Письмо Ассоциации российских банков от 28 декабря 2005 г. N А-01/5-759 О применении налоговыми органами нормы пункта 4 статьи 60 НК РФ, предусматривающей право налоговых органов обращаться в ЦБР с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности при неоднократном нарушении банком обязанностей по исполнению расчетных документов по перечислению либо взысканию налога в течение одного календарного года

Письмо Ассоциации российских банков от 28 декабря 2005 г. N А-01/5-759


Наше обращение обусловлено обеспокоенностью банковского сообщества проблемой, связанной с применением налоговыми органами нормы пункта 4 статьи 60 НК РФ, предусматривающей право налоговых органов обращаться в Банк России с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности при неоднократном нарушении банком обязанностей по исполнению расчетных документов по перечислению либо взысканию налога в течение одного календарного года.

Так, в последнее время отмечаются факты обращения территориальных налоговых органов в территориальные учреждения Банка России с ходатайствами об аннулировании лицензий на осуществление банковской деятельности у кредитных организаций, допустивших незначительные задержки исполнения расчетных документов на перечисление налоговых платежей.

Например, в результате проверки Инспекцией ФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска ЗАО КРАБ "Новосибирсквнешторгбанк" (далее - Банк) был привлечен к ответственности за нарушение налогового законодательства, и ему была начислена пеня в размере 35 рублей 71 копеек за задержку исполнения 6 инкассовых поручений на общую сумму 18.520,0 рублей на срок от 1 до 3 дней. Проверяемый период составил с 01.10.04 по 31.03.05.

Вместе с тем, причиной задержки Банком платежей по 5 инкассовым поручениям явилось отсутствие денежных средств на счетах клиентов Банка, а по 1 инкассовому поручению денежные средства были списаны со счета клиента в установленный законодательством срок, однако из-за допущенной технической ошибки были зачислены сначала на счет невыясненных сумм Федеральной казначейства, а после исправления ошибки перечислены по назначению.

Однако налоговым органом, направившим в Банк России ходатайство об аннулировании у Банка лицензии, не были учтены указанные обстоятельства, а также тот факт, что общая сумма перечисленных Банком в течение календарного года обязательных платежей, подлежащих уплате его клиентами в бюджеты разных уровней, составляет около 3 млрд. рублей.

Банк является одним из ведущих банков региона. По состоянию на 01.12.05 собственные средства Банка составляют 614,3 млн.рублей, денежные средства на расчетных счетах и депозиты юридических лиц - 2034,9 млн.рублей, вклады населения - 2.279,0 млн.рублей. Банк обслуживает более 11,5 тысяч счетов юридических лиц и 40 тысяч счетов физических лиц. Администрацией Новосибирской области и Управлением Федеральной налоговой службы по Новосибирской области Банк был награжден почетными дипломами лучшего налогоплательщика за 2001, 2003 и 2004 годы, которые вручаются за значительный вклад в формирование бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также за высокую платежную дисциплину.

Обращение налоговых органов в Банк России с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности, на основании которой кредитная организация осуществляет свою деятельность, является серьезной мерой, которая, учитывая специальную правоспособность кредитных организаций, может привести к негативным последствиям не только для Банка, но и для его клиентов.

В этой связи в целях недопущения применения к стабильно работающим банкам таких мер воздействия, которые могут повлечь прекращение осуществления ими банковских операций и, как следствие, к возникновению у их клиентов проблем, связанных, в частности с распоряжением денежными средствами, находящимися на их счетах, полагаем, что при принятии решения о необходимости такого обращения в Банк России налоговым органам следует принимать во внимание все существенные обстоятельства, связанные с задержкой обязательных платежей, а также объективно оценивать степень налогового правонарушения.

Кроме того, при рассмотрении вопроса об обращении в Банк России с ходатайством об аннулировании лицензии, выданной кредитной организации, необходимо иметь также в виду следующее.

Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случаях, предусмотренных статьей 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках). Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, за исключением оснований, предусмотренных Законом о банках, не допускается.

Так, в частности Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию в случае неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о ЦБ РФ) (пункт 6 части первой статьи 20 Закона о банках).

Специальными законами, регулирующими банковскую деятельность, являются Закон о ЦБ и Закон о банках. Кроме того, нормы, касающиеся банковской деятельности, содержатся в иных законах. Вместе с тем, Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающий ряд обязанностей кредитных организаций, к их числу не относится.

Кроме того, статьей 20 Закона о банках прямо не установлен случай аннулирования лицензии при неоднократном нарушении банком обязанностей по исполнению расчетных документов по перечислению либо взысканию налога в течение одного календарного года.

Из норм статьи 20 Закона о банках следует, что лицензия может быть отозвана Банком России только в случае нарушения кредитной организацией требований законов и нормативных актов Банка России, устанавливающих, в частности, порядок и сроки расчетов, в том числе инкассовыми поручениями, и только при условии, если в течение одного года к кредитной организации Банком России неоднократно применялись меры, предусмотренные Законом о ЦБ РФ.

При этом из норм статьи 23 Закона о банках следует, что Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций только в случае добровольной ликвидации кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников).

Таким образом, нормы пункта 4 статьи 60 НК РФ противоречат специальным нормам Закона о банках и Закона о ЦБ, не предусматривающим аннулирование лицензии на осуществление банковских операций в случае, установленном пунктом 4 статьи 60 НК РФ, что исключает возможность удовлетворения ходатайства налогового органа.

Вместе с тем, учитывая вышеизложенное, Ассоциация российских банков просит Вас обратить внимание налоговых органов на необходимость адекватного реагирования на незначительные правонарушения, допущенные кредитными организациями, в особенности расположенными в регионах, с целью предотвращения дестабилизации региональных финансовых рынков, чутко реагирующих на подобного рода применяемые к банкам меры воздействия.


Президент АРБ

Г.А.Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 28 декабря 2005 г. N А-01/5-759


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.