для вложения в автоматический сейф, ее номера и предусмотренных договором банковского счета (вклада) идентифицирующих клиента данных, ввод этих данных при вложении сумки и отражение их в распечатке автоматического сейфа (пункт 12.1 проекта Положения).

Предоставление услуги по приему денежной наличности по объявлению на взнос наличными предусмотрено договором банковского счета/вклада. Прием денежной наличности через автоматический сейф является отдельной банковской услугой и для удобства обслуживания клиента, как правило, осуществляется по отдельному договору.

Поэтому полагаем необходимым в пунктах 4.10 и 12.1 проекта Положения предусмотреть нанесение на сумку, ввод при вложении сумки и отражение в распечатке автоматического сейфа идентифицирующих клиента данных, предусмотренных как договором банковского счета (вклада), так и отдельным договором, заключаемым с клиентом при предоставлении данной услуги.

15. На основании пункта 5.4 проекта Положения кассовый работник должен сверить подпись в расходном кассовом документе с подписью, проставленной в документе, удостоверяющем личность.

Но, как правило, подпись, проставленная в документе, удостоверяющем личность получателя денежных средств, не тождественна подписи, проставленной в карточке с образцами подписей и оттиска печати, а также в расходных кассовых ордерах (переводы без открытия счета). В связи с этим считаем необходимым исключить из пункта 5.4 проекта Положения предложение "кассовый работник должен сверить подпись в расходном кассовом документе с подписью, проставленной в документе, удостоверяющем личность".

16. Во втором абзаце пункта 6.3 проекта Положения при указании на необходимость оформления мемориального ордера 0401108 считаем необходимым уточнить, на каком балансовом счете открываются лицевые счета по учету принятых на хранение в хранилище наличных денег для выдачи заработной платы и других выплат от кассового работника.

17. В соответствии с требованиями пункта 6.4 проекта Положения прием сумок с наличными деньгами, полученных из ВСП, осуществляется заведующим кассой по приходным кассовым ордерам.

Процедура приема проинкассированных сумок с денежной наличностью от клиентов банка и ВСП согласно требованиям проекта Положения осуществляется двумя параллельными порядками. В одном случае бухгалтерским и кассовым работником с регистрацией принимаемых сумок в журнале учета принятых сумок и порожних сумок, в другом - заведующим кассой по приходным кассовым ордерам.

Инкассаторские маршруты привозят и сдают одновременно и те и другие сумки с денежной наличностью. При этом усложняется процедура приема и пересчета указанных сумок, особенно при больших количествах обслуживаемых организаций, ВСП, и наличии, как правило, нескольких маршрутов инкассации. Осуществление приема всех сумок с денежной наличностью (в т.ч. сумок ВСП) в едином порядке, т.е. порядке приема сумок от клиентов, значительно сократило бы время приема сумок.

В связи с изложенным необходимо предусмотреть возможность кредитной организации самостоятельно определять порядок приема сумок с денежной наличностью от ВСП.

18. Согласно пункту 7.2 проекта Положения при перевозке и инкассации наличных денег кредитные организации могут использовать специальные устройства для упаковки наличных денег, в случае несанкционированного вскрытия которых происходит окрашивание поверхности каждой банкноты Банка России специальной краской.

Однако в проекте Положения не отражены указания о дальнейших действиях с указанными банкнотами, отсутствуют критерии определения спецкраски. Учитывая, что каждая кредитная организация может использовать свои специальные устройства для упаковки наличных денег, нет указаний каким образом можно отличить спецкраску от бытового загрязнения банкноты красящими средствами.

Учитывая изложенное, необходимо дополнить главу 16 "Организация работы с сомнительными, неплатежными и имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России при приеме наличных денег и их пересчете" описанием правил работы с наличными деньгами, окрашенными специальной краской, в случае несанкционированного вскрытия специальных устройств для упаковки наличных денег.

19. В пункте 8.3 проекта Положения указано, что выдача в кредитной организации, ВСП наличных денег для перевозки инкассаторским или кассовому работникам осуществляется по расходным кассовым ордерам, прием в кредитной организации, ВСП доставленных указанными работниками наличных денег - по приходным кассовым ордерам.

