Обращение Ассоциации российских банков обусловлено проблемами, которые могут возникнуть у кредитных организаций, использующих услуги информационной системы SWIFT, в связи с толкованием отдельных норм Главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации.
Сообщество Всемирных Интербанковских Финансовых Телекоммуникаций (SWIFT), объединяющее около 8 тысяч крупнейших финансовых структур из 205 стран мира, начиная с 1989 года обеспечивает передачу финансовых сообщений российских пользователей.
Основной функцией SWIFT является обеспечение надежной и безопасной передачи сообщений при проведении безналичных расчетов. Так, например, в 2005 году российскими пользователями SWIFT было передано более 17 миллионов финансовых сообщений.
В настоящее время услугами SWIFT пользуется более 450 российских банков, включая Банк России, Сбербанк России, Внешторгбанк, Газпромбанк, а также такие крупнейшие российские финансовые организации, как Московская межбанковская валютная биржа, Национальный депозитарный центр и Депозитарно-Клиринговая Компания. По количеству пользователей SWIFT Россия занимает второе место в мире после США.
Российская Национальная Ассоциация SWIFT (РОССВИФТ), созданная в Российской Федерации для представления и защиты интересов членов и пользователей SWIFT, в целях унификации налогообложения услуг SWIFT ежегодно обращается в компетентные органы (МНС России, а в последние годы - в Минфин России) за соответствующими разъяснениями. Согласно полученным разъяснениям РОССВИФТ дает рекомендации российским пользователям SWIFT по вопросам налогообложения услуг SWIFT.
Во всех полученных ранее ответах МНС России и Минфин России правомерно признавали, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ территория Российской Федерации не является местом реализации услуг SWIFT по передаче финансовых сообщений, что служит основанием для освобождения операций по реализации этих услуг от уплаты НДС.
Однако в своем последнем разъяснении Минфин России изменил свою точку зрения в части основания для освобождения услуг SWIFT от НДС. Так, руководствуясь подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, специалисты Минфина России полагают, что местом реализации основных услуг SWIFT по передаче сообщений является Российская Федерация. В этой связи услуги SWIFT освобождаются от НДС на основании подпункта 4 пункта 3 статьи 149 НК РФ, как операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами.
Полагаем, что данная точка зрения является неправомерной, поскольку основные услуги SWIFT по передаче финансовых сообщений, в частности предоставление трафика, портов доступа, обеспечение безопасности и иные услуги, предоставляются за пределами Российской Федерации.
Так, весь технологический процесс в сети SWIFT контролируется операционными центрами, действующими на территории Нидерландов и США, а штаб-квартира организации расположена в Бельгии. Передача и получение сообщений между российскими пользователями SWIFT и операционными центрами сети SWIFT осуществляются через различные каналы связи с использованием провайдеров, услуги которых российские пользователи SWIFT оплачивают отдельно. Аппаратно-программные комплексы SWIFT и криптографическое оборудование, используемое для передачи сообщений SWIFT, находятся в собственности российских пользователей SWIFT.
Таким образом, SWIFT осуществляет свою деятельность за пределами Российской Федерации, услуги SWIFT по передаче финансовых сообщений предоставляются в Российской Федерации без его присутствия, следовательно, местом реализации Российская Федерации признаваться не может.
На основании изложенного, а также в целях соблюдения юридической точности при определении правового основания для освобождения услуг SWIFT от уплаты НДС, Ассоциация российских банков просит Вас дополнительно рассмотреть указанный вопрос с учетом мнения кредитных организаций - членов АРБ и РОССВИФТ.
Президент Ассоциации |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 29 августа 2006 г. N А-01/5-417 "О применении норм Главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации"
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)