Данный порядок оформления операции может применяться только при отражении операции в бухгалтерском учете с использованием балансового счета 20209 "Денежные средства в пути" (выдача денежных средств отражается по дебету счета 20209 и кредиту счета 20202, получение денежных средств - по дебету счета 20202 и кредиту счета 20209).

Вместе с тем, пункт 2.6.4 Указания Банка России от 11.06.04 N 1446-У "О порядке бухгалтерского учета уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" предусмотрено, что операция по получению аванса инкассатором собственного подразделения инкассации может отражаться по балансу без использования балансового счета 20209 в случае доставки денежной наличности и ценностей во внутренние структурные подразделения уполномоченного банка в течение операционного дня. В данной ситуации операция должна быть отражена по дебету счета 20202 и кредиту счета 20202 с формированием одного ордера (либо приходного, либо расходного), поскольку в соответствии с правилами бухгалтерского учета на одну бухгалтерскую проводку не может формироваться два ордера.

20. Предлагаем дополнить Главу 8 проекта Положения пунктом 8.15 следующего содержания:

"При перевозке денежных средств силами организации, оказывающей услуги по перевозке ценных грузов, порядок приема-передачи наличных денег определяется договором, заключенным кредитной организацией с организацией, оказывающей услуги по перевозке ценных грузов.".

21. В связи с тем, что в нормативных актах Банка России, регламентирующих порядок оформления операций с наличными деньгами при использовании банкоматов, не определены отдельные вопросы, которые возникают при оформлении названных операций, предлагаем в разделе IV проекта Положения определить:

- каким документом оформляется выдача денежных средств из банкоматов клиентам;

- порядок оформления излишков/недостач, выявленных в банкомате.

22. Пункт 11.4 проекта Положения предлагаем дополнить указанием о возможности принятия в кредитной организации, ВСП от работников, ответственных за обслуживание программно-технических средств, сумок с наличными деньгами, доставленных после обслуживания банкоматов, кассовых терминалов, на основании распечатки о сумме наличных денег, находящихся в банкомате, кассовом терминале на момент вскрытия, с последующим пересчетом вложенных в сумки наличных денег и сверкой их остатка с данными, указанными в распечатке.

Осуществление приема в кредитной организации, ВСП наличных денег, доставленных из нескольких программно-технических средств, только полистным, поштучным пересчетом значительно увеличит время совершения операции.

23. В пункте 13.11 проекта Положения указано, что при обнаружении недостачи, излишка наличных денег составляется акт 0402145.

Считаем, что данный пункт необходимо дополнить требованием о составлении указанного акта также в случае обнаружения сомнительных, неплатежных и имеющих признаки подделки денежных знаков, так как пункт 13.11 проекта Положения не устанавливает порядок действий кассового работника в случае обнаружения сомнительных либо имеющих признаки подделки денежных знаков. Кроме того, неясно, какой документ должен быть оформлен при обнаружении в результате пересчета сумки с денежной наличностью имеющих признаки подделки денежных знаков, так как пункт 16.1 проекта Положения содержит описание порядка действий только в случае приема от клиента наличных денег полистным, поштучным пересчетом.

Предлагаем по операциям на межбанковском рынке между кредитными организациями, ВСП при обнаружении сомнительных либо имеющих признаки подделки денежных знаков Банка России составлять акт произвольной формы с указанием наименования клиента, кем, где и в чьем присутствии произведен пересчет наличных денег, в какой упаковке были наличные деньги, сумма вложенных наличных денег по данным сопроводительного документа, фактически оказавшаяся сумма, номера выявленных сомнительных и имеющих признаки поделки денежных знаков.

24. В соответствии с указаниями пункта 16.4 проекта Положения сомнительные денежные знаки Банка России принимаются кредитной организацией по заявлению, составленному клиентом.

Вместе с тем, сомнительные денежные знаки могут быть выявлены в ряде других случаев: при пересчете дефектной сумки в соответствии с пунктом 4.7 проекта Положения, при пересчете сумок в соответствии с пунктом 13.7 проекта Положения, т.е. в тех случаях, когда клиент отсутствует.

Считаем необходимым предусмотреть в проекте Положения порядок работы с сомнительными денежными знаками, выявленными в указанных случаях.

25. В пункте 16.10 проекта Положения указано, что при пересчете наличных денег из сумок, поступивших в кредитную организацию, ВСП на выявленные сомнительные, неплатежные денежные знаки Банка России составляются акты.

В данном пункте отсутствует указание о составление акта на выявленные денежные знаки, имеющие признаки подделки.

26. В соответствии с требованиями пункта 17.2 проекта Положения сверка сводной справки о кассовых оборотах с данными бухгалтерского учета оформляется подписью главного бухгалтера (его заместителя).

Вместе с тем, пунктом 17.4 проекта Положения предусмотрено, что остатки наличных денег в книге хранилища ценностей должны соответствовать данным бухгалтерского учета и могут быть заверены подписью работника, ведущего бухгалтерский учет операций, совершаемых в ВСП.

Учитывая изложенное, считаем необходимым дополнить пункт 17.2 проекта Положения указанием о том, что сверка сводной справки о кассовых оборотах может осуществляться не только главным бухгалтером (его заместителем), но и работником, ведущим бухгалтерский учет операций, совершаемых в ВСП, по аналогии с пунктом 17.4 проекта Положения.

27. В пункте 18.4 проекта Положения приведен перечень документов (за исключением кассовых и мемориальных ордеров, денежных чеков), которые должны помещаться в сшив кассовых документов. Поскольку пунктом 1.8.5 части III Положения N 205-П установлено, что первый экземпляр кассового журнала помещается в кассовые документы дня, предлагаем указать, куда в сшиве кассовых документов должны помещаться кассовые журналы.

Кроме того, в данном пункте определено, что сводные справки о кассовых оборотах, отчетные справки, справки о принятых сумках и порожних сумках, журналы учета принятых сумок и порожних сумок, контрольные ведомости, распечатка листа книги хранилища ценностей помещаются в дело (сшив) впереди кассовых документов.

В связи с тем, что вышеперечисленные документы должны быть проверены на правильность их оформления и проверены/заверены днем их составления, а также поскольку они не включаются в ленту подсчета и с ними не осуществляется сверка сшива кассовых документов, предлагаем рассмотреть вопрос о помещении вышеназванных документов в конце сшива кассовых документов.

Также возникают ситуации, когда в один сшив кассовых документов помещаются ордера, которые оформляются на одну операцию и затрагивают дебет и кредит одного счета. В связи с этим в пункте 18.2 проекта Положения предлагаем определить, куда должны помещаться такие ордера, поскольку для сверки с данными бухгалтерского учета такие ордера должны включаться в подсчет один раз.

28. Пунктом 18.9 проекта Положения предусмотрено, что кассовые документы за предыдущий и текущий год их формирования хранятся заведующим кассой (кассовым работником ВСП). Место хранения кассовых документов определяется распорядительным документом кредитной организации.

В крупных кассовых подразделениях, обслуживающих значительное количество клиентов и имеющих большую филиальную сеть, значительный объем кассовых документов не позволяет хранить их в помещении кассового узла. Для этой цели оборудуются отдельные помещения для хранения сшивов кассовых документов.

Вместе с тем, загруженность заведующего кассой в указанных кассовых подразделениях не позволяет совместить основную работу с работой по хранению сшивов кассовых документов.

Учитывая изложенное, считаем необходимым предусмотреть возможность хранения кассовых документов не только заведующим кассой (кассовым работником ВСП), но и уполномоченным кассовым работником, определенным распорядительным документом кредитной организации.

29. В соответствии с абзацем третьим пункта 19.12 проекта Положения должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, дается расписка о том, что к началу ревизии все наличные деньги, хранящиеся в хранилище (сейфе ВСП), учтены в книге хранилища кредитной организации, ВСП. Считаем необходимым уточнить, в какой форме должностные лица должны давать указанную расписку с учетом того, что они на конец дня ежедневно расписываются в книге хранилища ценностей за наличие ценностей.

30.В Приложениях к проекту Положения N 2 "Объявление на взнос наличными" и N 3 "Приходный кассовый ордер" предусмотрена подпись "Контролер". В соответствии с Приложением 5 к Положению N 205-П кассовые операции по счету 202 "Наличная валюта и чеки (в том числе дорожные чеки), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте" подлежат отражению в бухгалтерском учете с дополнительной подписью контролирующего работника только по расходным операциям. В связи с этим во избежание со стороны надзорных органов претензий касательно обязательного заполнения всех реквизитов в кассовых документах, предлагаем из перечисленных выше форм документов исключить подпись "Контролер".

31. Из Приложения 4 к проекту Положения не вполне ясно, кто и на каком этапе проставляет подписи в поле "бухгалтерский работник", "контролер" и "сумка с объявленной суммой принята кассовым (контролирующим) работником".

32. В Приложении 11 к проекту Положения в форме Книги хранилища ценностей не предусмотрено указание наименование ценностей помимо номера счета при том, что остатки внебалансовых ценностей в книге также не указываются. Также неясно, почему указанная книга заверяется теми же лицами, которые выводят остатки. Полагаем, что при этом теряется смысл заверения.

33. Обязательное требование об указании в доверенности "Списка инкассаторских работников при перевозке, инкассации", содержащееся в Приложении 18 к проекту Положения, приведет к необходимости ее постоянного переоформления в случае изменения состава инкассаторских работников в списке. В связи с этим считаем необходимым разрешить в случае необходимости заполнять оборотную сторону доверенности на перевозку и инкассацию.

Вместе с тем, изменение формы доверенности (Приложение 18 к проекту Положения) является крайне нежелательным в связи с тем, что это потребует внесения изменений в сотни договоров с клиентами. Кроме того, желательно чтобы доверенность подписывалась лицами, наделенными правом первой и второй подписи, включенными в карточку образцов подписей. Как правило, руководитель подразделения инкассации не имеет права первой подписи, и его подпись не включена в карточку образцов подписей кредитной организации (т.е. он не имеет необходимых полномочий на подписание доверенностей и его подпись невозможно проверить). В связи с этим доверенность должна подписываться не руководителем подразделения инкассации, а лицом, имеющим право первой подписи.

Также предлагаем предусмотреть в проекте Положения возможность использования постоянных доверенностей (на получение наличных денежных средств в период действия доверенности), так как это значительно сокращает документооборот и облегчает проведение операций.

34. В Приложении 20 к проекту Положения в форме Контрольной ведомости на оборотной стороне неясно, что подразумевает в итоговой части таблицы "сумма вложения" - фактическую сумму по результатам пересчета или объявленную. Кроме того, указанное Приложение содержит поле только для сомнительных денежных знаков. Считаем необходимым добавить поле для денежных знаков, имеющих признаки подделки.

35. Считаем необходимым в колонках 3, 5, 7, 9 Приложения N 25 к проекту Положения исключить в заголовке слова "наличных денег", т.к. мемориальные ордера могут выписываться не на наличные деньги, а на другие ценности (например, на бланки строгой отчетности: чековые книжки и др.). Также обращаем внимание на то, что проект Положения не регулирует работу с такими ценностями.

36. В форме Контрольного журнала приема под охрану и сдачи из-под охраны хранилища ценностей в заверительной надписи проставляются подписи должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей. Полагаем, что при этом теряется смысл контроля.


Вопросы по проекту Положения Банка России "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации"


1. В первом абзаце пункта 1.2 проекта Положения Банка России "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (далее - проект Положения) указано, что сумма минимального остатка хранения наличных денег формируется из сумм остатков наличных денег, хранящихся в кредитной организации, ее ВСП. Следует ли понимать, что теперь в указанный показатель не входят остатки наличных денег в банкоматах и других программно-технических средствах, как это было ранее?

2. Во втором абзаце пункта 1.2 проекта Положения указано, что территориальное учреждение Банка России рассматривает расчет суммы минимального остатка хранения наличных денег, установленной кредитной организацией. Следует ли понимать, что теперь для согласования суммы минимального остатка кредитная организация должна представить расчет с обоснованием указанной суммы? Если да, то что должен включать в себя расчет, и как в нем учитываются особенности организации кассового оборота?

3. В первом абзаце пункта 1.5 проекта Положения указано о безусловном и ничем неограниченном обязательстве правоспособной стороны, осуществляющей сбор и доставку наличных денег клиентов в кредитную организацию, по приему, обработке и зачислению (перечислению) суммы инкассированных наличных денег на банковские счета клиентов. Под термином "инкассированных" может подразумеваться объявленная сумма вложения в инкассируемые сумки клиентов, а также фактическая сумма по результатам пересчета. Считаем необходимым разъяснить, о какой сумме идет речь в этом пункте.

4. Пункт 1.8 проекта Положения предписывает кассовым работникам иметь документ, свидетельствующий о прохождении обучения. Вместе с тем неизвестно, какое обучение имеется в виду (профессиональное обучение, курсы и обучение в Банке России, иное обучение; должен ли быть центр обучения в каждой кредитной организации?). Также неясно, должны ли кассовые работники, не имеющие указанного документа, после вступления в силу проекта Положения пройти соответствующее обучение или они имеют право продолжить выполнение своих обязанностей?

5. В пунктах 1.12-1.14 проекта Положения указано, какими нормативными актами следует руководствоваться кредитной организации при совершении отдельных операций с иностранной валютой при обслуживании органов Федерального казначейства при совершении операций с платежными картами. Однако в указанных статьях не сказано, какими документами следует руководствоваться кредитной организации при совершении операций с драгоценными металлами и другими ценностями.

6. В соответствии с пунктом 2.3 проекта Положения вводится новая форма чековой книжки. Неясно, можно ли будет использовать старые книжки до изготовления новых, а также будет ли кредитным организациям предоставлено время на приобретение книжек до вступления в силу проекта Положения?

7. Четвертый абзац пункта 2.6 проекта Положения предусматривает, что при ведении книги учета принятых и выданных наличных денег каждая запись должна распечатываться с проставлением подписей. Следует ли из этого, что каждая запись должна делаться на отдельном листе?

8. В пятом абзаце пункта 2.6 проекта Положения указано, что листы книги хранилища ценностей распечатывается и после подписания направляются в кассовые документы дня. Сшивается ли в этом случае кассовая книга? Или в данном случае ведется две кассовые книги, т.к. согласно пункту 19.7 проекта Положения книгу рекомендуется хранить в хранилище ценностей?

9. В четвертом абзаце пункта 4.7 проекта Положения указано, что в случае выявления в поврежденной сумке, принимаемой от инкассаторов, недостачи, излишка оформляется акт пересчета произвольной формы. При этом нет четкого указания, следует ли и каким образом оформлять акт вскрытия сумки и пересчета вложенных наличных денег в соответствующем разделе ведомости к сумке и накладной к сумке.

10. В пункте 8.11 проекта Положения дано указание на необходимость направления кредитной организацией в течение трех рабочих дней по истечении календарного месяца сообщения в учреждение Банка России о подкреплениях наличными деньгами за месяц при перевозке наличных денег между кредитными организациями, ВСП в учреждение Банка России. Есть ли необходимость в дополнительном уведомлении Банка России об указанных перевозках, если суммы подкреплений отражаются в соответствующей отчетности?

11. В пункте 17.3 проекта Положения нет упоминания о том, что в книгу хранилища вносятся не только остатки наличных денег, но и остатки внебалансовых ценностей. Следует ли понимать, что остатки внебалансовых ценностей, соответственно, не указываются в книге хранилища, а перед закрытием хранилища не сверяются должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, с данными книги?



Письмо Ассоциации российских банков от 28 февраля 2007 г. N А-02/5-103


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение